Максим Богданов: «Если ты фанат своего дела, то и работа найдется, и своих целей добьешься»

 Он просто диджей на «Авторадио». Но так ли просто им быть? Вот уже двадцать лет, без малого, один из лучших радиоведущих Новосибирска – Максим Богданов, встаёт в 5 утра, чтобы мы просыпались бодрыми. Утверждает, что его профессия — не что иное, как призвание, а обратная связь со слушателями — лучшее вознаграждение за работу. Накануне юбилея творческой деятельности я решила пообщаться с тем, кому по долгу службы пришлось превратится из совы в жаворонка.

— Расскажите пожалуйста, кем работаете на радиостанции, какие программы ведете?

— Я работаю ведущим утреннего линейного эфира. Мы сообщаем о пробках и погоде. Также выступаю как новостной редактор. Утренний эфир предполагает также развлекательный контент, поэтому часто общаемся со слушателями, дарим подарки.

— Какое вы получили образование?

— Получил высшее филологическое образование в Новосибирском Педагогическом университете по специальности «Учитель английского языка и переводчик».

— Как оказались на радио?

— На радио попал случайно, когда еще учился в университете, после второго курса. Никогда не слышал о коммерческих радиостанциях, не имел представления о том, как они работают. В моем родном городе, на Камчатке тогда вещало три радиостанции такого плана. Как-то я послушал, и мне безумно понравилось, что они делают, как звучат. Мне показалось это очень занимательным и любопытным, и я пришел устраиваться без подготовки, без какого-либо специального образования. Причем тогда я думал, что людям нужно специальное образование, чтобы работать диджеями. На деле все оказалось не так — все самоучки. Я считаю, если у тебя есть талант, чутье профессии, очень легко адаптироваться. Ведь это творчество, здесь нужно обладать внутренним чутьем. Видимо все это у меня было, сложилось и больше я не могу уйти оттуда. В этом году будет двадцать лет, как я работаю на радио.

— Было ли у вас с детства увлечение журналистикой?

— Я писал статьи, я работал в журналах. У меня были свои авторские программы: музыкальные проекты, интерактивные передачи, «интересные факты» – мне очень нравится писать, но я никогда не занимался этим профессионально.

— Считаете ли вы недостатком отсутствие журналистского образования? Хотели бы работать на телевидении?

— Нет, в той работе, которой занимаюсь я, вполне достаточно филологического образования, но можно и без такового работать, главное правильно говорить. Нужно руку набить — я хотел пойти на журналистику после педагогического вуза, но не сложилось – я думаю, что абсолютно легко перейти работать в чистую журналистику. Мы бок о бок с новостниками: видим, как каждый день создаются новости. Опыт поиска материалов и написания текста у меня есть, просто нужно руку набить. Я пару раз

проходил кастинги на роль ведущего на телевидении. Нужно было сделать выбор и уходить из радио холдинга. Я этот выбор не сделал…Вообще, я считаю, что все, что не делается, все к лучшему, наверное, так было нужно.

— Получали ли вы какие-то специальные навыки дополнительно для работы на радио?

— Все происходило в процессе. Когда я пришел работать, со мной занимались на первой моей радиостанции. Всем необходимым навыкам обучили непосредственно перед работой. Была даже такая практика, что с ведущими занимались сотрудники театра, поскольку считается, что у них хорошо поставлена речь и дикция. Также, с нами проводили групповые игры на постановку голоса и проводили матер-классы с опытными ведущими. Но все-же больше рассчитано на самообразование.

— Опишите свой типичный рабочий день.

— Мой рабочий день начинается очень рано. Человек, который был совой по образу жизни, легко превращается в жаворонка, ведь вставать нужно в 4-5 утра. Приходилось полностью менять привычки и перестраивать себя на новый образ жизни.

— Около 7 я приезжаю на работу, проверяю радиостанцию на техническую исправность и начинаю готовиться к эфиру. Собираю информацию по погоде, пробкам в городе. В 7:00 мы начинаем наш локальный эфир на три часа – он накладывается на московский. Параллельно с московским эфиром мы делаем свои вставки о погоде, пробках и новостной блок. Далее начинается наш «собственный эфир» еще на три часа. Здесь добавляются народные новости, игры.

— Какие программы вам больше всего нравится вести?

