Наталья Райм: «Я совсем не «пробиралась в ящик». Просто шла к поставленной цели»

Наталья Райм с самого детства посвящает себя журналистике. Еще в 11 классе она публиковала свои заметки в немецкой газете «Deutsche Allgemeine Zeitung». Получила диплом в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования, а также в Штутгартском университете. Проходила практику и работала на различных программах, ток-шоу, новостных телепередачах. И вот уже около двадцати лет работает на Казахстанском республиканском телеканале «31-й канал». В интервью она рассказала о своей журналистской деятельности на телевидении, путешествиях и секретах, как всё успевать.

— Про телевидение обычно говорят: либо пришел, увидел и остался, либо понял, что не твое. Почему вас привлекла именно тележурналистика, а не радио или печать?

— Я свою журналистскую деятельность начала не с телевидения, а с газеты. Причем еще школьницей. Потому что раньше, чтобы поступить на журфак, ты должен был принести своё портфолио. И кстати, экзамены делились на две части: творческий конкурс и тестирование. Прошел творческий конкурс (это было сочинение) – тебя допустили к тестированию. НЕ прошел, до свидания. Поэтому при поступлении фиксировали: есть ли у тебя публикации. Что касается телевидения, то я никогда не горела желанием работать именно на

ТВ. На втором курсе факультета журналистики шло деление на кафедры. Наталья Владиславовна Абилова – преподаватель «Основ ТВ» – как-то пришла и очень демонстративно, мне тогда это ужасно не понравилось, показывая пальцем, говорила: «Ты, ты, ты вот ты…еще ты и ты. Я жду вас у себя на кафедре ТВ». Она выбирала исключительно по внешности, что, на мой взгляд, неправильно. Но будучи студенткой, оставалось просто согласиться. Так я стала участницей программ на кафедре, участницей ток-шоу, автором студенческих проектов. А после второго курса пошла проходить практику на «31 канал» в программу «Доброе утро, Алматы!» В новости я попала гораздо позже, когда вернулась из Германии. Туда ездила по гранту на учебу «по режиссуре и продюсированию телевизионных проектов». До этого я была автором сценариев проекта «Рецепт без бланка», потом стала режиссером, актрисой, потому что там разыгрывали сценки, и вела ток-шоу «Дела Житейские». Но как получила диплом Штутгартского университета, пошла в серьезную журналистику, в новости и аналитическую программу «Власть». Здесь началась настоящая политико-экономическая жизнь. Здесь создавался «информационный день», и я поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься. Но хочу добавить, что помимо новостей я создавала документальные фильмы. Это еще круче, чем создавать информационную картину дня. Как-то ко мне обратился телеканал НТВ со специальным проектом, а позже и телеканал РенТВ. Там очень сильная команда корреспондентов была: Ирена Лесневская, Антон Хреков, Марианна Максимовская, Алексей Пивоваров. И это было невероятным счастьем поработать под их началом. Хотя на тот момент я была очень известным журналистом. В итоге я создала серию документальных фильмов для НТВ и для РенТВ фильм о «Статусе Каспия». Кстати, позже стала работать специальным корреспондентом по Казахстану РенТВ.

— То есть в журналистике вы успели себя попробовать не только в роли телеведущей. Расскажите поподробнее о своей деятельности.

— У меня два высших образования. В 2002 году я выиграла грант на обучение в КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования), факультет IJMC (International Journalism and Mass Communication, Интернациональная журналистика и массовые коммуникации). Поэтому PR и маркетинг – это моя вторая стезя. Телеведущая — это одна тысячная часть всей моей работы. Я в первую очередь – журналист, редактор, редактор международных новостей, я переводчик с английского и немецкого, потому что новости приходят на языке оригинала, мы берём информацию из своих источников. Я ещё и продюсер, автор своих материалов. Плюс ко всему режиссер монтажа. А телеведущая — это не профессия. Профессия — это журналист. Я хотела быть журналистом. Другие варианты даже не рассматривала. Поэтому шла к своей цели и добилась результатов.

— Когда вы учились в университете, цифровые камеры были огромной редкостью. Как вы тогда снимали репортажи? Насколько это было сложно?

