Варвара Рукачева: «Мне и радио нравится, и телевидение, и я счастлива, что у меня была возможность побывать в разных ипостасях»

 Варвара Рукачева называет себя «человек-оркестр», потому что любит свою работу во всех ее проявлениях. С 2010 года работает в компании «НовосибирскТелефильм». Два года преподавала на кафедре журналистики и гуманитарных наук в Новом сибирском институте несколько дисциплин: журналистику новостей, рекламу и пиар, историю отечественной журналистики. С 2014 года занимает должность главного редактора журнала «Государственная безопасность».

– Как вы пришли в журналистику и почему выбрали именно эту профессию?

– Я бы разделила этот вопрос на два. Сначала отвечу, почему выбрала эту профессию. Папа с мамой с детства воспитывали в нас самостоятельность. Все важные в жизни решения мы должны были принимать сами. Года за три-четыре до окончания школы папа сказал: «Думай, кем ты хочешь стать, в какой вуз пойти учиться». Я начала думать. И поняла, что хочу отчасти пойти по его стопам. Мой папа, Юрий Петрович Наумов, – писатель, учитель, журналист, общественный деятель. Для меня он всегда был примером для подражания – волевой, целеустремленный, трудолюбивый, добрый и отзывчивый, правдивый человек, умеющий докопаться до истины. Эти качества переняла и я. А реализовать себя решила в журналистике. Уже с 6–7 лет начала писать стихи и небольшие прозаические зарисовки, набивая руку. Поступила в Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина на заочное отделение факультета журналистики, так как жила в тот период вместе с родителями в Тамбовской

области. Постигать в вузе секреты и тонкости профессии было интересно – жадно впитывала знания, накапливая теоретический багаж. На третьем курсе нам нужно было выбрать направление «периодическая печать» или «телевидение». Преподаватели посоветовали остановиться на первом. В Тамбовском университете на тот момент направление «телевидение» только начало развиваться и глубоких знаний преподаватели нам дать не могли. Честно признавались в этом. Послушала, изучила «периодическую печать».

Обучаясь на третьем курсе, переехала жить в Новосибирск. Здесь проходила практику в различных газетах. Но скоро поняла, что работать в газете не хотела бы, душа требовала чего-то более масштабного, многогранного, сложного. Тогда я решила, что моим запросам отвечает телевидение. Но как туда попасть, когда в кармане только теоретические навыки для газетчика, а в трудовой книжке записи «продавец-консультант» магазина такого и эдакого? Да, работать во время учебы приходилось не по профессии. Я из многодетной семьи (у мамы с папой нас восемь), и главной задачей родителей в тот период было «поднять на ноги» младших. А нам, старшим, приходилось обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно. В большом городе без финансовой поддержки родителей торговля – самый простой способ заработать на жизнь. Потому выбор и пал на эту сферу. Но мечта реализоваться в профессии росла и крепла, и никакие преграды не могли меня остановить.

Понимая, что без хоть каких-то мало-мальски специальных знаний телевизионной кухни на ТВ мне не прорваться, я стала искать возможность их получить. Кто ищет – тот найдет. В один прекрасный момент я наткнулась в газете на информацию о школе-студии при ГТРК «Новосибирск». Поняла: это мой шанс. Уволилась с работы, отдала все деньги за обучение и очень старалась вобрать знания и продемонстрировать свое трудолюбие, ответственность, свои творческие способности. На курсе была одной из самых активных учениц. Мои старания увенчались успехом. Неожиданно меня пригласили работать в пресс-центр ГТРК «Встречи на Вертковской». Каждый день организовывать пресс-конференции, приглашать гостей и отслеживать актуальные темы поначалу было

непросто, но очень интересно. Через неделю стажировки меня взяли на работу. Своей первой зарплатой я оплатила оставшуюся сумму за обучение в школе-студии. И вот уже на протяжении восьми с лишним лет не расстаюсь с телевидением.

– Совпали ли ваши ожидания и реальность профессиональной деятельности?

– Скажу честно: розовых очков я не прикупила, поступая в университет. Журналистом быть непросто – знала это из рассказов папы. Анализировала плюсы и минусы труда будущих коллег, еще не придя в профессию. Но они есть в любом деле. Это факт. Как факт и то, что я еще ни разу не пожалела, что выбрала этот интересный путь. А все минусы профессии связаны, прежде всего, с людьми, не умеющими ценить чужой труд или не нажившими ума. Но это опять же не только к журналистике относится.

