Ольга Морозова: «Считаю, что главный творческий генератор внутри тебя»

Ольга Морозова − тележурналист, телережиссёр, лауреат и дипломант всероссийских телевизионных конкурсов, обладатель почетного знака «За плодотворный труд на благо города» о профессии, вдохновении, борьбе со стрессами и журналистском образовании.

— Вы уже достаточно долго работаете на ОТС, почему именно этот телеканал?

— Первое: в телекомпании ОТС есть много коллег, с которыми приятно работать, у меня есть своя команда, люди, с которыми у нас общий творческий язык. Это важно. Мы все знаем, что на телевидении, в журналистике, в целом, но особенно на телевидении, масштабные возможности работы сосредоточены в Москве. Даже не в Петербурге, а в Москве. Это правда профессии. И, соответственно, если сравнивать со столицей, то, конечно, в других городах в разы меньше этой работы. У нас в Новосибирске существует несколько телекомпаний. Во многих из них я работала. Начинала на ГТРК «Новосибирск», потом был насыщенный, очень творческий период работы в частной телекомпании РТВ под руководством Анастасии Журавлевой, у нас была там настоящая «команда мечты», потом − производство корпоративных фильмов в студии «LBL-Сибирь», была и фрилансером, сценаристом, сейчас – телекомпания ОТС. В этой телекомпании была возможность запустить в эфир проект о культуре несколько лет назад, и это стало решающим фактором, чтобы сюда прийти. Результатом стала телепрограмма о культуре и искусстве «Рафинад», которая выходила в эфир в течение пяти лет.

Но, в целом, что касается Новосибирска – это, скорее, не вопрос выбора, а особенностей профессионального рынка работы. Вот такой он у нас, «неправильный» − всего несколько мест, где могут реализовать себя тележурналисты, и мы все как-то между этими точками лавируем. И их меняем время от времени.

— На ОТС вы автор идей, сценариев и режиссер, предпочитаете темы, связанные с искусством и культурой. Почему вы выбрали именно это направление?

— Сейчас я занимаюсь в телекомпании по большей части вопросами телевизионной режиссуры. Изначально моя специализация как журналиста − сфера культуры и искусства, освещение их на телевизионном экране или в визуальных спецпроектах. Этим я начала заниматься сразу же, ещё в самой первой телекомпании, где работала. Так удачно сложилось, что сфера моих интересов совпала со сферой деятельности. В журналистике практически все имеют какую-то специализацию. Это нормально, как и в других профессиях. Спортивные журналисты, политические, корреспонденты криминальной тематики, аграрной, культурной и так далее. Что интересно, в чём человек разбирается, чем он увлекается, чему соответствует внешне и внутренне − тем обычно и занимается. Наши интересы часто нас определяют, меняют, двигают. Мне близко всё, что входит в примыкающие сферы культуры и искусства, например, в телекомпании ОТС я делаю промо-ролики с постановочными сюжетами, с персонажами, где наших телеведущих переодеваю в другие образы, ориентируюсь на их типаж, на их актерские способности, подбираю костюмы, декорации, реквизит. Всё чаще в постановочных циклах и с профессиональными артистами сотрудничаю, мы дружим с Новосибирским государственным театральным институтом, спасибо, нам идут навстречу, талантливые студенты у нас в проектах снимаются. То есть я везде, где требуется некие художественные, эстетические, визуальные методы, близкие к кино и театру.

— Вы сказали, что участвуете в специальных проектах, которые влияют на эстетический облик телеканала. Где вы черпаете вдохновение?

