Кира Камалова: «Как будто бы не давали сказать то, что хочется»

Кира Камалова проводит эко-мероприятия в Казани, ведет блог в инстаграме и экокурс, пишет статьи на Яндекс.Дзен и заметки в издания об экологии. Мы спросили ее о блоге, студенчестве, журналистской практике и о том, почему ушла из журналистики.

 — Ты училась на факультете журналистики, почему решила именно на него поступить?

— Я всегда любила писать и литературу. В детстве даже писала книжки, и сейчас этим промышляю. И как-то больше не было особых идей, с чем связать свою жизнь, кроме как русский язык, и вообще все, что связано с языками.

Я ходила в десятом и одиннадцатом классе в школу юного корреспондента газеты РОСТ, и там я писала статьи. Мне там говорили: «Вау, как круто, ничего даже редактировать не надо, ты такая молодец». И там сказали, что мне надо идти на журналистику учиться. А я подумала — классно. Я вообще всегда любила и языки, и экологию. Но я вообще не знала, как это можно связать со своей жизнью. А тут мне сказали, и я такая «М-м, вот же». И пошла.

— Какие главные воспоминания остались со времени учебы?

— Сегодня я смотрела в сториз, как проходила Маевка, и это такое теплое воспоминание. Вообще Академгородок сам по себе абсолютно волшебное место, потому что там природа встретилась с наукой. Я помню эти ощущения, когда пожилые люди рассказывают, как они жили там, где у них двери не закрывались и как они жили среди леса. Это все очень теплые ощущения у меня вызывало и вызывает до сих пор. Хотя много конечно изменений с тех пор произошло и в Академе, и в универе. А главные воспоминания, это, конечно, огромное количество встреч, различных активностей, начиная с работы в студенческой газете, заканчивая КВНом, вокалом и всем на свете. И в первую очередь люди, мои новые друзья, которые стали моей второй семьей в универе и классные преподы и вообще вся жизнь в Академгородке. И общага, это же вообще главное воспоминание.
И еще, как мы придумали акцию «Обними универ» и посвятили ее своей подруге, которой, к сожалению, не стало. Она заболела очень серьезно и закончилось все грустно. Но в память о ней девочки издали книжку, поскольку Наташа писала всякие там детские истории. И вот книжка с ее историями вышла и с историями ее подруги Ани Шестаковой, если я не ошибаюсь. И мы сделали акцию — выстроили огромное количество народа и обнимали универ.

— Где во время учебы тебе доводилось проходить практику или работать?

— Если честно, я уже не помню, была ли у нас какая-то практика после первого курса. Возможно, она была в «Университетском проспекте», кажется, так называлась газета в универе. Мы там работали вообще с первых дней первого курса. Всем предложили и те, кто хотел, кто горел, как я, тот это делал. Потом еще предлагали практику различную в других городах. Я помню, ребята ездили в Омск, но я не поехала. Я проходила практику на радио, не помню, на четвертом курсе или на третьем. Это было радио «Городская волна», какое-то муниципальное радио. У меня была там даже авторская передача и это было все довольно прикольно, мне понравилось.
А еще была очень классная практика на занятиях после курса по спецподготовке или мастерству у Елены Климовой. Мы брали интервью у актеров театра «Глобус» и из этих интервью создавался целый журнал, посвященный или актерам, или вот двадцатилетию «Глобуса», не помню. Но это было очень круто, потому что мы попали в закулисье, мы общались с актерами прямо у них дома и в разных местах, где они проводят время. Это было очень интересно, мне дико понравилось и интервью получилось очень глубоким и интересным.

Еще я курса с третьего работала в библиотеке для слепых и слабовидящих людей в центре города. Инженером звукозаписи я работала, мы записывали книги для людей, которые не могут читать по определенным причинам. И там тоже работали замечательные вообще люди, неравнодушные ко всему и ко всем. И я очень рада, что у меня была возможность сотрудничать с ними. И в техническом центре, который тогда только появлялся, на заре моей учебы, огромную работу проделали мои друзья, Света Васильева в частности. Вот с ними работать было в кайф.

— А технические навыки для звукозаписи ты тоже в универе получала, или на месте работы?

— Со звукозаписью очень было смешно, потому что я пришла и сказала честно, что я ничего не умею. Но ребята, которые меня позвали, были знакомыми. Они объяснили, показали, и когда возникали трудности, я просто звонила им и говорила: «Помогите, придите, расскажите, что делать». До сих пор не очень сильно шарю в проводах. А по поводу технических навыков, нам на пятом курсе уже что-то пытались рассказать, но там уже всем было не до того, честно говоря.

—У нас сейчас уже на первом курсе очень много предметов, которые учат монтажу и видео, и аудио, и фото, и даже верстке газет. Видимо, это как раз изменилось.