– Как вы думаете, насколько важно журналистское образование?

– Любое образование важно. Для общего кругозора. Для изучения тонкостей профессии. С хорошей теоретической базой легче окунуться в практику, проще расти и развиваться в профессии. Если же вы хотите спросить: «Может ли человек, не имеющий журналистского образования, стать журналистом?». Отвечу: «Может». Может работать, и довольно успешно. Знаю такие примеры. Но для этого он всё равно должен иметь образование, широкий кругозор, творческое мышление, должен обладать навыками успешной коммуникации с разными людьми.

– Почему вы пришли именно на телевидение? Что думаете о печати и радио, о журналистике в интернете?

– Я попробовала многое. Как уже говорила, статьи в газеты писала во время практики. А работа по созданию контента для новосибирского филиала ВГТРК мне как раз и нравится тем, что есть возможность попробовать многое. Чем я и пользовалась, изучая секреты разных направлений – телевизионного, радио, интернета. За восемь лет я поработала продюсером и редактором в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской», писала статьи для их сайта, работала корреспондентом – снимала сюжеты для канала «Россия» и «Россия – 24»,

продюсировала программы на «Радио России», на одной из радиопрограмм работала в качестве соведущей. Был опыт и ведения пресс-конференций в пресс-центре ГТРК и выдачи их в эфир с режиссерского пульта.

– Какая работа в журналистике интереснее всего?

– Если человек ищущий, любознательный (к коим я себя и отношу), то интересно многое: и работа за кадром, и работа в кадре. У радио вообще своя магия – ты работаешь только голосом, все эмоции передаешь слушателю при помощи звука. Мне и радио нравится, и телевидение, и я безумно счастлива, что у меня есть возможность побывать в разных ипостасях.

Отдельно хотела бы отметить работу продюсерскую. Она меня цепляет по-особому. Может быть, потому, что очень сложная. А то, что сложно, вызывает спортивный азарт. «А что в ней сложного?» Мастерство общения с людьми – особая наука. Все, с кем общается продюсер по работе, его хорошие знакомые, они его уважают и ценят, он их уважает и ценит. В любой момент он может к ним обратиться за помощью, точно так же и он сам может помочь любому. Ни один деловой контакт он не пишет на листочке и не выбрасывает в мусорку после того, как записана подготовленная им программа, снят сюжет. Все контакты – в электронной или телефонной базе. Люди из всех возможных сфер деятельности в мегаполисе – в голове. Благодаря этому он порой в считанные минуты может найти спикеров и даже героев для любого сюжета радио- и телепрограммы. Все контакты всегда под рукой. Именно по такому принципу стараюсь работать и я. И, если вы наобум назовете мне какую-то сферу, я без труда назову человека, работающего в ней, к которому могу обратиться, если через пять минут узнаю, что нужно с ним договориться, к примеру, о съемках сюжета. Конечно, навыки продюсерские необходимо развивать всем тем, кому по работе приходится общаться с большим количеством людей. Но, к сожалению, этим пренебрегают не только журналисты, но даже некоторые редакторы, работа которых включает в себя продюсирование.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в работе?

– Ответственность, пунктуальность, трудолюбие. Умение находить общий язык с коллегами, со всеми, с кем приходится общаться по работе.

– Журналист – профессия творческая или творчества в ней нет?

– Возможности для творчества есть в любой профессии, если понимать это слово более широко. Творчество – это свобода. Внутренне свободный человек в любом деле найдет возможность делать большие и маленькие открытия – это и называется творчеством. Простой пример: если журналист интересно, неожиданно подал избитую заезженную тему – он проявил творческий подход.

– Как вы считаете, что самое главное в работе журналиста?

– Понимать, для чего ты всё это делаешь. Для меня важно, чтобы плоды моих трудов приносили пользу людям, несли что-то доброе. Если благодаря пресс-конференции, которую я организовала, или благодаря телесюжету, который сняла, я помогла людям получить важную, нужную информацию – значит, поработала не зря. Для меня это – главное.

– Что вам нравится и не нравится в профессии?

– Нравится, не нравится – это всё субъективно, обычно я это дома на кухне обсуждаю. А работа есть работа. Встал за плуг – и паши. Не хочешь пахать –распрягай лошадь. Только надо понимать, что в этом случае на твоем поле ничего не вырастет. В работе над телевизионными материалами порой огорчает, что ты находишься в тисках временных. Иногда получается сделать материал быстро и хорошо, а иногда – творческий коллапс, но время не ждет.

