Анастасия Питирнова: «Практика — всему голова»
Анастасия Алексеевна Питирнова — директор Междуреченской телерадиокомпании «Квант».
— Как вы поняли, что хотите быть журналистом?
— Это встроенная в меня функция. В детстве, когда я была совсем маленькая и жила с бабушкой и дедушкой, любила смотреть программы с Владом Листьевым. Потом, лет в четырнадцать, где-то на подсознании родилась эта мысль. Я ее вынашивала долгие годы и после школы решила, что буду поступать в Ивановский государственный университет. Туда я поступила в погоне за мечтой.
— А как к этому родители отнеслись?
— Я, на самом деле, просто дюже упрямый человек. Меня переубедить очень тяжело. Поэтому мама даже спорить не стала. Что хочешь — бога ради. Тем более она просто видела мои стремления.
— Вы пришли на работу сразу после учебы?
— Во время. Я сначала же с газетами свою жизнь связывала, когда в Иваново жила. А после этого, когда переехала на Север, откуда я родом, встретила старого знакомого. Он сказал: «Вот, нам нужен человек, как ты». Я говорю: «О, здорово. А вы нужны мне». Вот, собственно говоря, я там полгода проработала в «Воркутинской неделе». А после этого я переехала сюда в Междуреченск. И уже здесь вот внедрялась в «Квант». Тогда я там только начинала свой творческий путь. На практике гораздо больше мне дали, чем когда я училась. Но я, честно говоря, оболтус была дикий. Осознание уже в более взрослой жизни пришло.
— Нужно ли журналистское образование?
— Я за него никогда не топила. Было бы неплохо получить юридическое образование, историческое, филологическое, потому что знаний больше. Они, конечно, более узконаправленные, но ты и лучшим специалистом становишься в какой-то сфере. Я просто знаю много случаев, когда в профессию приходили люди вообще со стороны. И они гораздо талантливее и интереснее, чем допустим те, которые профессионально получали образование.Журналист — это не всегда человек с высшим образованием журфака. Это состояние сознания, души. Желание раскопать, добыть какую-то информацию и поделиться с другими. У меня есть знакомые в Иваново, вВоркуте. Один по образованию вообще слесарь. Он просто был слесарем, но сейчас он делает прекрасные репортажи. Сам и снимает, и монтирует, и пишет. Причем пишет так, что некоторые журналисты еще позавидуют тому, как он вкусно заворачивает слова, и как классно подает эти истории.
Это не всегда история про образование. Это история про желание. Практика — всему голова.
— Как бороться с выгоранием?
— Понимаешь, это творческая профессия. Так или иначе, творческий человек всегда находится в поиске. И для него это нормальное состояние. То есть, на этом просто не нужно зацикливаться. Очень много талантливых людей в этом самокопании, самопоискезакапываются. Какая самая частая болезнь у людей, представителей нашей профессии? Алкоголизм. И это приводит к плачевным последствиям. Но на этом не надо зацикливаться. Надо выдохнуть, набраться сил. Двигаться потом дальше, искать какие-то новые методы и выбираться из этого.
— А лично вы сталкивались с таким?
— У меня был очень такой сложный период .Конец 19-го года – начало 20-го. Тогда еще про пандемию только слыхом слыхивали. У меня как раз вот в тот момент началось прям конкретное выгорание. Я реально не понимала, чего я хочу и куда двигаться дальше. Реально хотелось все бросить. Был такой момент.
— А как вы справились?
— Сменила работу. Честно говоря, мне, наверное, просто повезло. Пришло очень вовремя предложение о другой работе. В моей же сфере, но просто в другом месте и с другими людьми. Я теперь работаю в Междуреченске. Я теперь руководитель телеканала, и я этому рада.
— Вы ушли с «Мыски меди»?
— Да. Четыре года я там проработала. Но я туда ушла как раз из «Кванта». Там я четыре года отработала. У меня короче такой пиковое значение «долгости» работы – четыре года. Больше четырех лет не могу на одном месте усидеть. Мне надо куда-то идти дальше.
— А почему вы не уезжаете в большой город?
