Алёна Романцова: «У тебя ничего не получится, если ты не будешь гореть»

Алёна Романцова ― журналист, которая за всю свою жизнь в профессии испробовала, кажется, самые противоречивые формы: копирайтинг, рекламная журналистика, криминальная, сторитейллинг, чем она сейчас и занимается, работая в редакции «Сиб.ФМ». Позитивная, открытая и дружелюбная, именно так я бы могла охарактеризовать девушку с насыщенным и весьма полезным опытом, которым она с улыбкой поделилась со мной во время беседы.

― Расскажите, как вы пришли в журналистику?

― Я всегда писала сочинения очень хорошо, мне говорили, что у меня ороший слог. В моей школе был пресс-центр, где я решила попробовать свои силы. Мне понравилось. После этого всё пошло-поехало. Сейчас я в журналистике уже лет пятнадцать. Десять точно.

― За это время вы ни разу не выгорели?

― Выгорала. Несколько раз по кругу. В этом плане сильно влияет место работы. Сразу после университета я не смогла найти работу. Была менеджером, потом ушла в декрет, после него вышла в журнал «Оптимист», где у меня никаких проблем не было, отработала три с половиной года. Там и выгорать было негде, так как тематика несложная. Простое освещение ключевых событий города. Я тогда жила в Искитиме. Всё было позитивно, несложно, свободный график. Я, в принципе, считаю, что три с половиной года на одном месте ― это срок. Когда я пришла в настоящую журналистику, там уже было во всех смыслах сложнее. 

― Бывало ли, что из-за этих сложностей вы жалели, что выбрали именно журналистику?

― Нет, в выборе профессии я никогда не жалела. Я точно знала, чего я хочу, что мне нравится. Вчера я писала про танцовщицу, она тоже говорит, что нужно выбрать свой стиль, в котором тебе комфортно. Здесь нужно выбрать своё направление в журналистике, которых очень много. Она переросла и в копирайтинг, есть телевидение, радио, много абсолютно разных сфер, от которых и выгорание зависит. Если ты выбираешь криминальную журналистику, с регулярными выездами на трупы, надо понимать, что в определённый момент ты будешь сыт по горло, хоть это происходит и не у всех. Всё от человека зависит. Если твоё ― будет нормально. Нравится писать про стиль и моду ― иди в журнал. Главное, чтобы ты кайфовал от работы, чтобы откликалось внутри. Тогда ты ни жалеть, ни выгорать не будешь. 

― Выработали ли вы за все свои годы в журналистике собственную стратегию работы с темой?

― Существуют определённые требования: требования жанра, требования редакции. До «Сиб.ФМ» я работала в Бердске, где требований было меньше. В «Сиб.ФМ» очень жёсткие требования: нужно чётко проработать тему, найти все входы и выходы с разных сторон, текст должен быть идеально вычищен. Есть другая журналистика, оперативная или новостная, в которой главное ― написать первые три предложения и выдать новость оперативно, но тоже без ошибок. 

Естественно, своя стратегия работы есть. Главное, что должно быть в стратегии, по моему мнению, это интуиция. Надо чувствовать и понимать. Например, у меня была такая ситуация: я искала родителей героев, которые погибли. Она выпрыгнула из окна, а он пытался её поймать. Оба насмерть. Не было ничего, ни фамилий, ни имени. Лишь адрес. В итоге, в микрологе по датам я неделю не могла понять, почему была несостыковка даты смерти и фамилий, которые были там указаны. Через время меня осенило, я заменила одну букву и нашла тех, кто был нужен, через социальные сети. Хорошо, если есть связи ― это второй момент, который многое решает, облегчает. Интуиция и связи ― то, что необходимо прежде всего. Дружба с источниками даёт много информации.

― Есть ли какие-то советы, лайфхаки, которые вы могли бы дать начинающим журналистам? 

― Всё зависит от того, в каком направлении ты хочешь работать. Сейчас главный лайфхак ― уметь быстро писать, потому что мир сильно ускорился. Для сравнения, когда я окончила университет, я писала один текст в день. Сейчас мы пишем по пятнадцать. Честно, это жесть. Поэтому нужно тренировать свой мозг, настраивать на молниеносную работу, при этом качественную. Еще я бы посоветовала идти подрабатывать уже сейчас, чтобы к концу университета понять, чего ты хочешь, был какой-то опыт.

― Исходя из этого, для вас журналистика ―это ремесло или творчество?

― Я считаю, что новостная журналистика ― ремесло. У нас в редакции, как и в любой другой, есть разделение. Есть человек-новостник, он каждые пятнадцать минут выдаёт новости, которые не всегда эксклюзивны. У него лишь несколько минут, чтобы сообразить. Здесь ремесло, творчество вообще нет никакого: нашёл, написал, собрал. Большие тексты, истории, расследования обязательно имеют творчество. Без подхода, интересной подачи невозможно. Например, чтобы написать историю человека, выразить не то, что он сказал, а что хотел сказать. К этому надо идти, если нет одарённости. Иногда, только спустя какое-то время герои понимают, насколько точно журналист передал его натуру, благодарят. В этом и заключается творчество.

― Многие журналисты относятся к своей работе как к хобби, горят делом, проживают рабочую жизнь на энтузиазме. Скажите, чем она является для вас?

― Почти все журналисты такие, я ― не исключение. Всё идёт от того, что журналистика― это высокоинтеллектуальная деятельность. У тебя ничего не получится, если ты не будешь гореть. В журналистике огромная физическая и умственная нагрузка. Я не видела журналистов, которые относятся к своей работе, как к работе. Они не задерживаются надолго. 

― Как считаете, чего не хватает региональной журналистике?

― Мне кажется, что всего хватает. Сейчас настолько цветущее время для информационной отрасли, созданы все возможности для оперативной работы из любой точки планеты. Я последние года работаю из дома, и это абсолютно не мешает. Всё можно найти через гаджеты. СМИ сейчас развито. Вы вовремя приходите в журналистику. Когда мы выпускались, был переизбыток, а мест работы мало. Сейчас, даже в случае пересорта, вы найдёте, куда податься. 

Беседовала Елизавета Жмурова