Тимур Журавель: «В нашем деле почти не бывает блата, многое основано на увлеченности, на искренней любви»

Тимур Журавель журналист и комментатор телеканала «Матч ТВ», репортер ныне закрытой на НТВ программы «Футбольный клуб», ведущий телепередач «Английский акцент» и «Все на футбол». В комментариях под выпусками программ, мнения людей о Тимуре расходятся. Пока одни солидарны с ним во мнении, другие осуждают за резкость в высказываниях. Все, от цветных носков до готовности вставать на защиту непопулярных позиций, выделяют Тимура из ряда других представителей современной спортивной журналистики. В интервью комментатор рассказал о журналистском образовании, реакции на негативные комментарии и, конечно же, футболе.

— Начнем издалека. Вы закончили факультет журналистики МГУ. Бытует мнение, что журналистское образование не обязательно для работы по специальности. А как считаете вы?

— Я считаю, что между журналистским образованием и занятием журналистикой очень мало общего. Всему, что я умею в профессии, я научился в редакции программы «Футбольный клуб» [выходила на телеканале НТВ с 1994 по 2012 год], а на журфаке просто была интересная тусовка и филологическая программа для общего развития. Журналистика — это практика и только практика. А ее можно получить лишь в редакции, но никак не на лекциях. Если взять прошедших «Футбольный клуб» людей, то лишь единицы имели отношение к журфаку, большинство из них было энтузиастами, осваивавшими профессию на ходу. От филолога Черданцева до экономиста Стогниенко.

— Да, о них как раз моей следующий вопрос. Огромное количество спортивных журналистов и комментаторов вышло именно из «Футбольного клуба». Расскажите, чем эта программа так отличалась от других? Ведь был и «Футбол России» и «Футбольное обозрение», но чаще всего вспоминают именно детище Василия Уткина. Не сложно ли было работать в таком ярком коллективе?

— «ФК» тогда предложил абсолютно новый подход к репортажу, противопоставив его кондовой манере советского ТВ. Репортаж — это погружение в событие, репортаж — это фрагмент жизни, которую мы должны показать во всей полноте. На телевидении тогда никто так не подходил к этому жанру. По крайней мере, спортивному. Нас учили создавать эффект присутствия, выискивать правильных собеседников, оперативно реагировать на ход события. Все это складывалось в живые и невероятно интересные репортажи. Вася Уткин и Дима Федоров, авторы «ФК» и наши учителя, были невероятно требовательными. Не они придумали этот метод, принципы создания репортажа были описаны, к примеру, писателем Томом Вулфом в «Антологии журналистики», но Вася и Дима чувствовали, как это применить здесь и сейчас. И, соответственно, учили нас этому. Это было новое слово в освещении спорта. С тех пор технические средства изменились, усилился эффект «гонзо», но принципы, которые нам объясняли, актуальны до сих пор. Это я и называю школой, которую мы получили.

— Хорошо. Какими главными качествами должен обладать тележурналист?

— Он должен быстро реагировать на происходящее и знать, что делать в изменившихся обстоятельствах. Он должен быть коммуникабельным и пробивным. И конечно, он должен быть невероятно внимательным к деталям.

— А спортивный комментатор?

— Эрудиция, хороший русский язык, чувство юмора и реакция.

— Ваша первая командировка была на юношеский Чемпионат Европы по футболу в 2000 году. Вспомните, что в наибольшей степени впечатлило вас в работе за рубежом?

— Ой, ну я уже не вспомню детали. Скажу только, что я был сам себе продюсером. Сейчас на ТВ это такая, вроде как, ключевая должность. Репортер ждет, пока обо всем договорится продюсер. Но тогда я сам для себя все продюсировал и считал, что это часть моей работы. К примеру, пролез на предматчевую установку сборной, объяснив тренеру Александру Кузнецову, что это очень нужно для полноценного рассказа. Затем напросился поехать с тренерским штабом в гости к игравшему тогда в Австрии Станиславу Черчесову. Это были мои истории, которые от и до я делал сам. Правда, недавно пересмотрел пару своих сюжетов с того Евро… Это была так себе работа! Что-то получалось неплохо, но многое я и упускал. К слову, это как раз к вопросу об истинном журналистском образовании. Так мы и учились — опытным путем.

— Давайте немного поговорим о самом футболе. Мы живем в эпоху двух выдающихся спортсменов — Месси и Роналду. Уже десять лет, практически каждую молодую звезду называют новой версией кого-то из них двоих. А как кажется вам, кто из нынешних «голден боев» в будущем способен стать новой мировой звездой?