— Ну да. На первом курсе нас учили скоропечатанью и всякому такому. Тогда компьютеры были такими еще ящиками, какой уж видеомонтаж— Сейчас ты не работаешь в журналистике в прямом понимании этого слова, да?

—Да, я после того как поработала во всяких журналах, интернет изданиях, куда-то писала все время, в новостях даже работала. И, на самом деле, курсу к пятому у меня сложилось какое-то разочарование. Потом я начала много путешествовать, ездить, параллельно работала вожатой и преподавала английский, чем только не занималась кроме журналистики. Да, как-то так сложилось, что я перестала им работать. И вот до сих пор, сколько там много лет прошло, я официально не работала журналистом ни разу.
Но тем не менее, конечно же, я очень много пишу. Не только в блог, но и всякие заметки для интернет-изданий по поводу экологии и не только, пишу для себя много всего и даже какие-то художественные вещи. Но в прямом смысле да, я не журналист.— Что ты имеешь в виду под разочарованием?

— Как будто бы не давали сказать то, что хочется сказать, за это не платили. И постепенно моя жизнь поменяла свое русло так, что мне стало не интересно и невозможно заниматься журналистикой вот в таком смысле слова.

— За что именно не платили? За работу в целом?

— Я хотела на тот момент писать о культуре, о театре, о музыкантах местных, художниках, о чем-то таком андеграудном. А мне говорили: «Напиши рекламную статью» или «Освети приезд Аллы Пугачевой» (смеется). Ну то есть максимум, что о культуре можно было написать.  Получается, можно было писать о культуре, но за это не платили. Это какие-то были свои издания, самиздаты. А сейчас, мне кажется, это наоборот очень даже в тренде и востребовано.

— В подписях к твоим статьям на Яндекс.дзене есть слова «экожурналист», «экоблогер», «экоспикер».  Можешь попробовать объяснить грани между этими словами?

— Со спикером для меня все более очевидно, это человек, который вещает. Приходит и говорит, такой оратор. Это все мои лекции, уроки, выступления. А по поводу «блогер» и «журналист». Блог это такое маленькое СМИ, но это СМИ одного человека, ну максимум нескольких. Нас учили, что не должно быть «я», должны быть факты, должно быть объективно. А сейчас все как будто понимают, что объективного очень мало вообще в мире и что важно именно вот это «я», и личный бренд, и вот это все. И все с этой позиции пишут. По-моему, журналисты сейчас пытаются найти какую-то серединку, а блогеры как раз вот такие «я, я, я» и все через свою призму.

— Как помогает журналистское образование в твоей нынешней деятельности?

— Когда я готовлю статьи, посты или даже выступления, я всегда проверяю информацию, которую я говорю, проверяю источники. И я считаю, что любые блогеры и вообще люди, которые несут информацию во внешний мир должны, обязаны это делать. Потому что сейчас можно говорить что угодно и люди этому верят, просто потому что это написано, напечатано и вообще распространяется во вне. Но это большая ответственность. И я считаю, что эту ответственность нужно нести, брать на себя и подходить с умом.
А еще очень смешно, что у меня часто берут интервью сейчас, а я всегда думаю: «А я могла бы сидеть на вашем месте» про человека, который берет интервью. И я все время чувствую себя немножко с той стороны. Когда там вопросы человек не знает, как сформулировать, всегда ему подсказываю. И всегда прошу на сверку предоставить интервью, чтобы опять же проверить все факты и информацию. Все равно бывают фактические косяки, моменты, которые даже я не усмотрела. Это в принципе нормально, но мне кажется, что надо стремиться к идеалу.

— Сейчас не появляются мысли вернуться в профессию? Пойти работать, например, в газету или на радио?

— Вообще мне нравится писать и, как я уже говорила, я готовлю какие-то заметки в издания об экологии. Мне нравится идея фриланса, но в штат я бы, наверное, никуда не хотела пойти. И радио тоже очень прикольно, но в качестве какой-то периодичной программы. Я привыкла, что работаю по большей части сама на себя и с кучей разных проектов. И представить, что я работаю в одном месте на конкретного человека, это очень сложно сейчас для меня.

— По твоим социальным сетям видно, что ты занимаешься многими вещами. И блогом, и экокурсом, и разными другими проектами. Что из этого ты можешь выделить как самое важное?

— Наверное, ничего. Самым главным является жизнь и жить ее по полной. Поэтому все эти части равнозначны. Блог позволяет и реализовывать экокурс, и общаться с людьми, и создавать какие-то проекты, например, экологические благотворительные на местах, и здесь в Казани в первую очередь и в другие города меня приглашают.  Блог является каким-то средоточием и самым долгосрочным проектом.

Беседовала Руш Дарья