А по-настоящему вдохновляет меня возможность общения с самыми разными людьми, добившимися успехов в разных сферах. Я имею в виду не только директоров предприятий, министров, докторов наук, но и простых работяг: учителей, врачей, селекционеров, пчеловодов – людей, бесконечно преданных своему делу, все они меня восхищают, и за это я люблю свою профессию. За возможность приоткрыть тысячи дверей, а за ними увидеть тысячи интересных людей.

– Как не допустить профессиональной деструкции, не стать циничным, черствым?

– Я очень не люблю выражение: «Не мы такие – жизнь такая». На мой взгляд, его используют люди, которые не хотят брать на себя ответственность за свое поведение, поступки, отношение к работе, к людям. Добрый и отзывчивый человек не станет, придя в журналистику, циничным и черствым. Это мое мнение. Я живу и работаю ради того, чтобы помогать людям и делать их счастливыми. Никакая профессия не сделает меня другой, сколько бы лет ни прошло, какие бы люди меня ни окружали. Мое твердое убеждение: я в профессию приношу доброту и делюсь ею с окружающими. А другие пусть поступают так, как им подсказывает совесть или ее отсутствие. На мое отношение к жизни, профессии и к людям в целом это не повлияет. Для того чтобы тебя не сломала среда, в которой ты находишься, нужно иметь крепкий внутренний стержень, силу и волю.

– Как справиться с постоянным стрессом?

– При помощи жизненной мудрости. Не взваливать на себя слишком много работы, с которой априори не сможешь справиться. Уметь сказать «нет». Пропускать мимо ушей эмоциональные высказывания коллег по цеху в свой адрес. Понимать, что нервное перенапряжение может только ухудшить и замедлить твою производительность, но никак не ускорить и улучшить. Получать удовольствие от успешно завершенной работы. Отпустить проблемы текущего дня и снять стресс помогают прогулка на свежем воздухе и крепкий сон. Простые истины.

– Встречались ли вы с непрофессионализмом в своей профессии и в чем он выражается?

– Конечно. Это отсутствие уважения к людям, такта, дипломатии, логики в действиях, низкая грамотность, узкий кругозор. Увы, не у всех пазлы на профессиональной картине бывают собраны.

– Чему вас научила журналистика?

– Не журналистика как профессия, а люди, с которыми я столкнулась благодаря ей, меня научили многому. Писать коротко, емко и интересно. Искать и находить новости прежде, чем они появились в лентах. Убеждать людей. Уметь договариваться с людьми. Своим главным учителем считаю Жанну Заславскую.

Журналистика открыла для меня и новые горизонты. Дала возможность заниматься преподавательской и издательской деятельностью, выпускать журнал. Работая в информационной среде, я поняла, что нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно идти в ногу со временем, подстраиваться под меняющиеся условия, постоянно развиваться и изучать всё новое.

– На что похожа журналистская среда?

– Наблюдали когда-нибудь за муравьями? Они суетятся, торопятся, несут материал, строят домик. Вот так же и тут. Мы суетимся, торопимся, нанесем в «домик» материалы и строим из них новостные выпуски, программы, фильмы. И так каждый день.

– Есть ли конкуренция с коллегами?

– Конкуренция есть везде. Думаю, что у вас на курсе тоже. Хорошо, когда она мотиватор для людей, а не демотиватор. Здоровая конкуренция – это движение вперед, нездоровая – болото. Но лично мне нравится другой подход: развитие своих талантов, своих сильных сторон без оглядки на других. Тогда не нужна конкуренция. Ты самодостаточен и счастлив.

– Что бы вы посоветовали начинающим журналистам?

– Советую больше читать художественной литературы – для вдохновения, для развития образности, для тренировки грамотности (низкая грамотность – бич современных СМИ). Читайте, смотрите и слушайте коллег-журналистов, добившихся успехов в своем деле, анализируйте их работу – это поможет и вам самим развиваться. Учитесь слушать и слышать своих собеседников, учитесь быть дипломатами в общении (на творческом пути вам будут встречаться очень разные люди, эти навыки позволят успешно с ними общаться). Будьте прилежными и терпеливыми учениками в первые годы работы по профессии. Помните: сначала вы работаете на своё имя, а потом ваше имя работает на вас. Постоянно развивайте профессиональные навыки – и вы всегда будете востребованы на рынке.

Беседовала Вероника Новикова