Ольга Рекунова: «У меня были предложения выступить в качестве сценариста игрового кино. Но, видимо, это просто не моя история».

Ольга Рекунова, автор, сценарист, редактор документальных проектов — о роли журналистского образования и работе на телевидении.

 — Ольга, как вы пришли в журналистику?

— Никакого запланированного прихода не было. Я закончила биологический факультет Саратовского государственного университета. Получила красный диплом и поняла, что не получится из меня преподавателя, да и мне это не очень интересно. Это были лихие 90-ые, с работой, да и вообще со всем, было сложно. Я огляделась и поняла, что нужно искать себя заново. В этот самый момент мне попалось объявление в газете: «Приходите, поработайте на телевидении, в новостях». Я и решила, почему бы нет? Пришла по адресу. Оказалось, что на этом телеканале есть оператор, но нет автора, и через час я уже была на съемках. Это, конечно, был полный шок для меня, но пришлось выкручиваться. Это был опыт на выживание. В этот же день вышел мой сюжет в эфир. Получился, конечно же, он смешным немного, эмоциональным. Тем не менее, я поняла, что вот это меня захватывает, вот это мне интересно, и дальше я уже осмыслено решила пойти работать на телевидение. Начала выбирать направление. Тогда в моем родном городе был только частный телеканал и ГТРК «Саратов». И я посчитала, что это именно тот самый уровень для меня, и отправилась в новостную редакцию, но все оказалось не так просто, как хотелось бы. Там с налету никто никого не брал, сразу на съемки не отправлял. Полгода я ходила в качестве стажера, писала альтернативные сюжеты, озвучивала их. Вникала в тему, что называется. Вообще ситуация была не простая, была конкурентная борьба. На одно штатное место три человека. Там мне пришлось доказывать, что я не случайный человек, хотя по большому счету у меня не было журналистского образования.

— Нужно ли в наше время профильное образование, чтобы работать в телевизионной сфере?

— С моей точки зрения, профильное образование нужно всем. И журналисту, и пожарному, и художнику. Это та база, без которой вообще в профессии двигаться будет сложно. Безусловно, есть еще и личные качества, талант, есть просто предназначение, и все это по-хорошему должно совпадать. С практикой все естественно нарастет, но без образования очень сложно двигаться и вообще ориентироваться в той сфере, в которой ты занимаешься. У меня так не случилось, поэтому отсутствие образования мне пришлось заполнять как раз опытом, практикой, энергией. Если бы у меня была возможность научиться этому в университете, то конечно, но на тот момент, когда я училась, в моем городе вообще не было вузов, готовящих журналистов, ну прям совсем. Смежные специальности были, а чистых журналистов нет.

— Сталкивались ли Вы с какими-то сложностями в работе из-за того, что ваше образование не журналистское?

— Честно говоря, не припомню таковых. За семь лет работы на государственном телеканале я приобрела большой опыт. За это время я успела и корреспондентом поработать, и ведущей, и собственные проекты разрабатывала. Ни диплом, ни резюме мне доставать ни разу не доводилось. Моего опыта было достаточно, чтобы двигаться в любом направление. Когда я переехала в Москву, там ситуация немножко по-другому складывалась. Я начала работу в продакшене, в котором были уже свои люди.

— По образованию вы учитель биологии и химии. Это как-то пригодилось вам в вашей работе?

— Как ни странно, то оно мне очень пригодилось. Конечно, в начале деятельности я и подозревать не могла, что таким образом ситуация сложится. По образованию я физиолог. И когда появилась возможность выбирать в профессии сценариста, в каком направлении работать, я поняла, что мне ближе и понятнее тема физиологии. Когда приходилось писать интервью с врачами, с учеными, я понимала, что это прямо моя сфера, моя атмосфера. И так сложилось, что сейчас я работаю над документальными проектами, и особенно мне близки темы, которые касаются медицины, здоровья. Для меня это все предельно понятно и ясно. Я там себя как рыба в воде чувствую. Поэтому моё базовое образование мне помогает, выручает меня, и как раз это та база, которая выстрелила неожиданным образом. И я считаю, что эти знания совершенно не лишние.

— Несколько лет вы проработали на телеканале в своем родном городе, но ушли оттуда. Почему вы приняли такое решение?