— Когда я училась, цифровые камеры не были редкостью. Их еще не изобрели. Были камеры формата VHS и SVHS. На них мы работали. Позже появились DVC и DVCpro. И уже только в 2007 перешли на цифровой формат. Это совсем не трудно, поскольку принцип работы одинаковый.

— Нам на первом курсе часто говорят, что далеко не все журналисты умудряются попасть «в телевизор». Даже если устроиться в сферу телевидения. Как у вас получилось пробраться в этот волшебный ящик?

— Я совсем не «пробиралась в ящик». Просто шла к поставленной цели. Мои родители мне всегда говорили, что нет ничего невозможного. Мой папа — физик-математик, доктор математических наук. Мама — бывшая солистка ансамбля «Гульдер». То есть, понимаете, что журналистикой здесь совсем «не пахнет». Я

пришла на телевидение, как слепой котенок. У меня не было знакомых или родственников, или, как сейчас это принято «кто-то свой». Я шла по той формуле, которую мне рассказали мои родители: университет + трудолюбие + цель = успех.

— Я знаю, что у вас трое деток. Сложно ли совмещать семейные дела и рабочие? Когда вы успеваете отдыхать?

— Есть такое очень модное слово «тайм-менеджмент». Грамотное распределение времени и акцентов. Наверное, если бы у меня было не трое, а пятеро детей, то я бы всё равно успевала. Я рано просыпаюсь, и засыпаю не в том дне, в котором просыпаюсь. А накануне. Наверное, это главное для заряда энергии. Когда я родила дочь, то в нашей семье появилась няня. Она мне очень помогает. Потому что мальчики старшие растут: у них тренировки, бассейн, школа, художественная школа. Я бы не успевала их развозить везде по городу.

— Вы часто путешествуете и с семьёй, и в рабочие командировки. Не думали переехать в другой город или страну, чтобы работать на более известном телеканале?

— Да, я очень часто путешествую с семьей и езжу в командировки по работе. Именно здесь очень пригождается знание иностранных языков… Что касается известности телеканала, то «31 канал» – это республиканский телеканал. Очень известный. Вот на «Хабаре» бы я точно не хотела бы работать. Там в эфире просто говорящие головы. За них и тексты пишут, и говорят где улыбнуться, и где нахмуриться. Меня вполне устраивает моя работа.

— Волнуетесь ли вы перед каждым выходом в эфир или это уже вошло в привычку многолетнего опыта?

— Нет, не волнуюсь. Потому что я не просто телеведущая. Я автор всех материалов, о которых я рассказываю в эфире. Потому что с 10 утра начинают поступать разные новости. Я их принимаю в работу. Знаю все нюансы, моменты, тонкости. Поэтому, когда я иду в прямой эфир, я иду с тем, что делала в течении всего дня. И конечно, наши ребята – корреспонденты и наш ответственный редактор. Это наша общая работа. Мне очень важно рассказать обо всем зрителям.

— Угрожали ли вам когда-нибудь из-за журналистской деятельности?

— Угрожали и не раз. Все политические и социальные темы — это как острие ножа. И в нашей профессии риск такого рода вполне обоснован – журналистика всегда, во все времена поддавалась гонениям. Это так. Надо это просто принять.

— Сколько вы планируете оставаться в журналистике? Если вы вдруг из неё уйдёте, то в какую сферу?

— Думаю, что еще лет 7 или 10. Я уже несколько лет пишу свои книги. Это «Сказки Натальи Райм». Вышла моя книга, публикуются альманахи. Если я уйду из журналистики, то я посвящу себя именно написанию новых сказок для детей. Может быть, начну писать романы [улыбается, подмигивает].

— Какие советы вы могли бы дать молодым журналистам?

— Хочу дать молодым журналистам один единственный совет: добивайтесь цели своими умственными способностями: больше читайте, смотрите интересные и познавательные проекты, всесторонне развивайтесь. Потому что журналистика – это не то, что многие сейчас называют: появиться в кадре. Журналистика – это труд, и именно умственный труд.

Беседовала Ева Кеплин