— Тут больше личного характера момент. У меня есть муж, ребенок. Я чисто ориентируюсь в данном случае по потребности семьи. У меня тут у мужа стабильная работа. Менять он пока ничего не хочет, и как преданная жена декабриста сижу, жду, когда созреет.
— А вам бы хотелось?
— Я тебе так скажу. Хотелось бы, но мне кажется, что я еще не совсем готова к этому. Это чисто по каким-то внутренним соображениям. Может это страх, конечно, но мнекажется, что нужно еще опыта набраться, нужных знакомств и так далее.
— Вы работали и на телевидении, и в газетах. Что больше понравилось?
— Мне больше нравится там, где я сейчас. Гораздо сложнее буковки писать. У нас есть огромный арсенал инструментов. В моем случае это и визуальная, и аудиальная, и много всего, что ты не можешь передать словами. Ты можешь создать атмосферу. А когда ты пишешь, ты должен писать, чтобы было красиво и вкусно, без дополнительных спецэффектов. Чтобы тебя люди поняли и почувствовали эту атмосферу. Это гораздо сложнее. Для меня это прям реально сложно.
— Правда, что журналистам мало платят?
— Не то чтобы мало. Есть же прекрасная поговорка, она не зря появилась: «журналиста, как и волка, ноги кормят». То есть, как потопал, так и полопал. Есть много людей,которые неплохо на этом зарабатывают, потому что они высококвалифицированные специалисты. Ониуже сделали себе имя. Первое время да, ты работаешь за копейки. Я за 10 тысяч в свое время работала и для меня это казалось: «Вау, 10 тысяч!». Но ты пока работаешь за маленькие деньги, ты зарабатываешь себе имя. А потом, имя начинает работать на тебя, и ты начинаешь получать хорошие большие деньги.
— Если резко урежут зарплату. Вы поменяете работу или останетесь журналистом за «спасибо»?
— Я задавалась этим вопросом. Может бросить все к чертовой бабушке и уйти работать флористом в цветочный? Что-то кардинально поменять. И в какой-то момент мне это казалось здравым. Но потом я себя поймала на мысли, что так или иначе мое стремление работать с медиа продуктом, людьми, общаться с ними, а потом об этих людях рассказывать другим людям, насколько те люди крутые. Я поняла, что у меня это стремление гораздо больше, и мне будет сложно. Но если уж совсем меня никуда брать не будут и денег платить не будут, то, может быть, уйду продавцом в «Пятерочку». Но очень бы не хотелось, потому что работу я свою люблю. Насколькоона сложная, и насколько много нервов из тебя вытягивает периодически, настолько же она классная и настолько же ты ей дорожишь. Люблю свою работу, я приду сюда в субботу.
— Что мотивирует?
— Меня вдохновляют люди, вот это правда. Если я встречаюсь с человеком, и он реально классный и у него какая-то своя там история, мне правда хочется ее рассказать другим людям. Есть журналисты, которые больше работают с какой-то проблематикой. ЖКХ, например. А мне наоборот очень хочется людям показать, что смотрите, ты посмотри, он с тобой живет в одном подъезде. Ты посмотри, какой он классный, какие вещи крутые делает. А вы тут все жалуетесь, что у вас все плохо. Да нет же, смотри. Вот человек прям рядом классный. Я если с таким пообщаюсь, приезжаю в воодушевлении и начинаю всем о нем рассказывать. Начинаю сразу писать текст, за монтаж садиться. Это мой самый главный мотиватор, мое вдохновение. Люди — мое самое главное вдохновение.
— А что не нравится?
— Не поверишь, то же самое, что нравится. Не люблю людей. Вот насколько сильно я люблю людей, и они меня вдохновляют, настолько же сильно они меня периодически расстраивают и разочаровывают, что хочется прям тюкнуть их чем-нибудь по голове тяжеленьким. Это прям классика жанра. То есть где-то классные люди, а бываю такие попадаются, что думаешь: «Ёксель-моксель, как с вами тяжело-то». Домой когда я прихожу, у меня настолько передоз людьми, что я периодически даже с домашними не разговариваю. Мне просто нужно куда-то сесть, в точку посмотреть час-полтора, отойти от этого всего, и потом я готова коммуницировать дальше.
— Какими качествами должен обладать профессиональный журналист?
