Елена Лопатина: «Профессиональный журналист — дилетант во всех остальных профессиях»
Елена Лопатина — корреспондент и ведущая программы «Вести Алтай». Почти десять лет её сюжеты на телевидении меняют жизнь людей к лучшему и помогают им оставаться в курсе последних событий Алтайского края. Она рассказала нам о работе корреспондента, телевидении и кумирах в журналистике.
— Почему вы решили стать журналистом и как пришли к этому решению?
— Мне всегда нравилось писать тексты, рассказы, этим я занималась с ранних лет. Все они публиковались в школьной газете, в детско-юношеской газете «САМИ». Но связать свою жизнь с журналистикой я решила только в 11 классе, когда пришло время задуматься о поступлении в университет. Эта профессия интересовала меня возможностью общаться с самыми разными людьми, и именно она была связана с тем, что у меня получалось лучше всего, поэтому в конце концов, несмотря на сомнения, подумала: «почему бы и нет», — и поступила на журфак.
— Расскажите про ваше образование, считаете ли вы, что профильное образование необходимо любому журналисту?
— Училась я в Алтайском государственном университете, на вечернем отделении. Для меня было принципиально важно попасть на бюджет, поэтому пришлось выбрать именно такую форму обучения. Чтобы учиться бесплатно на дневном, немного не хватило баллов, но в конечном счёте это дало мне возможность получать не только теоретические знания, но и работать, познавая все тонкости профессии на практике. После первого курса у нас была производственная практика в газете, по итогам которой меня позвали работать в штат, но через полгода издание закрылось. К счастью, в конце третьего курса одна из преподавательниц направила меня на практику на телеканал «Катунь 24», который в те годы только начинал работать, взяли меня без проблем, там даже оказался человек, с которым я ранее работала в газете, так что в коллектив влилась очень быстро. И вот с 2010 года, уже десять лет, я на телевидении. Я уверена, что журналистское образование необходимо тем, кто хочет работать в этой сфере, всё-таки без знаний в голове ничего не добьешься, но и про практику забывать нельзя.
— Как началась ваша работа на телевидении и чем запомнился первый эфир?
— В эфир я попала не сразу, а лишь спустя год после того, как устроилась на Катунь 24, до этого весь 2010-ый год я выезжала на съемки, набиралась опыта. Первый мой сюжет вышел в феврале 2011-го года, он был про победу математиков из АлтГУ на олимпиаде, честно говоря, его я не очень хорошо помню, в отличии от второго, который попал в эфир в апреле. Это был день борьбы с туберкулёзом, я впервые записала стендап, нужно было попасть в диспансер и рассказать о новом современном оборудовании. Задача стояла непростая, но меня воодушевила значимость самого события, возможность принести пользу людям, рассказав им о необходимости следить за здоровьем.
— Что вас больше всего интересует в журналистике и за что вы любите свою работу?
— Журналистика — это профессия, в который ты постоянно учишься чему-то новому. Один из преподавателей нам часто говорил: «Журналист должен быть дилетантом в любой профессии». Сегодня ты едешь снимать наводнение, завтра отправляешься в коровник, и во всем этом ты должен разбираться, а иначе как ты напишешь сюжет, если не понимаешь сути событий. Всю информацию нужно найти, осознать, обработать, чтобы донести ее до людей, ведь если ты сам чего-то не понимаешь, то написанное или рассказанное тобой тоже никто не поймёт. Поэтому неизбежно выходит так, что профессиональный журналист — дилетант во всех остальных профессиях. Мне именно за это нравится то, чем я занимаюсь, за возможность общаться с самыми разыми людьми, недоступными каждому, узнавать что-то, что обывателю никогда не узнать, за то, что журналистов пускают туда, куда обычных людей не пустят. Это касается работы корреспондента, а если говорить о деятельности ведущего, то меня впечатляет работа в прямом эфире. Это просто непередаваемые ощущения, когда понимаешь, что сейчас ты не имеешь права на ошибку, что на тебя смотрят сотни тысяч людей. Это нужно прочувствовать.
