Кирилл Воробьёв: «Повлияла, может быть, сама судьба»

Интервью с Кириллом Воробьевым, корреспондентом ГТРК Новосибирск, о телевидении и банальных вопросах, которые задает себе каждый молодой журналист.

— Первый и самый главный вопрос. Почему журналистика? Что повлияло на ваш выбор?

— На самом деле, ничто не повлияло. Повлияла, может быть, сама судьба. Изначально я хотел поступить в театральный институт, но потом, мое решение изменилось, в день, когда нужно было принести оригиналы документов. Я находился дома в своей комнате. У меня над кроватью на стене висела старая театральная маска. Когда-то я сам слепил её из глины еще в детском лагере. Маска висела очень долго, и тут, неожиданно, она падает и разбивается вдребезги. Тогда я и подумал, что это какой-то знак, и мне не стоит поступать в театральный. Так собственно я и попал на журналистику.
— Как вы думаете, Кирилл, стоит ли учиться на журналиста?

—  Лично я получил журналистское образование (Кирилл закончил журфак НГПУ, — примечание О.М.) и считаю, что это очень хорошо. Во время учебы чувствуешь, как погружаешься в эту журналистскую среду. Потому что вокруг тебя много профессионалов. Большинство преподавателей на кафедре — практикующие журналисты. Благодаря им я получил знания и опыт. А главное, они помогли понять, какие «подводные камни» скрывает профессия журналиста. Конечно, эти знания, а точнее навыки можно получить, на практике, идя путем собственных ошибок. Но это долго. Вот поэтому я считаю, что журналистское образование помогает быстрее освоиться в профессии, Хотя, конечно, оно не обязательно.

— По вашему мнению, журналист — это профессия или призвание?

— Ну не знаю. Мне, кажется, это скорее какое-то состояние души. Потому что ты должен быть любопытным, хотеть докопаться до истины и просто понимать, что ты являешься транслятором информации, а в каком-то плане даже ее создателем. Поэтому, мне кажется, что это всё-таки потребность, не состояние души и не призвание, а потребность. Необходимость рассказывать что-то и узнавать. Постоянно быть в поиске.
— Почему именно телевидение?

— К телевидению я пришел не сразу. У нас в университете была такая установка, что обязательно первая практика должна быть в печатном издании. Моя работа, как журналиста, началась в пресс-центре при мэрии Новосибирска, после какое-то время работал в журнале. И однажды, мне позвонила мама и говорит: «Вот смотри, там кастинг проходит, попробуй отправить заявку, ты же хотел попробовать». Собственно, так в моей жизни появилось телевидение. А к радио меня вообще никогда не тянуло. По моему мнению, это какой-то странный источник информации.
— Расскажите о первых впечатлениях от своей работы на телевидении. К чему нужно готовиться юным телевизионщикам?

— Когда только попадаешь на телевиденье, нужно быть готовым к тому, что придется очень быстро учиться. Попадая в новый коллектив, который постоянно работает в бешеном темпе. Слаженно, каждое действие в нем отточено до мелочей. При этом нельзя думать и быть уверенным в том, что с тобой кто-то будет нянчиться. Ты приходишь, и тебе нужно понимать, что ты здесь уже не практикант. Необходимо максимально быстро вникнуть в процесс, и только при таком раскладе ты будешь хоть что-то из себя представлять, докажешь, что являешься дееспособной единицей. Если этого не делать, не стоит быть уверенным в том, что тебе постоянно будут вытирать сопли, объяснять все без конца, Если ты не можешь усваивать информацию с первого раза, то тогда лучше, как говорится, и не соваться.
— В журналистике есть место творчеству?

— К своей работе отношусь как к творчеству. Каждый сюжет — это небольшой фильм, где есть все составные части: завязка, кульминация, развязка. Абсолютно всё. И ты постоянно играешь с вниманием зрителя, выбираешь, что именно он будет смотреть.

— Правда, что на телевидение тяжело работать?

— Работать действительно тяжело. И я никогда не понимал людей, которые уверены в том, что это очень просто и легко. Любой труд — это труд. Другой вопрос, а получаешь ли ты удовлетворение от своей работы. Смотрите, работать на телевидении правда сложно, потому что ты принадлежишь не себе, а событию. Например, сегодня планируешь пойти в театр, но ты можешь и не пойти вовсе. Если, вдруг, сейчас что-то случится, ты будешь обязан работать до поздней ночи, а, иногда несколько суток. Поэтому главная сложность работы журналиста — это не только постоянная обработка гигантского объема информации в своей голове, но и это. Есть и плюсы. Интерес, который пропитал всю эту профессию. Возможность стать частью события, на самом деле, компенсируют все недостатки этой профессии. Благодаря этой работе, ты можешь побывать в тех местах, где не могут оказаться другие люди.

— В университете нам говорят, что телевиденье — это прежде всего командная работа. Скажите на вашей работе, действительно, важна командная работа?

— На телевидении важна командная работа. Как говорят, один в поле не воин, здесь тоже самое. Когда прямое включение или какая-то срочная съёмка тебе просто необходима помощь. Например, ты куда-то едешь, а тебе помогают найти какую-то информацию, собрать факты или ещё что-то. И это, конечно, очень спасает в полевых условиях, где тебе нужно приехать, сразу встать и что-то рассказать.

— Кирилл, вы согласны с тем, что сейчас журналист должен уметь все? Приходится ли вам постоянно учиться чему-то новому, чтобы быть успешным на работе?

— Это скорее даже не столько прихоти профессии, сколько требование времени. Нужно понимать, что если ты не меняешься вместе с форматом жизни, то ты уже не просто в последний вагон поезда не запрыгиваешь, тебе, в принципе, только и остаётся, что идти по шпалам и то, никогда уже не догонишь. Вот поэтому здесь нужно очень внимательно следить за трендами. Для меня, например, сейчас дико слышать, что многие люди в нашей профессии не знают о том, что такое телеграмм-каналы. И для них совершенно удивительно, что они работают быстрее информационных агентств. Естественно, нужно перепроверять эту информацию по несколько раз, но сам факт остаётся фактом. Поэтому, конечно, нужно не забывать инвестировать в себя, не тратить заработанное на какие-то плюшки, а всё-таки задумываться о том, что нужно хорошо знать хотя бы один язык, разбираться в трендах и событиях. А главное понимать — мир меняется, как и меняются форматы вашей работы.

— А вы не жалеете о своей выбранной профессии?

— Нет, я не жалею. Я всё-таки выбрал эту профессию или она, наверное, выбрала меня. Ничего плохого не могу сказать. По крайней мере ещё не было ни одного дня, что бы я как-то разочаровался или подумал — это не моё. Да, бывает сложно и тяжело, бывают какие-то не состыковки в голове. Но все равно журналистика — это то, что тебя питает, то, что делает лучше, интереснее. Но и собственно, расширяет твое сознание и границы мировосприятия.

— Какие бы советы вы дали будущим журналистам?

— Просто не бояться, стараться быть открытыми к информации, не загонять себя в какие-то форматы или рамки. Конечно, следить за тем, что говоришь, следить за своими мыслями и соцсетями. Потому что все это, как говорится, ваш портрет. Ну и главное — просто не терять интерес и быть любопытным ко всему, что происходит в мире.

Беседовала Ольга Михнева