— Телевидение − смежная сфера со всеми визуальными искусствами. Прежде всего, такими, как кино, театр, живопись. Одно дело, когда человек занимается информационным потоком − сбором и проверкой фактов, их анализом. Это важное и ответственное дело, сложное, но требует других способностей, не настолько связанных с визуальностью, подбором цвета и композиции, проявлению эмоций в кадре. А если ты специализируешься на визуальной стороне, то понятно, что ориентируешься на источники, которые тебе эту визуальную свободу могут дарить. Это, конечно, кино. Телевидение, оно должно быть таким же маленьким кино, маленьким изобразительным искусством. Если профессионально и качественно работать, то нельзя не обращать на это внимание. Такой вот прикладной вариант художественного кино. Соответственно, из кино берём приёмы: световые, съёмочные, методы работы с людьми в кадре, организации пространства, дизайна, эстетики, сценографии, цветовых сочетаний. Тот, кто занимается визуальными штуками, он, конечно, должен смотреть источники: от живописи классической до современного искусства, видеодизайн, высокая мода, постановка шоу-показов, кино, всё в помощь. Всё взаимосвязано. Мне кажется, любой человек, который профессионально хочет развиваться, он понимает это или, по крайней мере, должен понимать. Поэтому меня всегда удивляет обратное. Например, когда я веду занятия со студентами время от времени или просят провести мастер-класс по креативной журналистике. И меня всегда удивляют студенты в группе, которые учатся на тележурналистов и гордо заявляют: «А я не смотрю телевизор!». Мне кажется, это, назовем вещи своими именами, такое недалёкое высказывание. Потому что это то же самое, как, если бы ты работал, например, доктором и вообще не изучал то, что сделали до тебя, что делают коллеги в других странах. Или такой вот чудо-журналист: он сел за компьютер и подумал, что ничего нет вокруг него, ничего не было до него, и поэтому я буду смотреть только свои работы и «изобретать велосипед». Странный подход. Тем более, если ты учишься этой профессии. Плюс сейчас телевизор − это только средство показа, приёмник. Неважно, где и как ты смотришь видеопродукт, телевизионный продукт, в телефоне, ноутбуке, в сети или на экране плазмы. Совершенно не важно. Не имеет значения, через какой «приемник» ты смотришь, но ты должен наполняться визуальным искусством, видеть и анализировать работу твоих коллег, предшественников и современников, мастеров. Вот я так пространно ответила на вопрос, потому что он для меня самой волнующий для осмысления. Я столько раз сталкивалась вот с этой дикой и гордой фразой: «Я не смотрю!». Как если бы вдруг дизайнер интерьера, например, заявлял: «Да, я крутой дизайнер, но я никакие работы не смотрю. Картины художников? Что вы, мне это не надо. Цвета? Да я не ориентируюсь. В кино не хожу, сижу сам такой вот в провинциальном углу своём и горжусь своим невежеством». Не хотелось бы, чтобы это было так. Мне кажется, для журналиста и режиссера, тем более, это все невероятно важно – быть насмотренным, начитанным, повышать свою эрудицию и вкус, напитываться культурой.

— Вы с воодушевлением рассказываете о своей работе, а были ли у вас какие-нибудь казусные ситуации?

— Казусные ситуации, думаю, в любой работе существуют, Каждый день сталкиваешься с тем, что надо решать, уговаривать, мягко воздействовать, общение с людьми – это интересно, непредсказуемо, и составляет суть организационного процесса. Журналист или режиссер, вне зависимости от возраста, сразу становится «старшим» группы, скажем так. Это особенность работы, которая действительно вся состоит из маленьких казусов, фишек и приемов. Работа с людьми, поэтому ты в общении каждый день, собирая группу на выезд, работая с героями и группой на съёмочной площадке. Ты все время как-то людей вдохновляешь, подбадриваешь, может быть, ругаешь, воспитываешь. Это не совсем про казусы, но все-таки переведу на эту тему речь. Интересная особенность, что, по сути, работаешь не только как тележурналист и режиссёр, но ещё и как психолог с людьми, которые у тебя в кадре, и со своей командой. На мой взгляд, ты должен сделать всё, чтобы им было удобно у тебя в кадре, комфортно. Например, ты работаешь с человеком, он дает тебе интервью. Очень здорово, если ты дашь ему возможность отрыть свои эмоции, чувства, всколыхнуть воспоминания, интервью станет таким определенным психологическим сеансом. Тогда это интересно и зрителю, и тебе самой, и человек в кадре даже забывает о камере и выходит после интервью другим, с новой степенью открытости. Может быть – даже для себя самого. Так же и в работе с командой. Ты должен предусмотреть, кому дать «конфетку», кому десять раз напомнить, что нужно сделать, с кем вообще не работать никогда и ни за что, кого вдохновить, кого погладить психологически, кого подколоть. И вот это очень важно. Когда начинала работать на телевидении, только-только после института, и вот момент − тебе надо зайти в операторскую комнату, собрать группу на выезд. В комнате этой человек двадцать, и все эти люди значительно более опытные, чем ты. Тебе 20 лет с небольшим, но ты уже «старший группы». Ты должен знать все ответы, ты уже несешь ответственность. И ты говоришь им: «Паша, привет. Петя, на съёмочку! Вперёд!». И как-то всех этих людей организуешь. Это огромный опыт и, наверное, одна из трудностей и, одновременно, плюсов профессии, что ты всё время должен быть в людей включённым, всё время процессом управлять, а это невозможно без энергии, такого мощного «фонаря», которым именно ты должен все время освещать «дорогу».