— Для вас журналистика — это нервная профессия?
— Любая профессия может быть нервной, главное то, как ты к этому относишься. Если пропускать каждую историю через себя, к тридцати годам можно поседеть и сойти с ума. Не зря говорят, что хороший журналист — это циничный журналист. В некотором роде, это действительно так, ведь переживая все истории героев ты эмоционально выгораешь, некоторые даже чувствуют усталость от профессии, нежелание работать дальше. Поэтому конечно же героев нужно поддерживать, сопереживать им, но, как говорится, без фанатизма. Одна из задач журналиста, на мой взгляд, правильно распределить свою энергию.
— Как вы относитесь к работе в горячих точках, считаете ли вы это долгом любого журналиста?
— Конечно, на мой взгляд, это одна из профессиональных обязанностей журналиста, но всегда нужно оценивать риски, если ты наверняка знаешь, что тебе, скажем, сейчас кирпич на голову упадёт, то в таком случае риск не оправдан, но если ты действительно сможешь добыть какой-то эксклюзив, рассказать о чём-то важном, то стоит попробовать, ко всему нужно подходить разумно.
— Должен ли быть журналист предельно честным со своей аудиторией, возможна ли «ложь во благо»?
— Вопрос конечно сложный, но вообще, когда я делаю какой-либо проблемный материал, у каждого конфликта есть две стороны. Мы не можем занимать чью-то сторону. Например, буквально вчера у нас был сюжет: жильцы многоэтажки решили сделать капитальный ремонт дома, но управляющая компания заявила о невозможности проведения работ из-за застекленных балконов. Жители дома отказываются убирать стекла. У каждого своя правда, мы же не можем сказать кто из них прав, поэтому освещаем все точки конфликта. Нужно привлечь еще и третью, независимую сторону. Задача журналистов, осветить тему, рассказать о ней, а не высказывать свою позицию. Где ложь, а где правда, уже должны решить сами зрители.
— То есть для вас самое главное — объективность и непредвзятость?
— Безусловно.
— А вы могли бы дать какие-нибудь советы для тех, кто только начинает свою журналистскую деятельность.
— Никогда не нужно паниковать, всегда важно быстро находить людей, которые тебе помогут. Если ты приезжаешь куда-то на съёмку, всегда есть контактные лица, с которыми нужно договориться, где вы встретитесь, о чём будете говорить и так далее. Лучше всего ехать на съемку с готовым сюжетом в голове, понимая сколько картинок необходимо, какие вопросы ты будешь задавать. Конечно, часто всё идет совсем не по плану и нужно быть готовым ко всему. Ещё никогда нельзя упускать из виду оператора, если ты корреспондент. У телевизионщиков есть особая артикуляция, чтобы взаимодействовать с оператором на расстоянии. Главное всё делать сообща и помнить, что вы одна команда.
— Есть ли у вас кумиры среди журналистов? Как вы думаете, кто из современных журналистов обладает особым талантом?
— За последние двадцать лет в журналистике всё кардинально изменилось, поэтому если говорить о кумирах, то это скорее журналисты прошлых лет: Парфенов, Познер. Из современных мне нравится Николай Соколов за его «безбашенность», в хорошем смысле слова конечно, он всегда в центре всех ЧП, всегда стремится запечатлеть последние события, всегда четко произносит свой текст, даже если вокруг паника.
— Какие у вас профессиональные планы на ближайшее будущее?
— Меньше года назад я перешла на ГТРК Алтай и сейчас вливаюсь в новый коллектив, новую обстановку. Работаю как корреспондент и как ведущая. Хочется развиваться здесь, снимать интересные сюжеты. Я люблю делать большие портретки, снимать спецрепортажи. Главное, чтобы эфирные возможности позволяли.
Беседовал Медведев Дмитрий