— У него должна быть насмотреть, чтобы подмечать детали и бесконечное шило в попе, непоседливость и желание развиваться, расти и узнавать что-то новое. Без этого оно все быстро стухнет (без желания узнавать новое). Пытливый ум должен быть.
— А как вы определяете непрофессионала, но не сточки зрения качеств?
— Журналист должен быть как Швейцария. Он должен держать некий нейтралитет. Он по идее не должен оценивать ситуацию, навязывать свою точку зрения. Его задача: пояснить ситуацию, рассказать, но ни в коем случае не навязывать. Это проблема, кстати, Соловьева. У него есть его мнение и неправильное.
Непрофессионализм складывается в том, что ты начинаешь навязывать свою точку зрения. Да, у тебя может быть своя аналитическая колонка в журнале, но это не должно быть насаживанием своих взглядов. Вы можете, конечно, высказать свое мнение, но при этом вот категорично говорить, что «это мое мнение, а это неправильное», так нельзя.
— Чему вас научила журналистика?
— Чему она меня научила?.. Она научила, наверное, находить подход практически к каждому человеку, потому что люди все разные бывают. Иногда нужно добыть информацию с клещами, иногда приходится людям рассказывать о том, какие они замечательные, чтобы они интервью тебе дали. И, наверное, она еще научила, что безвыходных ситуаций не бывает. Бывает, что нужно сдавать номер, нужно сдавать выпуск, а там срывается материал, и у тебя мозг начинает экстренно работать: «Как же сделать так, чтобы у тебя и выпуск был, и материал не пропал. И как сделать так, чтобы все было по красоте». В экстренных ситуациях мозг научился выстраивать схемы, как решить эту проблему. Она прям мгновенно такими блоками выстраивается, какие есть варианты ее решения. Вот этому круто она меня научила.
— Я еще не понимаю, что меня ждем впереди…
— Там будет только интереснее. Знаешь, сейчас удивительный на самом деле период, в котором мы живем, потому что журналистика как таковая жила и жить будет еще очень долго, но она сейчас несколько трансформируется, преображается в связи с тем, что появились вот эти мультимедийные площадки. Допустим, телек интегрируется в интернет, интернет в телек. Одно в другое втекает, вытекает. Пока еще старое поколение никак не может принять, что блогеры — это тоже журналисты. Молодые журналисты-блогеры думают о том, что эти старперы втирают какую-то дичь. А на самом деле и те, и те делают одно и то же дело, но эта стыковка платформ и поколений сейчас достаточно напряженная. Я думаю, что еще несколько лет, и все настолько сильно втечет друг в друга, что это будет дружба на веки. В общем, мы с тобой в достаточно удивительное время живем, со всеми этими преобразованиями и всем тем, что происходит вообще вокруг. Это интересно наблюдать, смотреть, как это развивается.
— Вы считаете, что блогеры — это журналисты?
— От части, да. Большие какие-то каналы, допустим трэвел-блоги. Они зачастую выстроены хоть и корявенько, но достаточно по законам каких-то жанров той же самой журналистики. Они стремятся сделать лучше, и я тебя уверяю, что они читают книги по журналистике и так далее. Оно все стремится к тому, чтобы этим стать. Многие телевизионщики, как тот же Пивоваров, тот же Дудь, Парфенов. Они, понимают силу интернет-пространства, они журналисты по своей сути, но притаскивают это все в интернет. В интернете это видят и хотят делать так же. Не всех блогеров можно назвать журналистами. Но они стремятся к этому, что-то делают. Я уверена, что еще год-полтора, и миллионники точно журналистами будут.
— Какое можете дать наставление начинающим журналистам?
— Не бояться. Не бояться вообще ничего. Люби то, что делаешь и делай то, что любишь. Если ты понимаешь, что журналистика — это твое, ты без этого не сможешь. Не бойся, просто делай. Ты найдешь свою нишу, ты всегда найдешь своего слушателя, читателя, смотрителя. Он у тебя будет. Главное не отказываться. Даже когда совсем плохо и хочется все бросить, это просто момент, когда нужно немного остановиться, выдохнуть и силы появятся. Единственный совет, который я могу вообще любому человеку дать: Берешь и делаешь. И тогда все будет ок.
Беседовала Мария Исаева