Владислав Некрасов: «Снимать нужно все, не все нужно показывать»
Владислав Некрасов ― фотожурналист, руководитель фотослужбы и бильд-редактор в Сибирском бюро газеты «Коммерсант» ― говорит о творчестве, работе и будущем фотожурналистики.
― Что вы цените в журналистской профессии больше всего?
― Я недавно для себя сформулировал, что мне нравится и в фотографии, и в журналистике. Мне нравится проникать в те миры, которые в обычной жизни тебе не доступны. Я езжу снимать на разные заводы, какие-то закрытые сообщества, например, армия или что-то подобное. Мне нравится, что я могу видеть то, чего не видит обычный человек, а потом рассказывать об этом другим людям. Мне даже больше нравится то, что это вижу я, а только потом, что передаю.
― Какая ваша первостепенная задача при создании фото?
― Нельзя четко определить. Все зависит от поставленной задачи, от контекста и от того, что ты хочешь сказать. Если это какой-то арт-проект или какая-то документальная фотография, то я буду пользоваться одним языком, если я снимаю типологию, то другим. Если это работа в сфере фотожурналистики, я буду снимать максимально информативно, но и при этом художественно, использовать выразительные средства. Поэтому одной четкой задачи нет, главное, создать фото, а уже от цели, от того что ты хочешь сказать, зависит выбор.
― Как вы готовитесь к созданию кадра?
― Все очень индивидуально, как и в предыдущем вопросе. Если я еду снимать оперативное совещание в правительстве, то никакой особой подготовки нет, кроме информационной. А если это личный проект, то я много читаю о том, что я снимаю, посмотреть работы на эту же тему, которые были сделаны до меня, и не важно фото, тексты или видео материалы.
― Как отбираете один из всех вариантов?
― Отбор – это отдельный сложный вопрос. Все, что ты делаешь, нужно рассматривать через призму поставленных задач и целей. Для отбора в фотогалерею в «Коммерсант» я буду отталкиваться от редакционных ценностей. В конце апреля делал фотогалерею итоговых фото, которые за месяц сняли фотокоры (прим. – фотокорреспонденты) по Сибири. Стояла задача не только отобрать красивый и интересный визуальный материал, но и нужно было отразить события в регионе, которых произошло достаточно много за апрель в связи с основной темой сегодня – короновирусом. Поэтому был упор на информативность, но в этом месяце, все-таки апрель, весна, авторы сняли много интересных пейзажей довольно характерных, которые говорят о Сибири. Мы все-таки Сибирское бюро. А что касается личных проектов, то, например, я планирую снять проект «Типология Русской дачи» и выбрал уже определенный метод съемки, буду снимать что-то вроде каталога, поэтому там совсем по-другому отбор будет проходить. На самом деле трудно этот процесс словами описать, мне легче языком фотографии.
― Как бы вы охарактеризовали свой стиль фотографии в целом?
― Я – фотожурналист, я снимаю так называемый фитчер (прим. – новостная фотография), истории, в свободное время, когда у меня есть желание и идея, я снимаю творческие штуки. Выделить какой-то стиль мне сложно, мне всё нравится снимать. Я могу булку хлеба с молоком поставить на табуретку и снять интересный натюрморт, а могу пойти снимать стрит: игра света, геометрия. Поэтому об определенном стиле сложно говорить, потому что сейчас эти границы размыты, их нет.
― У вас было несколько видео проектов посвященных деревням, почему вы выбрали такое направление?
― Я чувствую внутреннюю усталость от города, от быстрого темпа жизни, от суеты. Для меня, как для человека, который вырос на даче, интересны все проявления контакта человека с землей. Интересно самому находится в контакте с природой, исследовать её и высказываться по этому поводу.
― Может ли какая-то тема или объект изжить себя, как творческий продукт?
― Почему-то мне хочется ответить «нет». Сейчас много авторов, все они выросли в разных контекстах, смыслах, с разным культурным кодом, бэкграундом, у каждого есть свое мнение, видение. Люди уже много веков говорят об одном и том же только разными языками, с помощью разных инструментов, всегда находят новые грани, новые смыслы. Любая тема вечна.
― Может штатный корреспондент заменить фотожурналиста?
― Мнений на этот счет огромное количество. Я бы сказал, что, если он умеет снимать и делает это неплохо, то почему бы и нет. Но я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Хорошо говоришь на языке фотографий? Снимай. Хорошо пишешь? Пиши. Конечно, ничто не мешает снять какую-то фактуру для текстового материала, и это тоже будет высказывание.
― Умирает ли фотожурналистика?
― Не знаю. Может и умирает у кого-то… У меня нет! Я жив! Да, правда, в новостях много картинок от людей, которые на местах снимки делают и ими новости иллюстрируются. Тут фотожурналисты в роли проводников не нужны, но опыт и профессионализм никуда не делись. Думаю, фотожурналистика пока жива: проекты все глубже и осознанней, смысловая наполненность серьезнее. Возможно, через несколько лет я и скажу, что моя профессия умирает, но очень сомневаюсь, что это произойдет.
― Нужно ли журналистское образование фотожурналисту?
― Сразу вспоминается куча имен крутых фотожурналистов без журналистского образования. Тот же Максимишин, который вообще физик-ядерщик по образованию. Все сугубо индивидуально, зависит от человека, его возможностей. Журналистское образование формирует образ и стиль мышления, для фотожурналистики это полезно.
― Блиц-опрос. Ваш любимый фотоаппарат?
― Глаза и ноги. Иногда снимаю без фотоаппарата, запоминаю кадр.
― Самое любимое место для создания отличных кадров?
― Улица.
― Ваше любимое собственное фото?
― Сложно. Закрываю глаза и первое, что приходит в голову – это дом лодочника, который я снял в 2016 году в деревне. Она меня цепляет. Я её снял, проходя мимо, щелкнул кадр и побежал.
― Чем бы занимались, если бы не фотография?
― Занялся бы ботаникой, мне нравится возиться с растениями. В детстве хотел изобрести лекарство от старения и на факультатив по биологии ходил.
― Что никогда не станете снимать?
― Снимать нужно все, не все нужно показывать.
― Что вы считаете верхом фотомастерства?
― Умение видеть, понимать и передавать неуловимые, эфемерные вещи, эмоции, состояния, явления, которые сложно описать языком.
Беседовала Лера Шпилева