— Сложно, даже не знаю. Азар, Салах, Дибала… Они крутые, но не гении. И в этом нет никакой трагедии для них. Вообще же, такие как Месси и должны появляться редко. Кстати, гениальность Месси — она же его уязвимость. Он фантастически играет как против Эльче, так и против Ливерпуля. Для него между этими матчами нет разницы. А вот тут и скрыт подвох. Когда твой соперник добавляет в игру нечто такое, что Ливерпуль добавил в недавнем домашнем матче Лиги Чемпионов, Месси не понимает, что происходит. Ему-то добавить нечего, он и так все время на пределе. У этого предела есть гениальность, но нет остервенелости, нет характера, нет того, что в игру привносят земные люди. Вейналдум один раз в жизни может стать круче Месси, а Месси выше своей скучной гениальности не станет. Поэтому, лично я в спорте больше ценю земных парней. От Ориги до Моуры, если уж мы говорим о полуфиналах Лиги чемпионов.

— Кстати, про игроков. В последнее время все чаще можно увидеть ситуацию, когда футболисты саботируют тренеров. Прошлым летом ходили слухи о том, что Лионель Месси сам выбирает состав сборной на матчи ЧМ в России. Не вредит ли это самому футболу, в котором фигура тренера, кажется, становится меньше, чем фигура игрока?

— Нет, не думаю. Это исключительные случаи, к тому же мы знаем о них на основе домыслов, пусть и из авторитетных источников. Значение тренеров все равно нельзя переоценить. Возможно, они больше не несут революций, но это они определяют всё. От прогресса игроков до психологии.

— Подходит к концу десятилетие. Три чемпионата мира, невероятные матчи в Лиге Чемпионов, безумные трансферные рекорды — как вы думаете, чем десятые больше всего запомнятся футбольным фанатам?

Три года назад, когда Португалия выиграла Евро, все ныли, что футбол, мол, умер. Автобус, оборона — и больше ничего. Сегодня мы видим, как в Лиге чемпионов торжествует атака. Все меняется быстрее, чем кажется. И нет ничего конечного. За фанатов не могу сказать, я могу говорить только о своих ощущениях.

— Помимо репортерской деятельности, вы также комментируете матчи. Предположим, если бы сегодня я захотел стать комментатором, что бы мне, для достижения этой цели, необходимо было сделать?

— Комментировать матчи для себя, для друзей, не стесняться делать это. И в итоге принять участие в конкурсе комментаторов. Они проводятся каждый год, достаточно лишь пройти конкурсный отбор. В нашем деле почти не бывает блата. Потому что многое основано на увлеченности, на искренней любви. Если вы талантливы и очень хотите пробиться — то пробьетесь.

— В конце 2016 года, после скандала, руководство футбольного клуба «Терек» обратилось в спортивную редакцию НТВ с просьбой не ставить вас в эфир во время матчей грозненского клуба. Расскажите, задевает ли вас критика?

— Нет, критика со стороны мне безразлична. Главный критик — я сам. Либо узкий круг коллег, которым я доверяю. Только так. Люди, пишущие комменты, имеют право на свое мнение, но оно для меня бесполезно. Кстати, к похвалам это тоже относится.

— Что делать в конфликтной ситуации: бороться или прислушиваться?

— Если речь о Тереке, то тут роль щита выполняло руководство канала, они меня отстаивали, я просто наблюдал. Еще раз, думаю, для любого творческого человека главный критерий — его собственная оценка. Уверен, что все успешные люди только так и создавали свои лучшие проекты. Парфенов сам знает, когда у него получилось хорошо, а когда не очень. Талант и интуиция автора, а не разноголосица комментариев — вот единственный ориентир в работе. Можно быть и ответственным, и свободным.

— Тимур, помимо работы на Матче, вы ведёте авторский блог на ютубе. Расскажите, в чем основные плюсы работы на телевидении и в интернете?

— Мне интересно и там, и там. У ТВ больше рамок — линейный эфир, хронометраж, сетка, сложный производственный процесс. На ютубе все проще: сам себе хозяин, хронометраж твой, время выхода — когда захочешь. ТВ, вступая в конкуренцию с интернетом, все-таки остается чем-то большим и важным. Показ спорта — это пока прерогатива именно телевидения. Потому что спорт идет по расписанию. Именно поэтому спорт не позволяет ЮТ и онлайн-платформам реализовывать главное их преимущество — я смотрю, когда хочу. Ну уж нет, если Ливерпуль играет в 18:00, то ты будешь смотреть его в 18:00. В общем, если я утомился от ТВ, я занимаюсь ютубом. И наоборот. Идеальная схема!

— Василий Уткин, Владимир Стогниенко, Евгений Савин, Тимур Журавель — все вы за последние несколько лет весьма успешно начали делать видеоконтент для ютуба. Связано ли это как-то с тем, что сегодня на телевидении не хватает места и возможностей для того, чтобы свободно говорить о спорте?

— Всем перечисленным людям хочется играть по правилам, которые они сами для себя придумали. На ТВ это невозможно. Потому что на ТВ есть начальство, есть корпоративные правила, есть границы. В ЮТ эти люди сами себе начальники и просто наслаждаются процессом. От этого невозможно не получать удовольствия.

— Ну и напоследок — за что в вашей нынешней жизни вы благодарны профессии?

— Да за всё. Без пафоса и преувеличения — буквально за всё.

Беседовал Илья Губин