Юлия Вербицкая: «В городе есть проблемы, это нормально, и хорошо, когда журналисты помогают их решать»

Юлия Сергеевна Вербицкая — журналист-корреспондент телерадиокомпании «Братск».  Учась в престижном ВУЗе, она посчитала своим долгом вернуться домой после получения образования, и вот уже несколько лет помогает развивать журналистику в родном городе. О чудодейственной силе СМИ, зове сердца и роли журналистского образования далее.

 —  Вы учились в Тюмени. Зачем вернулись в Братск?

— Я безумно люблю Тюмень. Там этот город называют «маленьким Петербургом», и конечно невозможно не получать удовольствия от пребывания в таком месте, но тут не всё просто. Я человек души, человек сердца. На четвёртом курсе я почувствовала, что хочу домой, даже несмотря на то, что всё у меня складывалось отлично: и друзья, и учёба, и будущее место работы было определено. Но в какой-то момент просто поняла, что хочу вернуться. Это не был для меня какой-то шаг назад, даже мыслей таких не было. Братск, безусловно, не конечная точка на сегодняшний день. В жизни всё переменчиво, но сейчас меня всё устраивает, и я люблю свою журналистику в своём Братске.

— Отличается ли профессиональный уровень в этих двух городах?

— В Тюмени больше проектов, больше журналистов, операторов, отделов: новостные, спортивные, развлекательные. Но там и масштабы… Это всё-таки региональный город. То, где я работаю — это муниципальный канал, мы вещаем только о городе и его районах.

— Какова же тогда, по твоему мнению, судьба журналистики в Братске и подобных маленьких провинциальных городах?

— Это непредсказуемое дело. Потому что недавно, например, Останкино объявило о своём банкротстве, хотя, казалось бы, это крупнейший вещательный центр. Но телевидение не источник дохода, это канал выражения чьего-то мнения. Если в Братске будут спонсоры, будет кому заявить о себе, то, конечно, телевидение будет жить. Мы лично зависим от городской администрации. Заглядывать в будущее тяжело, но пока есть хорошие журналисты…

— А какие журналисты хорошие?

— Те, кто ежедневно развивается, учит себя, что-то узнаёт, стремится к идеалу ежедневно. Тот, кто не «хайпит» на «желтухе» и людских проблемах, а ставит в приоритет факты и показывает жизнь, какая она есть, причём очень красиво(!) при помощи разных методов.

— Можете составить профпортрет журналиста? У вас наверняка есть определённый «идеал» профессионала.

— Профпортрет… Как я уже сказала, это должен быть постоянно самообучающийся человек, заточенный на фактаж, начитанный, любознательный, интересно умеющий преподносить свой сюжет, с отсылками, то бишь эрудированный, который понимает о чём пишет, докопается до сути, настойчивый, добьётся своего: номера, комментария, встречи — целеустремлённый, но и не нарушает чужих границ… воспитанный. Я думаю, что мои коллеги — как раз такие профессионалы. ТРК «Братск» вообще — кузница кадров в нашем городе. У всех журналистское образование. Для меня это очень важно, я считаю, что это основа.

—  И хорошие ли у вас отношения сейчас?

— Да, но иногда я осознаю, что моя новостная редакция против моего мышления. Я такой человек, что буду придерживаться себя. Но умный также всегда слушает и другие мнения. Особенно, если они принесут пользу, то, конечно, можно отложить своё «Я» на время, но не «покидать» его… Журналист обязан слышать: себя, людей, которые обращаются к нему. Но если ты понимаешь, что что-то идёт не так, то, конечно, не поддавайся. «Гни свою линию», неважно, кто перед тобой, если ты в этом уверен.

— И каково же это — «гнуть свою линию»?

— Была ситуация однажды, когда мы снимали сюжет про то, как врачам в психоневрологическом диспансере недоплачивали заработанную ими честно плату. Мы поехали выяснять, в чём дело. Тогда главврачом там была молодая девушка, которую недавно непонятно как (ну, точнее мы все понимаем как) и зачем поставили на эту должность. Мы приехали, записались заранее, заходим, а она нам говорит: «Вы знаете, что этот сюжет не выйдет?» — «Почему вы так решили?» — «Потому что у вас нет разрешения». А у СМИ в принципе есть разрешение снимать в общественном месте. Нам начали угрожать, что уже позвонили нашей редакции. Мы вернулись, и редакция решила, что, вроде как, этот сюжет не выйдет. Я сильно негодовала по этому поводу, пыталась уговорить выпустить сюжет. И тогдашний наш директор взял на себя ответственность, позвонил в Иркутск, министерство здравоохранения, договорился со всеми, и мы получили официальное разрешение на выпуск сюжета. Вроде не верили, что сюжет выйдет, а вышел. И я рада, что благодаря нашему директору, благодаря моему состоянию в тот момент, настойчивости, мы доказали, что этот сюжет должен выйти, ведь если не мы, то кто поможет людям? Спустя месяц, нам написали с Москвы, какая-то ассамблея врачей, по поводу этого сюжета, спрашивали, что происходит у нас в Братске, заинтересовались этим диспансером на уровне федерации.

— И что вы чувствовали?

— Эта признательность, эта оценка по достоинству журналиста, который смог сделать свою работу больше, чем на 100%, вот к чему надо стремиться. Сделай не просто сюжет — вложи душу. Переверни всё с ног на голову и сделай! Вот, что я чувствовала. Я считаю, журналист должен говорить правду, хотя правда тоже бывает разная. Иногда редакция приходит к выводу, что лучше всё замолчать. Зачем молчать, народ и так всё видит. Это политика какого-то советского времени, многие не понимают, что сейчас есть огромное количество платформ, где люди пишут правду, и им всё равно, к чему это приведёт.

Беседовала Елизавета Погодаева