— Журналистика − профессии, подверженная стрессам. Как вы с ними справляетесь?

— Я согласна, что это стрессовая профессия. Мы даже не берем сейчас такой максимально высокий уровень стресса, который испытывают журналисты в горячих точках, в очень серьезных ситуациях, в расследованиях. Стресс и опасность. Это, в основном, конечно, новостные журналисты, специальные корреспонденты. Я уважаю людей, у которых есть смелость и мужество себя посвящать таким темам. Но если брать обычную журналистику, которая, к счастью, не происходит в таких ситуациях в основном, то тут проще. Но все равно стресс есть. Например, в том, что ты всё время должен преодолевать новые творческие задачи, у тебя всё время новые вызовы. Пусть маленькие, но каждый день. Как справляться? Наверное, как все люди. Если ты хочешь оставаться в здравом уме, ты должен сохранять чувство самоиронии. Это универсальный рецепт для журналиста и вообще для человека. Если ты будешь относиться слишком серьезно к самому себе, это как-то нездорово будет выглядеть. Ни для процесса работы, ни для тебя самого нет в этом пользы. Смешно быть важным и напыщенным, раздуваться от гордости. Поэтому стараемся воспринимать с доброй иронией самого себя, стараемся легче относиться к своим попыткам. Не превращать каждую попытку уговорить кого-то на интервью, кому-то дозвониться, ещё что-то сделать в такое «взятие Бастилии». Это приходит с опытом, с размышлениями – ироничное отношение к себе и, одновременно, серьёзное и трепетное отношение к профессии, к людям. Серьёзное и трепетное к тому, что касается качества. И ещё один из очень важных моментов для журналиста: нужно оставаться удивленным, человеком, который умеет удивляться, как в первый раз, человеком, которому интересно. Потому что слишком много людей в разных профессиях, и в журналистике, в том числе, у которых прямо на лице написано вот это уныние, безразличие, «всё надоело, всё видел, скучно»! Это такой «утомленный жизнью» человек, даже если он ещё очень молод и ещё только учится на журналиста. Такое − уныние с пелёнок. К сожалению, много таких, тем более, среди взрослых людей. Они как будто всё на свете видели, их ничем не впечатлишь. Я понимаю, если работаешь в одном и том же молохе постоянно, трудно сохранять свежесть восприятия. Но всегда можно попытаться сменить взгляд, формат, уйти в другой жанр, развивать себя. Надо найти в себе внутренний поток, генератор интереса. Иначе − типичное, угрюмое, опущенное вниз лицо. Люди без улыбки. Зачем работать в этой профессии, если совершенно потерял к ней интерес?? Зачем тогда остаёшься?! А чтобы справляться с этим, что делать?.. Переключаться. Интересоваться какими-то ещё вещами. Мне очень помогает то, что я интересуюсь кино, литературой, дизайном вещей, дизайном интерьеров, меня может привести в эстетический восторг изысканное сочетание цветов в чьем-то образе или элегантный парфюм. Красота момента. Кстати, помимо журналистики, я освоила смежную профессию – тренер по ораторскому мастерству и публичным выступлениям. Училась на специализированных курсах в Москве и Санкт-Петербурге. Уже несколько лет провожу тренинги в группах, индивидуальные консультации, помогаю с подготовкой речей. Хорошо и честно это делаю, получаю радость от того, что могу помочь, поделиться опытом, направить. Недавно одна из участниц тренинга показала мне видео своего выступления на телевидении, где она была спикером. Я увидела ощутимые изменения в лучшую сторону, красоту ее речи, в которую я внесла свой вклад, и такое удовольствие от этого получила! Вот, наверное, это переключение − самое правильное, чтобы не зациклиться на чем-то одном. Чтобы это единственное не стало той точкой, горкой, вершиной, которую ты вдруг однажды не взял и решил, что − вот и всё. Главная неудача жизни. Надо посмотреть вокруг, понять, что есть ещё горки, на которые можно взбираться.