— Решение о переезде из Саратова в столицу не было связано с профессиональной деятельностью. Если говорить про работу журналиста, телевизионную работу, то, конечно, возможности были весьма ограниченные. По большому счету за эти семь лет я перепробовала себя во всех видах деятельности, и мне как-то стало скучновато, поскольку хотелось двигаться, расти, пробовать какие-то другие форматы. Телевидение региональное на тот момент предлагало очень ограниченный формат, да и финансы не позволяли. Время было кризисное. Я помню, как нам на ГТРК зарплату выдавали натурпродуктом. Когда мы снимали сюжет про птицефабрику, то зарплату нам выдавали яйцами. Снимали про какой-то маслозавод, то получали по четыре бутылки подсолнечного масла. Хотя бы так, но какую-то зарплату мы все равно получали, потому что на других предприятиях были чудовищные долги.

— Как из корреспондента на местном телеканале вы стали сценаристом документального кино?

— В Москве гораздо больше возможностей для реализации, и можно попробовать себя в разных амплуа. И я активно этим занималась. Я была шеф-редактором продакшена, руководителем утренней ежедневной программы, и свои проекты реализовывала. К тому моменту я поняла, что когда ты сценарист и автор, то у тебя широкий спектр действий. Естественно нужно было сужать круг деятельности, и я остановилась на документальных проектах. Во-первых, мне это близко. Я очень дотошно копаюсь в теме, вникаю в нее. Во-вторых, это интересно. Всегда какие-то необычные люди, любящие своё дело, погруженные в него. Работая над фильмом, ты всегда с ними на одной волне, ведь только тогда продукт получается интересный. Документальное кино – это законченные результаты, и когда выходит фильм, и ты там прописан как автор-сценарист, то это действительно классное ощущение.

— Чем работа сценариста документальных фильмов на федеральных каналах отличается от работы в игровом кино?

— Сегодня сценарному мастерству учат, не подразделяя на сценаристов документального и телевизионного кино, или же сценаристов игрового кино. Зачастую там очень много взаимопроникновения. Хорошо знать законы и иметь навыки работы со сценарием и там и там важно. Так или иначе, все равно, принципы драматургического построения, способы добиться динамики в фильме, они работают одинаково в любом проекте. Нужно понимать, что если это документальное телевизионное кино, то оно все-таки отталкивается от реальных фактов, от комментариев специалистов. Здесь важно ничего лишнего не придумать и не переврать. А игровое кино, оно на то и игровое – оно требует развернутой фантазии сценариста, далеко не всегда оно опирается на реальные факты. Если вы освоили эту специфику и являетесь сценаристом многостаночником, в любой сфере готовы попробовать себя, то это не принципиально, куда вы пойдете. Сценарист должен пробовать все.

— Почему вас не привлекает работа в игровом кино? Были предложения?

— У меня были предложения выступить в качестве сценариста игрового кино. Но, видимо, это просто не моя история. Мне ближе и понятнее работать с экспертами, с фактами, историческими архивами. Хотя кто знает, если я когда-нибудь доберусь до игрового кино, то, скорее всего, выступлю не только в качестве сценариста, но и режиссера, потому что мало написать, нужно чтобы твои слова воплотились в том виде, в котором ты их видел, когда писал.

— Что самое сложное в производстве документального кино?

— На мой взгляд, ты никогда не знаешь, что может стать самым сложным. Каждый проект со своими нюансами. Иногда невозможно подобрать спикеров, иногда придумаешь гениальный эксперимент, но не можешь его реализовать по каким-то техническим причинам. Трудно сказать, что, где может произойти. А иногда, наоборот, все складывается от идеи до воплощения так идеально, что удивительно. У каждого автора есть свои особенности, фобии и мании. У меня есть синдром «белого листа», когда садишься писать текст, пишешь название и все, ступор. Бывает и такое.

— Какими качествами должен обладать журналист?

— По-моему, всеми лучшими качествами, которые только можно найти у человека современного, активного, подвижного. Журналист – уникальная профессия. Ты должен быть всегда в теме, всегда на коне, на пике событий. Должен понимать, что происходит, как происходит, какие тенденции в мире. Всегда нужно быть положительно заряженным, быть готовым к форс-мажорам, оперативно на них реагировать. Писать на коленках, в полях, как угодно, и при этом всегда быть в тонусе, в потоке креативных мыслей. Такой набор, который вообще не каждый в состоянии освоить и в котором не каждый готов находиться в тонусе. И, безусловно, быть «обаяшкой» со всех сторон, это очень важно для журналиста. Все это, с одной стороны, тяжело, но с другой, именно в этом и есть кайф этой профессии.

Беседовала Арина Родионова