Александр Шерудило: «Я хлебнул всей дичи не так долго, но тем не менее»
Александр Шерудило изначально был студентом экономического факультета НГУ. Но увлечение игрой в клубе весёлых и находчивых (КВН) помешало ему стать финансистом или бухгалтером. Всему «виной» ребята с журфака, игравшие вместе с Александром в лиге. После знакомства с ними он поменял специализацию и перевёлся на факультет журналистики, чему очень рад. Теперь же дипломированный журналист работает на ОТС —областном телеканале.
— Хочу начать с самого «креативного вопроса». Почему ты выбрал поступать на журфак?
— На самом деле это вышло несколько случайно. Изначально я поступил на экономический факультет. Учился не очень хорошо, но у меня было студенчество. В то время я играл в КВН и много общался с ребятами с журналистики. От учёбы я взял академический отпуск, планируя потом восстановиться также на эконом. Но это «потом» не случилось, так как я, взвесив свои интересы и возможности, решил перевестись на журфак. И это было прекрасным решением.
— Многие медийные люди, в том числе Юрий Дудь, активно продвигают идею о том, что стоит тысячу раз подумать о поступлении на факультет журналистики. Его цитата: «Сейчас худшее время, чтобы связывать свою жизнь с медиа в России, поэтому если у вас есть возможность — передумайте…» Как дела обстояли с этим убеждением десятьлет назад, когда ты учился?
— Слушай, здесь очень много факторов. То есть, с какой точки зрения она плоха? С точки зрения денег — безусловно. Но мне кажется, так было всегда. И десятьлет назад зарплаты были чуть-чуть пониже, чем сейчас, с разницей несущественной. Если говорить с точки зрения свободы слова, я предполагаю, именно этоимел в виду Дудь, то да, сейчас сложненько с этим. Здесь дело не в том, что ты не можешь плохо про Путина сказать, а в том, что всегда существовала конъюнктура, из которой ты никуда не выберешься. На мой взгляд, почему ещё сейчас «плохо»: много мусора, инфошума. Всё пространство в этом, и в нём сложно сделать что-то новое, полезное. Если ты будешь делать что-то аналитическое, то это никому не будет интересно. Подавай всем «Орла и решку», а развлечения — это скучно, их слишком много.
— Какая была первая практика в журналистике?
— Когда ты поступаешь на факультет журналистики, тебе нужно некое портфолио. Так как я никогда ни в какой школьной газете не участвовал и не планировал быть журналистом, никакого портфолио не было. Я пошел в наш замечательный портал Academ.info [Новостной портал Академгородка Новосибирска] и написал несколько материалов для них. Там ездил на событийку, о чем-то писал, и помню, что переделывал какие-то новости из «нечеловеческого» формата в «человеческий». Было прикольно и интересно. Я помню, как совершенно случайно попал на практику в «РЖД ТВ» [отраслевой канал] в Москву. Мой одногруппник туда собрался, и я подумал, что это прикольно. Написал знакомой выпускнице, которая там работала, договорился, и тоже поехал на практику. Фишка была в том, что на «РЖД ТВ» работают все выходцы из федеральных СМИ, которые хотят чуть более спокойного ритма и чуть более спокойный график работы. Ну и я немного научился ориентироваться в Москве.
— На каком курсе ты понял, что ни социальная, ни культурная сферы не интересует тебя так сильно, как спорт?
— В детстве я сам играл в футбол и плаванием занимался долго. Мне это было интересно, но при этом я никогда не думал, мол, закончу университет и буду работать «тем-то». Я просто предполагал, что всё сложится. И всё сложилось. В универе нужно же было писать курсовые работы, а писать хотелось о чем-то интересном, поэтому я выбирал спорт. Первые курсовые были смешные, я анализировал спортивный сайт, потом по языку спортивной журналистики пробежался, а затем непосредственно по телевизионным вещам. Диплом был по стилистике речи современного спортивного репортажа. Однако изначально я работал не в спортивной журналистике, а в криминале, социалке. Я «хлебнул всей дичи» не так долго, но тем не менее. Меня дико уничтожают коллеги, которым ты поручаешь сделать что-то из своей сферы, а они такие: «Ну, это же спортивная, мы не понимаем, это надо разбираться». А смысл в том, что универсальный журналист ничего не понимает, он приезжает и разбирается. А разобраться в спортивной сфере легко. Возвращаемся к мысли. Я работал на 8-ом канале. Наш главный редактор любил хоккей, поэтому мы часто ездили снимать сюжеты на матчи. С ним мы совпали интересами и создали живую спортивную программу, которую я долгое время делал, но потом ушёл на другой канал уже конкретно в спортивную редакцию. Хотел избавиться от всего остального.
