Екатерина Стывко: «Нужно работать так, чтобы горели глаза»

Екатерина Стывко — корреспондент телеканала ОТС, ведущая развлекательной программы «Без билета». Ей удалось дважды побывать на пресс-конференции Владимира Путина, а также снять собственный документальный фильм «30 266» про историю Монумента Славы в Новосибирске. 

— Чем вас привлекла журналистика?

— Мне было лет тринадцать, когда я впервые увидела Марию Ситтель по телевизору. Я подумала, что я тоже так хочу, но тогда я ещё не отличала корреспондента от ведущего. Ну, а потом, лет с пятнадцати я уже активно начала писать в школьные и районные газеты, готовилась к поступлению. 

— У вас есть образование журналиста?

— Я поступила в НГПУ на журфак, профильное образование у меня есть.

— Вы сразу хотели связать свою жизнь с телевидением или пробовали другие специальности?

— Как загорелась еще тогда, в тринадцать лет, так и хотела работать на телевидении, но у меня был опыт работы на радио «Комсомольская правда». Правда, продлилось это не очень долго, потому что всё-таки телевидение ближе.

— Чем, на ваш взгляд, телевидение отличается от печати и радио?

— У телевидения, у новостей быстрая смена картинки, так скажем. В один день ты в одном месте, во второй день в другом. Ты включаешься в работу полностью, то есть мы работаем не как интернет-редакции, которые могут копировать новости, не выходя за стену. На радио тоже своя специфика: не так много новостей они производят. А на телевидении ты постоянно в процессе. В целом, это очень интересно: брать интервью, искать детали, что можно показать.

— Расскажите про ваш первый телевизионный сюжет?

— Я училась курсе на третьем. Получается, год 2015-й или 2016-ый. Это был «СТС-Мир», и внезапно я оказалась в спорте, хотя ничего в этом не понимала. Мы снимали сюжет с Евгением Савченко про сдачу ГТО. Я его хорошо запомнила, потому что маленькая, худенькая девочка забросила за пределы площадки ядро. Но это было на практике. А первый сюжет, который вышел в эфир, был про детскую скорую помощь, про травмы.

— Что вы чувствовали, когда узнали, что ваш сюжет вышел в эфир?

— Это было очень приятно. Я всем сказала: «Посмотрите!». Маме, бабушке, друзьям.

— Были ли трудности на работе? Например, волнение перед съёмками.

— Оно есть и сейчас, особенно, если какие-то тяжёлые съёмки. В первые разы, естественно, что ты волнуешься, думаешь: «А вдруг пойдёт что-то не так». Обязательно нужно настроиться перед этим, подготовиться к процессу съёмок. В последний раз я волновалась буквально в воскресенье, когда мы4 часа провели в прямом эфире.

— На телеканале ОТС очень много прямых включений, наверное, это тоже стресс. Как вы с ним справляетесь?

 Я помню первый мой прямой эфир. Я его завалила. Моя задача заключалась в том, чтобы я тянула время, пока не придёт важный чиновник на концерт, у которого я бы потом взяла интервью. Я понимаю, что свет не гаснет, чиновник не приходит, а у меня текст кончился. Камеру никто не будет выключать, потому что трансляция идёт. Мои глаза становятся испуганными, я начинаю внутренне паниковать, и тут из толпы я вытягиваю дедушку, увешанного медалями. Только так получилось вырулить ситуацию. Мне потом сказали: «Катя, спасибо, что ты не расплакалась в прямом эфире». 

— Вы готовите текст для сюжетов или импровизируете?

— Чаще всего это импровизация, потому что ты приезжаешь на место и уже смотришь, какие есть интересные детали, где можно записать классный стендап, потом берешь интервью, и только после него уже в голове выстраиваешь картинку сюжета. Сложно быть готовым ко всему, особенно если это репортаж.

— На телевидении в большинстве случаев работа осуществляется в команде. Есть ли у вас команда и слаженно ли вы работаете?

— Журналист и оператор находятся всегда в сцепке. Главное, чтобы внутри этой сцепки было взаимопонимание. Нужно уметь выстроить отношения так, чтобы результат в дальнейшем был хороший. У меня были не очень хорошие отношения с оператором на «СТС-Мир», потому что он был выгоревший, и ему всё не нравилось. Это тяжело. Ещё важно, чтобы коллектив твоей редакции тебя поддерживал.