— То есть, это помогает вам избежать эмоционального выгорания?

— Да. Я думаю, да. Внутренний генератор работает и помогает сохранять интерес. Эмоциональное выгорание − это что? Я себе представляю так, ты устал, тебе ничего не хочется, тебе всё уже неинтересно. Так бывает, это непросто, но стараешься, чтобы это состояние не задерживалось, восполняешь энергию. Мне кажется, в журналистике как раз меньше шансов для эмоционального выгорания, потому что ты можешь продвигаться в разные стороны, искать не только «вверх-вниз». В работе, не так связанной с креативом, чаще всего есть только вертикальное развитие. Менеджер − старший менеджер – гранд-менеджер − директор. Вот такой вот путь. Понятно, что высокое место на этой лестнице не могут занять все. Если только этим измерять успех, на какой ты находишься ступени чьей-то иерархии, то однозначно можно выгореть. В журналистике такой единственно верной вертикали нет. К счастью, на мой взгляд. Журналист – редактор – главный редактор – заместитель директора − директор. Бывает и такой путь, конечно. Но совсем необязательно. Далеко не все журналисты, творческие журналисты, стремятся стать управленцами. В этой профессии масса вариантов как раз для горизонтального, зонтичного творческого раскрытия. Тебе интересны тексты? Пиши, развивайся, освоил репортаж – двигайся дальше! Есть талант к съёмке, к монтажу? Иди в этом направлении. Классно берешь интервью? Изучай психологию общения, тонкости коммуникации, попробуй сделать авторский проект интервью, глубоких, личностных. Можешь быть не только автором, но, если есть способности, и режиссёром. Так я начала развиваться в направлении режиссуры и уже несколько лет этим плотно занимаюсь. Кто-то решит стать продюсером, другой − гостевым редактором. То есть, поискать себе то, что именно тебе в профессии интересно. Твой внутренний поиск ничего не должно ограничивать.

— Сейчас бытует мнение, что профессиональное образование для журналиста необязательно, что вы думаете об этом?

— У меня нет однозначного ответа. На мой взгляд, обязательно любое высшее образование. Это да. Как период жизни, как образовательный ценз, как силы, которые человек вложил в учёбу. Высшее? Безусловно. Именно факультет журналистики? Трудно сказать. Свои плюсы и минусы. Я сама человек, у которого высшее педагогическое образование, диплом с отличием. Не журналистское. Потом уже курсы повышения квалификации по культурологии, по режиссуре, стажировки. Это уже другие ступеньки, дальше. Есть много людей, которые блестяще работают в нашей сфере, имея факультет журналистики в резюме, и есть также люди, которые вообще не работают в журналистике, не смогли остаться или ушли из неё без сожалений, хотя оканчивали журфак. И есть масса примеров людей с совершенно другим образованием: техники, математики, биологи, инженеры, педагоги, кто стал классным журналистом. Поэтому тут такое «пятьдесят на пятьдесят». Здесь очень важен базис высшего образования плюс способности. Способность к созданию текстов, к живому слову, талант к общению, в журналистике много прикладных навыков, которые ты можешь взять только с опытом. Ты в теории им не научишься. Но и теория важна. Как твое развитие. Научиться записывать синхрон, выезжать на репортаж, ставить простую задачу оператору, можно после нескольких самостоятельных съёмок. Но: если у тебя есть способности, стремление, сообразительность. Но все же есть разрыв между прикладными навыками, которые можно и нужно изучать на практике, и твоим собственным культурным слоем, накопленным за годы обучения, способностями к грамотному общению, твоим имиджем, твоим поведением в кадре. Чтобы ты был таким представителем профессии, за которого не стыдно.