— Что журналистика смогла дать тебе для души?
— Во-первых, я понял, что это действительно моё. Мне это нравится, у меня это даже немножко получается. Мои личностные качества удается использовать в работе. Я такой «миленький» мальчик. Если нужно поговорить со спикером-женщиной, то у меня получается их замечательно разговорить, соответственно, как спикер-мужчина лучше реагирует на корреспондента женщину. Вот почему у нас Кристина [Кристина Лата — спортивный журналист ОТС] интервью на хоккее берет. — смеется — Кристина — большой профи, я прям кайфую иногда. Ещё я могу узнавать новых людей, посещать спортивные мероприятия, узнавать новые виды спорта, даже не для профессии, а для себя, это интересно. Она [журналистика] дала мне людей, с которыми я общаюсь, коллег. У меня есть оператор с Восьмого канала, с которым мы до сих пор дружим. И вот как бы я с ним познакомился, если бы не работа на ТВ. Я просто чувствую себя на своём месте, это главное.
— Вернёмся в то время, когда ты только закончил университет. У тебя было чувство потерянности, непонимания, что будет дальше?
— Конечно. Есть люди, у которых все распланировано, но я не такой, у меня не было намёток. После универа я пришёл на ГТРК, не знаю, почему. Снял для них сюжет, они хотели меня взять, но мне как-то там не понравилось. Приходишь в коллектив и видишь безразличие. Потом я пробовал себя в чем-то типа рекламы. Там я понял, что не очень умею делать работу, которая не кажется мне самому интересной.
— То есть она была рутинной?
— Нет, ну бывает классная рутинная работа, например, собрать шкафчик из Икеи — это же офигенно. Когда ты пишешь сценарий рекламы, ты понимаешь, что это никому не надо: ни заказчику, ни тебе, ни зрителю. Это бессмысленно. Поэтому это не сложилось. Потом я искал работу, и наткнулся на объявление 8-го канала, о котором уже рассказывал.
— Когда ты пришёл в редакцию, что тебя удивило? Может быть, ненормированный график работы?
— График был ненормированный, но при этом нормированный. То есть это та ситуация, когда ты должен быть на работе в 8 утра, но ты не знаешь, когда ты освободишься. Ну, а если это не так — то замечательно. Там редакция такая: один редактор, один продюсер, и когда я пришёл было два журналиста, один оператор и монтажёр. И какое-то время я работал там одним журналистом. Мы делали и спортивный проект, и ежедневные новости. В редакции, что удивило? Да ничего не удивило. Это можно себе примерно представить: сидит ньюсрум, утверждается какая-то повестка, есть планёрки — вот и всё. Сейчас в спортивной редакции мы вдвоём с КристинойЛатой, планируем и назначаем съёмки.
— Переживал ли ты профессиональное выгорание, спорт не надоедал?
— Нет, спорт не надоедает, иногда просто сам себя ловишь, что ты на какой-то сьемке халявишь, делаешь скучный материал о чем-то неинтересном. Нужно с этим бороться. А так, это вопрос какой-то усталости и самочувствия. Например, ты плохо спишь последние дни, естественно у тебя энтузиазма работать нет. Но здесь наоборот, если ты натыкаешься на что-то действительно интересное, тебя это заново зажигает, и даже если ты изнеможённый и усталый, всё равно ловишь от этого кайф. Ты делаешь интересно и круто. Это наоборот может где-то возродить. Если это твое, то всё, что тебя угнетает, может поднять обратно. Клин клином. Можно выгореть от большого количества эмоциональных впечатлений, от однообразия разнообразных событий. Тут в том и дело, ты можешь видеть однообразное в разнообразном, а можешь разнообразное в однообразном.
— Важно ли сейчас иметь журналистское образование, чтобы работать в журналистике?
Огромное количество примеров, когда люди без образования работают. Например, на 8-ом канале редактор, он врач, а оператор — стоматолог. На ОТС с профильным образованием только один оператор. Смысл не в образовании, безусловно. Почему я за НГУ? В НГУ атмосфера интеллектуальной или псевдоинтеллектуальной тусовки. Ты впитываешь это, учишься думать. В университете смысл не в том, что ты научишься какой-то профессии, а в том, что сам себя «сделаешь». Я всегда считал, что главное —быть хорошим человеком. Если ты достаточно интеллигентный человек, то ты, скорее всего, будешь чуть лучше, чем неинтеллигентный человек.