— Однозначно, интервью! К нам на радио приходят очень много гостей и меня всегда вызывают на эту активность даже из отпуска, потому что доверяют. Но в интервью нужно быть наглым, чтобы тебя не забили. И если

человек по разным причинам оказывает на тебя давление, тебе будет очень тяжело. Ты будешь нервничать, краснеть и волноваться. Но я этой наглостью, к сожалению, или к счастью, не обладаю. Если мы с человеком на одной волне, тогда это легко. Интересно, потому что это всегда полет фантазии, импровизация. Когда ты берешь интервью, никогда не знаешь, как будет реагировать человек на твои вопросы. Есть люди, которые говорят без умолку: ты приготовил двадцать вопросов, а задал всего четыре. Но все равно интервью удалось, вы пообщались обо всем. А есть такие, из которых нужно клещами по фразе вытягивать и тогда твои двадцать вопросов улетучатся за две минуты. Так как отведен определенный хронометраж, приходиться подстраиваться под ситуацию. В этом и состоит интерес – никогда не знаешь, что там, за поворотом.

— Вы сказали, что ведете одни и те же выпуски каждый день. У вас не возникает чувства рутины?

— Естественно, без этого никак. Более того, такое ощущение возникает не только у меня, но и у ведущих разговорного жанра, которые работают много лет подряд. Важно в шаблонной работе находить какие-то интересные моменты, в которых я развиваюсь как личность. Это парадоксально, но, видимо, нужно так любить эту работу, чтобы на ней оставаться и находить что-то новое каждый день. У многих случается творческий кризис, не только у радиоведущих. Когда все надоедает, все одно и тоже. Когда занимаешься чем-то не тем, чем мог бы заниматься, когда кажется, что просиживаешь штаны. Но потом это ощущение куда-то уходит, и, если это твое, интерес снова возникает.

— Что изменилось за время вашей работы на радио?

— Изменилось очень многое. Технически, как и все в 21 веке в жизни меняется, так и все технические процессы совершенствуются, меняются. Начиналось коммерческое радио с того, что ди-джеев ставили на кассетах. Это было очень сложно, но интересно. Когда я пришел на работу, мы

работали с компакт дисками — ты не можешь покинуть студию больше чем на 2-4 минуты. Это было технически очень сложно, но интересно, ведь от того, как ты сведешь две песни или запишешь программу, ты будешь сам кайфовать. С нулевых годов на все радиостанции поставили автоматические программы. Сразу выросло качество эфира, появилась возможность заранее записывать программы, миксовать песни. С появлением интернета, стало значительно проще искать темы для сюжетов. Если говорить не о технической стороне эфира, а о том, какие проблемы сейчас в принципе радио переживает, то профессия утрачивает свою ценность с появлением блогеров, интернет- инфлюенсеров. Появилась тенденция– стали создавать школы радио, в которых ведут настоящие ведущие радиостанций – теперь каждый может почувствовать себя в этой роли, научиться писать отводки, записывать программы. Но сейчас нет такого ажиотажа к профессии, на радио мало, кто хочет работать.

— За последнее время сильно увеличился поток студентов, поступающих на факультеты журналистики. Как вы считаете, есть ли перспективы в работе на радио в ближайшие десять лет?

— Я считаю, что да, эта профессия не умрет и никуда не исчезнет, она может лишь видоизменяться. Новости всегда были и будут нужны, люди будут их смотреть и слушать. Другой вопрос где. У каждого свои перспективы. Это зависит от того, что ты ждешь от этой работы – если ты фанат своего дела, то и работа найдется, и своих целей добьешься, поэтому возможности есть. Радио точно останется.

— Как стать ведущим на радио?

— Нужно точно понимать, что ты хочешь этого. Нужно преследовать определенную цель – достичь конкретного ощущения с аудиторией, которая тебя слушает или свою нужность ощутить, например.

— Какая у вас была цель?

— Мне очень нравилось это. Мне хотелось ощутить, каково это – находиться по ту сторону процесса. Мне казалось, что мы делаем людей невероятно счастливыми. Хотелось делать что-то полезное, радовать людей. А попасть на работу очень просто. Нужно очень сильно этого захотеть – поискать вакансии, пооббивать пороги. Сейчас очень много возможностей – можно пройти короткие курсы и устроиться. Вакансий сейчас конечно меньше. Это обусловлено оптимизацией всех процессов. Из-за того, что в основном вещают московские филиалы, у нас очень мало работы. Но кто ищет, тот всегда найдет.

— Назовите три главных качества для того, чтобы стать успешным ведущим на радио.

— Должна быть внутренняя сила, чувствование зрителя, для того, чтобы ты работал с огоньком. Если этого нет, очень сложно понравиться зрителю и самого себя полюбить в этой профессии. Иначе ты будешь только за другими смотреть, станешь заурядным и неинтересным. Обязательно должен быть внутренний огонек. Дикция и эрудированность также очень важные качества в работе.

Беседовала Полина Шелудько