— Когда вы для себя решили, что хотите стать журналистом? Вы же учились на педагога.

— Чаще всего эти переходы происходят случайно. Я работала преподавателем в школе один год, это был славный опыт, а в журналистике я уже больше пятнадцати лет. Журналистика давно и по времени перевесила. Она – основная. Хотя как тренер-педагог я тоже работаю, это тоже мне нравится. И очень пригождается высшее педагогическое образование. И в той, и в другой сфере. Журналистика возникла в моей жизни случайно, на первый взгляд. Я работала в школе, это вообще был мой первый рабочий год в жизни, первый взрослый год, было здорово, романтика взросления. Но мне подспудно хотелось большего креатива, большей свободы. Школа, тем более тогда, это дисциплинарное учреждение. Хочешь или не хочешь, но у тебя в классе тридцать человек, ты должен держать дисциплину, держать рамки. Мне хотелось чего-то более свободного. И случайно мой старший брат услышал по телевизору объявление, просто прочитал бегущую строчку. Понял, что кто-то требуется на телевидение, это было объявление ГТРК «Новосибирск». Кто именно требуется, даже точно он не запомнил, но сказал мне: «Нужны люди, а ты вроде бы хочешь что-то изменить, попробовать. Позвони им!». Мой робкий звонок, в результате, как это обычно бывает, мы пошли с подругой на кастинг, чтобы не так страшно было. Оказалось, там набирали ведущих для утренней программы. Дали задание – поимпровизировать на тему, как будто мы в прямом эфире, настроили камеру, и − поехали! Мне было легко в это включиться, и даже моральная легкость была, потому что не нагнетало всепоглощающее желание – обязательно стать телеведущей. Не было такой навязчивой мечты. Я начала импровизировать, и как-то получилось, приглянулась. Тот утренний тв-проект так и не состоялся, но часть тех, кто пришел на кастинг, взяли практикантами. Мы на следующий же день поехали на съёмку, в новости. Сразу же после возвращения на студию, нас попросили сюжет этот сделать, написать, начитать, и он вышел в программе. Буквально через два-три месяца я уже вела в прямом эфире новости культуры.

Поэтому я считаю, что главный генератор внутри тебя. Конечно, очень благодарна людям, которые тогда вокруг были, поддерживали, я у них училась. Но не было никакого сюсюкания, натаскивания, объяснения, уговаривания. И я до сей поры стою на этих позициях: невозможно научить, можно научиться. Ты смотришь на других, и, если у тебя есть способности и желание, то у тебя все получится. Смотри программы, проекты, фильмы. А уж сейчас, тем более, это просто, когда в сети можно всё найти, и всё открыто. Смотри, и ты будешь учиться. Когда меня приглашают провести занятия по журналистике, помочь начинающим коллегам или обменяться идеями с опытными, я всегда это делаю. Я рассказываю всё, что могу, чем способна поделиться. Но вот уговаривать кого-то учиться, работать, бегать за людьми, уламывать, чтобы они просто качественно делали свою работу – нет. Это ведь должно быть обязательной нормой, это про уважение к себе – стремиться сделать качественно. Мне кажется настолько странным: человек приходит в профессию, человек приходит на телевидение, но не готов работать и развиваться. Конечно, изначально ему нужно помочь, объяснить основы и правила, быть доброжелательным, добрым – да. Но не делать за него, не переписывать за него десятки раз тексты. Нужно понять, а есть ли у этого человека вообще способности к этому делу или нет? Есть ли желание? И если нет, может быть, стоит не тратить свои и чужие силы и время?