— За время работы на ТВ, с какими интересными личностями тебе удалось пообщаться?
— Ну личности запоминаются по разным причинам. К нам приезжал Валерий Газзаев [советский футболист, тренер]. Были выборы президента российского футбольного союза, и он выдвигал свою кандидатуру. Я его до этого только по телевизору видел, тогда он ещё был нормальным тренером, а не странным мужиком. Но всё равно, это прикольно: приезжает Газзаев, а ты столько историй про него знаешь смешных. Когда ты работаешь журналистом, ты постоянно знакомишься с людьми и получается, что в большинстве они все прикольные, у каждого своя фишка. Я вчера ездил к семье тхэквондистов, Рубцовы, — это вообще круть. Они все занимаются тхэквондо: мама, папа, дочь, и еще младшего брата начали тренировать. Они на байках катаются, отец занимается резкой по дереву, сама Олеся рисует и играет на пианино, но никому не дает слушать свою музыку, даже родителям, потому что она именно для себя это делает. Люди на столько разносторонние, талантливые, интересные. И речь у них потрясающая. Такой кайф, когда ты снимаешь человека, не важно боится он камер или не боится, но, если он с тобой говорит, если он открыт, его речь льется, и ты понимаешь, что она классная и грамотная, становится ясно, что человек максимально развит. Это очень здорово, это большой кайф.
— Можешь дать советы журналистам, которые скоро выпускаются? Как найти работу? Как заявить о себе?
—Вообще говоря, никак! А так, просто очень много «фигачить». Ты должен понимать, чего ты хочешь добиться и идти к этому. Например, если ты хочешь сделать что-то своё, то ты должен продумать каждый свой шаг и делать офигенно. И это самое главное, потому что можно сколько угодно быть красивым, харизматичным, талантливым, но если ничего не делать, то ничего не получится.
— Что самое главное в работе на телевидении?
— Что самое главное в работе токаря? Ты просто приходишь и работаешь. Также и здесь. Грамотная речь, знание языка, социальной повестки, умение найти общий язык с коллегами, со спикерами. Нужно правильно расставить приоритеты, каким человеком ты хочешь быть. Потому что мы все знаем, что некоторые журналисты слишком агрессивны. После них ты приезжаешь к спикерам, и они не хотят с тобой общаться, потому что к ним до этого приставали люди, условно говоря, с «Лайф ньюс». Профессионал должен уметь разделять работу и личную жизнь, никогда это между собой не связывая. Понятно, если ты делаешь какой-нибудь конфликтный сложный материал, ты не можешь обойтись в тонкостях подачи без оценочности. Я говорю именно про поведение, общение в любом случае должно быть нейтральным. Например, ты общаешься с убийцей, и тебе должно быть все равно, что он убийца. Смысл в том, что ты — журналист, он — спикер. Некоторые журналисты начинают провоцировать, отстаивать гражданский долг, осуждать поступок спикера. На мой взгляд, это неправильно.
— Для тебя журналистика — это ремесло или творчество?
— В целом это, конечно, ремесло. Любая профессия — ремесло. И писатель, и музыкант. Но при этом везде можно найти творческую составляющую, от чего ты будешь получать кайф. Где-то ты можешь поиграть словами, придумать какую-то интересную форму подачи. И получить удовольствие от языковой игры. Творчество может быть в этом. Изначально это ремесло, но потом ты просто наслаиваешь.
— Есть ли отличия в журналистике 2014 года и 2020 года?
— Это маленький срок. Всё не на столько глобально. Понятно, что где-то изменились подходы. Суть в чем: и тогда, и сейчас нужно было искать новые форматы, но просто сейчас необходимость в этом чуть больше, потому что новые форматы всё чаще появляются. Естественно, это связано с интернетом, блогами. У людей очень разнообразный контент, даже если мы говорим о спортивной журналистике. И тебе нужно каким-то образом захватывать аудиторию, в идеале ты должен делать контент, который отличается от всех остальных. И еще журналистика стала очень персонифицирована, ты как журналист должен быть одновременно и героем. Классический пример — Юрий Дудь. Он является персонажем. По большому счету, в журналистике ничего не может измениться. Потому что требование одно и то же: тебе нужно рассказывать информацию аудитории, добывать её, и ещё делать всё это интересным. Всё зависит от твоего креатива. На ОТС, например, у нас есть возможность собирать аудиторию за счёт прямых трансляций. А прямые трансляции — главное, что есть в спортивной журналистике — в живую, здесь и сейчас рассказывать о происходящем и как-то дополнять эту информацию, попутно анализировать. Второе, из чего должна состоять спортивная журналистика — это аналитика. Аналитику люблю, но в формате ОТС и Новосибирска, мы не можем собраться как в студии МАТЧ-ТВ и поговорить о прошедшем туре Российской футбольной премьер лиги. Вот это был бы огонь, вот это моё, на самом деле. Я сидел бы часами в этой студии и разговаривал. Даже готов смотреть, если там интересные эксперты. И третье, как раз персонажка, портреты, портретная журналистика. И что круто, портретная журналистика вышла на новый уровень, потому что все ищут новые способы раскрытия героев, чтобы это было интересно и это востребовано. Люди хотят знать закулисье, получать дополнительную информацию о людях. Не только о спортсменах. А обо всех. И соответственно, портретка как жанр подрос.