— Вы затронули тему про эмоциональное выгорание. Было ли оно у вас?

— Что-то похожее на выгорание было. Это происходит, когда ты устаёшь от одних и тех же тем. «СТС-Мир» — городская станция, и темы начинают циклично повторяться. Свои особенности тоже были, когда то нельзя снимать, это можно было бы за деньги, а за деньги снимать никто не хочет. Именно поэтому я перешла на ОТС, где вещание на всю область. Мы постоянно куда-то ездим, и темы не повторяются, и руки свободны.

— Были какие-то ограничения со стороны начальства?

 Конечно, они везде есть. Полной независимости же не бывает. Реклама даёт деньги компании, и упор делали на то, чтобы мы предлагали рекламные сюжеты ньюсмейкерам, а не обычные. Опять же это сложно. На ОТС тоже есть заказные материалы, но они не требуют делать заказные съёмки там, где можно без этого обойтись.Плюс по темам особых ограничений нет.

— Можете рассказать про типичный день тележурналиста ОТС?

— Я чаще всего приезжаю на место съёмок сразу, встречаю там оператора. Мы снимаем материал, записываем стендап, не забываем про анонс. Дальше едем обратно, мне отдают флешку. Я отсматриваю то, что мы сняли, сразу вырезаю синхроны и интересные лайфики, чтобы это всё потом собрать на монтаже. Иногда время позволяет пообщаться с коллегами или попить кофе, не без этого. А если впритык к эфиру, то, конечно, не до посиделок. Потом я показываю текст редактору, он вносит правки, может даже похвалить. После этого я иду начитывать текст и на монтаж. На монтаже лучше присутствовать, потому что это же твой материал. После монтажа отдаём сюжет в эфир. Также можно помогать коллегам писать войсы, подчитки с синхронами. Это идеальный день, когда у тебя нет трёх съёмок в день. Бывает и такое, что мы сидим до часу ночи с программой. Так было с «Без билета».

— Программа «Без билета» — это экскурсии по интересным местам Новосибирска?

— Она зародилась в карантин, когда всё позакрывали. Мы решили, что, если никто не может ходить по интересующим их местам, то походим мы.

— Вас отправляли на пресс-конференцию к Владимиру Путину? Расскажите про ваши впечатления.

— Я была два раза: в Москве и в Новосибирске. Мне не удалось задать вопрос ни разу, и это, конечно, обидно. Там очень много журналистов. Я 4 часа стояла с вытянутыми руками с плакатом. Мне не повезло с местом — я сидела на галёрке.

— Какие бы вы могли дать советы начинающим журналистам?

— Во-первых, нужно заниматься практикой. Если у работодателя будет выбор между студентом, который учился средне, но при этом много работал и может показать свои умения, и между круглым отличником, который ничего не умеет и его нужно учить, то выберут первый вариант. Во-вторых, набивать руку. В-третьих, работать так, чтобы горели глаза. Если даже это скучное заседание, то нужно искать детали, которые зажгут.

— В чём секрет успешности журналиста?

— Успешный журналист — человек, который не сидит на месте, и всегда в курсе событий. Он сам ищет темы. Например, идёт по дороге, видит яму в асфальте и думает: «Это же тема для сюжета!». Успешный журналист не ленится и берётся за любую возможность.

— Можно ли воспитать талант в журналисте?

— Наверное, можно всё наработать упорным трудом. Журналистика больше ремесло. Ты пишешь, пишешь, пишешь, и каждый раз улучшаешь навык. Плюс редактор тебе объясняет, как можно было сделать иначе. Ну, и конечно, нужно смотреть материалы, которые подпитывают тебя. Вот я обожаю «Редакцию» Пивоварова, я фанат этой передачи. Они находят объективность в непростых темах.

— Работа тележурналиста не мешает личной жизни?

— Мешает, конечно. Но ты расставляешь приоритеты, и в приоритете работа. Если говорят, что в 5 утра нужно уехать в условный Татарск, а это очень далеко от Новосибирска, ты соглашаешься, потому что тебе нравится. Бывают длительные командировки, и это сложно. Не все выдерживают. Иногда сходишь на пару свиданий, а потом пропадаешь в разъездах, и человек такой: «А где? А всё».

Беседовала Маша Константинова