На мою точку зрения повлияло то, что меня саму, если и обучали, то только своим примером, никто не возился, не носился как-то особенно, когда я начинала. Но рядом со мной, и на ГТРК «Новосибирск», и в телекомпании РТВ Анастасии Журавлёвой работали настолько потрясающе талантливые люди, что это было лучшим примером. Кстати, забавно о первом прямом эфире. Я встала на точку в телепавильоне, мне показали: «Вот две камеры. На одной номер один, на другой номер два. На какой загорелся огонёчек, вот в ту камеру и говори». Всё, прямой эфир, камера, мотор! Ты произносишь свои тексты, а не чужие, вкладываешь свой труд и интеллект, ты − журналист, а не «говорящая голова», для меня это всегда было и остается важным. Даже в самом начале никто меня не натаскивал днями и ночами, даже никто особо не трактовал. Справился? Хорошо, молодец! Дальше работаешь.

— Есть ли журналист, которому вы старались подражать, брали как образ?

— Да, конечно. Мне всегда нравился и сейчас нравится Леонид Парфенов и ученики его школы, я слежу за их работами. Настоящая интеллектуальная журналистика. Я вообще ценю высокий уровень слова, отношения, подхода. Это же такая сфера интеллектуального удовольствия, скажем так. На мой взгляд, тележурналистика должна быть такой. Ещё когда я не работала на телевидении, я смотрела программы Леонида Парфенова, журналистов его команды, и это была радость. Удовольствие от стиля! Потому что все такие яркие, ты включаешь этот проект и узнаешь каждого журналиста по его интонации индивидуальной. И сейчас есть такие люди. Я много смотрю всяких проектов: на интернет-платформах, в телевизионном эфире. Но Леонид Парфёнов остается для меня Мастером.

— Кто для вас хороший, профессиональный журналист?

— Есть набор стандартных качеств и плюс что-то ещё. Такое выражение, знакомое тем, кто занимается психологией: вот должно быть то-то, то-то и – «что-то ещё». Вот тогда это станет блестящим. База − добротный, хороший набор качеств, умений, который не всегда и не в каждом журналисте воплощается, но − должен быть. В идеале, журналист – человек, обладающий острым умом, хорошей речью, высоким интеллектом плюс теплом и добротой к людям. Человек, который быстро и качественно собирает и анализирует информацию, преобразует её во что-то большее. Это необходимо не только информационной журналистике, но и в документальной сфере, в арт-сфере. Ты в любом случае анализируешь поступающие сигналы, эмоции, детали, образы. Это умение работать с потоком чего бы то ни было. Умение этот поток перерабатывать и превращать во что-то ясное, интересное, с особым подходом, может быть, эстетское. Это открытость потоку впечатлений и работа с людьми, вежливая, тонкая. Конечно, классно, если будет что-то ещё.

Вроде бы стандарт, но я понимаю, что это не всегда встречается. А что такое то самое «что-то ещё»?… Например, харизма, индивидуальный стиль. Я сказала про Леонида Парфёнова, потому что он – человек-стиль. Наверняка, вы встречали таких людей. Они видны по жестам, по высказываниям, по одежде, по манере. Вот ты их не спутаешь ни с кем. Такой уровень индивидуальность, что ты первый раз услышал голос в эфире и начал сразу интересоваться: «Кто, кто это говорил?».

— Как вы считаете работа журналиста − это творчество или ремесло?