— Расскажи, что изменилось в связи с пандемией коронавируса в журналистике?
— Событий стало меньше, поэтому редакция сидит и не знает, что показывать. В спорте такая же ситуация, потому что трансляции, события, всё, что здесь и сейчас, отменилось. Приходится показывать что-то вне времени и пространства. Соответственно, мы нашли форматы, которые можем снимать, и они могут быть оценены аудиторией. Это какие-то зарядки и упражнения со спортсменами, где они показывают и рассказывают о своих тренировках. Дело даже не в том, что зритель посмотрит и будет делать зарядку с таким набором упражнений, это, наверное, не серьезно. Но люди видя подобный контент, не только у нас, но и у Спортивной федерации, смогут найти время потренироваться, а мы просто хотим их замотивировать. Мы ходим в гости к спортсменам, применяем все средства защиты. Пока есть такая возможность, рассказать о спортсменах не только с точки зрения спорта. Ну выиграл человек 50 раз чемпионат России по гребле, он очень крутой, но если мы расскажем, что он в 51 раз выиграл чемпионат России по гребле, то людям это будет не так интересно. Мы, конечно, это сделаем, но узнаем, что у этого человека помимо гребли происходит, как он мыслит, что им двигает, какие у него дополнительные увлечения. У нас есть возможность сейчас об этом рассказывать, и мы стараемся ей пользоваться.
— Почему выбирая между печатной, радио и телевизионной журналистикой, ты выбрал ТВ?
— Во-первых, я симпотяжка. На самом деле нет, не поэтому. Просто печать, как издание бумажное, меня не интересует. А вот в интернете можно работать, я не против.
— Есть желание двигаться в сторону работы на МАТЧ-ТВ?
— У меня есть желание, чтобы МАТЧ-ТВ двигался в мою сторону. Честно, не понимаю, каким образом при таких огромных площадях страны у нас всё телевидение в одном городе. Это глупо, смешно. Я не собираюсь переезжать в Москву или Питер, нет желаний таких. Поэтому, если здесь появится филиал МАТЧ-ТВ, я с радостью буду работать. Федеральные темы, новый опыт, новые требования редакторов, возможности или невозможности, но тем не менее, кайф в том, что ты можешь о спорте Новосибирска, Новосибирской области, Сибирского региона рассказывать на аудиторию нашей страны. Поэтому если так получится, что отсюда можно федералам что-то давать — то это замечательно, а так и на ОТС хороший уровень.
— О новых форматах, почему ваш блог с Димой Ерыкаловым [новосибирский спортивный журналист] закрылся?
— Это была телевизионная программа, которая ориентирована и на ТВ, и на интернет, второе в приоритете. Я ушел с Восьмого канала, а это контент Восьмого канала, поэтому я перестал его делать. На самом деле, мы бы могли продолжать, но хочется, чтобы это выглядело по-новому. Где-то мы упирались в технические сложности, где-то приелось. Но в основном, это связано с интеллектуальными правами, которые принадлежат каналу. Когда я ухожу, я не перестаю её делать. А без меня её быть не может. — смеется — Дима пытался со своими друзьями, но здесь нужна организованность.
Раньше это было обусловлено служебной необходимостью, был четкий график, все было конкретно. А тут у Димы достаточно насыщенная и без того жизнь, еще отдельно собираться с друзьями и снимать это — не получалось.
— У тебя же есть блог на sports.ru? Почему ты перестал писать?
— Не знаю, хотел, писал, не хотел – перестал писать. Короче говоря, в печатке не было вариантов, а в крупные СМИ нужно быть сильно крутым, с качественным портфолио. Поэтому совет выпускникам: просто работайте, и вас уже с руками оторвут.
Беседовали Тамара Варламова и Арина Ларина