Маргарита Онникова: «Каждый раз я училась профессии»
Маргарита Онникова — о работе на телевидении, будущем журналистики и первых пробах пера.
— Каким путем вы пришли в журналистику?
— Это было еще школьной мечтой. Уже в средней школе делали с подругой стенгазету. Писали про жизнь школы и про то, что в голову взбредет. Все нас очень хвалили, и мы думали, что мы уже крутые журналисты. Смотрела новости по ТВ и думала, что буду работать где-нибудь в горячих точках, делать репортажи из какого-нибудь Ирака и т. д.После школы поступила в НГТУ. Журналистики как отдельной специальности там в то время еще не было, поэтому решила окончить филфак со специализацией журналистика.
— Как образование помогло вам в профессии?
— Филологические науки в НГТУ дают очень классно и, если бы мне это было интересно, я бы получила от университета гораздо больше, чем получила на самом деле. Потому что то, ради чего я туда шла — журналистика, по сути ее там не было. Один профильный предмет в семестр по типу «введение в журналистику». Восемь пар в семестр. Или «юридическая основа журналистики» — восемь пар в семестр. Ни фото, ни видеопроизводства, ни истории журналистики — практически ничего не было. Этого мне сильно не хватало тогда, и в общем-то не хватает и сейчас. По сути, все, что я умею в профессии, ну может 90% — я научилась на практике. Со второго курса делала студгазету, с третьего начала работать на сайте academ.info, потом на радио МИР, потом на радио «Комсомольская правда-Новосибирск». И каждый раз я училась профессии.
— С какими ожиданиями от профессии пришлось расстаться, когда вы начали работать?
— В школе, когда горела профессией, я даже не знала, что можно писать статьи или снимать сюжеты за деньги. Заказные. Поработав, я поняла, что это реальность. Это самое мое большое разочарование.
— Какие черты характера необходимы для журналиста?
— Легкость на подъем, умение быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, общительность, небоязнь новых знакомств, умение работать в режиме нехватки времени, аврала, дедлайна, хоть как это назови.
— Какие негативные изменения в характере появляются по мере погружения в профессию?
— Циничность.
— Какой обычно распорядок дня на ТВ? Может ли он сказываться на личной жизни?
— Если нет утренних съёмок, приходим на работу к обеду. Отписываем отснятый ранее материал, пишем какие-то войсы, записываем тематические программы. Параллельно планируем завтрашний день — ищем темы, на которые нужно снять сюжеты, ставим в план съёмки. Можем освободиться в 5, а можем в 10 вечера. Иногда приходится снимать сюжеты на выходных. Или ночью. Или в 5 утра. Или за 50, 100, 200 км от города, или уехать на несколько дней в командировку. Иногда срочный сюжет может порушить какие-нибудь личные планы, но в целом график очень удобный и мобильный.
— Что самое сложное в создании журналистского продукта?
— Самое важное — это качественно поработать в «поле». Сначала материал сделать, потом из хорошего материала, даже если ты не очень давно работаешь или нет опыта, из множества хороших кадров, из хорошего интервью, из различной информации можно, даже очень сложно будет сделать плохой сюжет
— Каким вы видите будущее журналистики?
— Я не знаю, ну, телевизор останется, радио останется, как бы ни говорили то, что интернет поглотит все остальные разделы журналистики — это неправда, радио все в машине слушают, телевизор до сих пор моя мама смотрит, да все смотрят. Конечно, сейчас есть Ю-туб и всё остальное, и всё это развивается очень быстро, но всё это будет уже развиваться параллельно. Какая была журналистика, такая она и останется.
— Какая из ваших работ лучше всего запомнилась?
— Я помню, конечно, свои первые работы, сюжеты. Когда я писала ещё в Рубцовске, мы переехали сюда с подругой, с которой делали стенгазету, из Рубцовска. Я там писала какую-то статью про 9 мая, что-то там, спрашивала ветеранов, как обычно. Помню, как у меня тряслись руки, когда в руках был диктофон, как там я краснела, бледнела, заикалась. Помню, как десять тысяч раз переделывала заголовок. Помню свою первую заметку на academ.info, какой-то там был флэшмоб в Первомайском сквере. На одну заметку в тысячу знаков у меня ушел вечер работы. Помню, как боялась её сдавать редактору, думала, что вообще никогда это безобразие не опубликуют, и помню, как радовалась, когда эта заметка появилась на сайте, её практически не поправили, и я думала — ну всё, вот оно.
Беседовала Ирина Бартель