— И то, и другое. Сказать, что журналистика – только ремесло, да вряд ли. Эта профессия интересна тем, что она всё время тебе новое подкидывает. Встречи с разными людьми, места съёмок, разные повороты событий, всё время что-то новенькое. Ремесло – основа, добротная и грамотная основа, ты должен им владеть. Я не могу сказать, что надо стремиться всё время всё делать «на пять с плюсом». Это нереально. У каждого бывают работы чуть лучше, чуть хуже. И всё время ожидать от себя быть вечным пятёрочником − невозможно. Но даже если бы все люди любых профессий стремились работать вот просто «на четверку», вот просто качественно, просто добротно, это было бы уже достаточно хорошо, просто на четыре. Ремесло на четыре − уже замечательно, на мой взгляд. Людей, владеющих ремеслом, даже на четыре, очень и очень мало в любых профессиях. К сожалению. Ремесло – это то, что не должно тебя подводить. Ты можешь не быть сегодня в полёте вдохновения, это нормально, разное бывает настроение, самочувствие, да что угодно – но вот просто сделай на четверку, и уже будет не стыдно. Пусть это просто будет сделано хорошо, а если иногда это будет блестяще, то честь тебе и хвала. «На пятёрку» получается в те моменты, когда и ты в полёте, и герой интересный, и тема интересная, и искра идёт.

И вот тогда это «что-то ещё» и превращает телевидение в сферу, близкую к искусству. Мне хочется так считать. Но здесь есть и опасная позиция, когда ты приходишь на ТВ и хочешь исключительно «заниматься творчеством». Чаще всего ты будешь заниматься ремеслом, и это нормально. Всё время быть настроенным на творчество и высочайший полет каждый день, мне кажется, это слегка неадекватный подход. Это бывает, но в особые моменты. Когда звезды сошлись, появились проблески чего-то над и сверх, и вот тогда люди смотрят на то, что ты сделал, и говорят: «Как красиво! Как потрясающе!».

— А касаемо вашей педагогической деятельности. В НГУ у вас был курс «Эстетика телевизионного текста» для магистрантов. Планируете ли вы провести подобное для студентов 1-4 курсов?

— На занятиях мы делимся опытом и разбираем, как двигать себя в сторону креатива, формировать нестандартный взгляд. Я совершенно не против проведения каких-либо курсов, может быть, в формате встречи, мастер-класса, практики развития креативности. Я не веду длительные теоретические курсы, я практик. Если меня пригласят, и будет в этом необходимость, то, конечно, я с удовольствием могу провести занятия. Больше всего меня интересует методы раскачки самого себя: как стать более творческим, более восприимчивым, и своими мыслями на эту тему я всегда охотно делюсь.

— Что бы вы хотели пожелать журналистам, которые сейчас только учатся и начинают свой путь?

— Я бы пожелала всё время развиваться как личность, если не хочешь остановиться и отстать. Ты же всё время должен идти вперед. Необязательно взбираться на пик карьерной лестницы, если это не является твоей целью. Но – развиваться. Думаю, это совершенно не новые слова, потому что сейчас тема личностного саморазвития − это такой «тренд трендович трендов». Все занимаются личным саморазвитием с утра до вечера. Или так кажется. Но всё-таки подчеркну: стоит почаще напоминать себе о том, что ты не первый человек на земле, и ты не первый человек в профессии. Потому что наблюдаю сейчас очень много удивляющего эгоцентризма во всем: я сделал селфи, значит, я крутой фотограф, я покрасил табуретку − всё, могу проводить мастер-классы по дизайну, написал пост в соцсетях, всё, готово, я журналист. Мне не хотелось бы, чтобы возникало такое быстрое ощущение себя кем-то. Для того, чтобы опасностей этого самолюбования избежать, стоит больше смотреть на то, что делают другие люди, на то, что делали до тебя, на то, что делают сейчас, параллельно с тобой. А так же посещать музеи, галереи, театры, читать книги, потому что ничего другое этого не заменит.

Насмотренного, начитанного человека видно. И я бы хотела пожелать, насколько хватает времени у студентов, научиться получать удовольствие от наполнения себя культурой.

Беседовала Дарья Мазурова