Инна Дорн: «Сейчас каждый может примерить на себя профессию журналиста»
Инна Дорн знает о разных сторонах журналистской деятельности не понаслышке — она занимает должность редактора в газете «Краснообские вести» уже на протяжении десять лет и работает в пресс-центре администрации рабочего поселка.
— В чем отличие работы журналиста в пресс-службе и в печатном издании?
— Во многом это вещи пересекающиеся. Понятно, что журналист и в печатном издании, и в пресс-службе готовит материалы: выезжает на мероприятия, встречи, события и должен потом об этот написать, сделать фотографии. Есть и нюансы: журналист, который пишет для газеты, работает в рамках редакционной политики того или иного издания, у него есть свои задачи. Сотрудник пресс-службы, естественно, работает в рамках учреждения, будь то администрация или любая коммерческая структура. То есть там разные задачи, цели и разная подача материала. Пресс-секретарь должен уметь налаживать контакты с журналистами, уметь искать информационные поводы и подавать их интересно, чтобы заинтересовать журналистов, которые хотели бы написать об этом самостоятельно или получить новость в свое распоряжение. В пресс-службе важно уметь оперативно реагировать на запросы, которые поступают от журналистов. Важно не потерять связь, поскольку ответы должны быть всегда. Контакт постоянно поддерживается.
— Как вы пришли в журналистику?
— В 98-ом году я закончила гуманитарный факультет, филологическое отделение НГУ. Я еще до поступления в университет, хотела быть журналистом, но на тот момент, когда я поступала, журфака в НГУ не было. Когда я закончила университет, встал вопрос: кем работать? Я, честно говоря, не хотела идти преподавать в школу. Снова возникла мысль, что хотелось бы попробовать себя в журналистике. Тогда в Новосибирске появилось новое СМИ «Местное время Новосибирск», они принимали журналистов без какого-либо опыта работы. Я довольно быстро поняла, что журналистика — это то, чем мне хочется заниматься дальше.
— Как вы считаете, журналист должен иметь высшее образование?
— Я считаю, что должно быть профильное образование. Это, во-первых, возможность получить какие-то базовые знания, попробовать себя на практике. Во-вторых, возможность понять, какая именно сфера журналистики больше нравится. Поэтому образование важно, но в то же время, я бы хотела отметить, что среди моих коллег-журналистов встречались очень грамотные, квалифицированные, профессиональные журналисты, у которых не было именно журналистского образования. Было какое-то другое, но, тем не менее, они реализовались в профессии и достигли определенных успехов.
— Какие навыки следует развивать журналисту?
— Я бы сказала, что умение расположить человека к себе и услышать другого человека. Очень часто в материалах происходит освещение каких-то конфликтных ситуаций, когда есть мнение двух сторон. Журналист должен уметь понять оппонентов и представить их точку зрения. Необходимо в целом развивать кругозор, получать знания из самых разных источников. Чем шире кругозор, тем проще потом работать, проще писать.
— Какие личностные качества вы находите важными для журналиста?
— Это, наверное, любознательность. Я бы даже сказала — любопытство, если этого нет, то сложно написать хороший, интересный, эксклюзивный материал. Журналисту должно быть все интересно, только тогда он ищет какие-то эксклюзивные подробности, которые другой не может найти. Если у журналиста есть любознательность, любопытство, то он не пройдет мимо интересной темы. Я считаю, что важно ответственное отношение к своей профессии. Абсолютно любой материал, который выходит в СМИ, может как-то повлиять на судьбу людей, о которых он написан. Нужно очень ответственно относиться к сбору информации, к проверке фактов в статье, и понимать, что, подписываясь под статьей, выпуская свой материал в свет, ты несешь ответственность за то, как он может повлиять на судьбу тех героев, о которых ты пишешь.
— Какие темы наиболее актуальны для аудитории «Краснообских вестей»?
— Издание «Краснообские вести» всегда было ориентировано на город Краснообск, где сейчас проживает 28 тысяч людей. Темы мы, соответственно, выбираем именно те, которые были бы интересны не такой уж большой аудитории. Это всегда были темы животрепещущие, которые могли быть интересны любому жителю: вопросы благоустройства поселка, вопросы, связанные с образованием, с культурной жизнью поселка. Самые, можно сказать, бытовые темы. Очень много мы писали о людях, которые живут в поселке, у нас даже есть такая рубрика «Люди поселка». Поскольку в поселке все друг друга знают, им было интересно прочитать о человеке, который живет с ними рядом или о человеке, которого они давно знают. То есть это мог быть директор школы, заведующий детским садом, пожарный. Ориентация на интервью с людьми, проживающими в поселке, была интересна мне, как редактору, и, я думаю, была интересна читателю.
— Есть ли, по вашему мнению, в журналистике место творчеству?
— Я считаю, что без творчества журналистика не имеет какого-либо смысла, поскольку творческий подход важен и в подаче материала, и в выборе темы. В каждой теме, о которой писало уже не одно СМИ, можно найти такой поворот и изюминку, которую другие журналисты не увидели.
— Как изменилась журналистика за время вашей работы?
— Она изменилась, конечно, колоссально. У меня такое ощущение, что, когда я начинала работать (это было начало 2000-х), и сейчас — это абсолютно разное время, разные подходы. Понятно, что журналистика стала более мобильной с развитием интернета, интернет-журналистики, социальных сетей. Сейчас каждый, я бы сказала, может примерить на себя профессию журналиста в том смысле, что многие ведут блоги, у всех есть свои аккаунты в социальных сетях, у всех есть смартфон с камерой. Журналистика с одной стороны — стала очень мобильной, а с другой стороны — вышла в массы. Грань, которая в свое время отделяла журналиста от читателя, сейчас размыта. Практически все уже существуют внутри пространства, в котором работают журналисты.
— Почему газета «Краснообские вести» стала сетевым изданием?
— Это было продиктовано тем, что сейчас интернет-СМИ более востребованы. Все-таки новости — это оперативность. Газета, например, у нас выходила раз в две недели. Есть региональные газеты, которые выходят раз в неделю — это чаще всего. Новости, которые выходят раз в неделю, сейчас мало актуальны. Любой человек заходит в интернет-СМИ и узнает все гораздо быстрее, чем выходит любое печатное издание. У большинства изданий есть свои интернет-страницы, сайты.
— Каким вы видите будущее печатной журналистики?
— У печатной журналистики будущее все-таки есть, но оно скорее оправдано для тех изданий, которые читатель воспринимает именно как печатную газету, у которых уже сложилась своя длительная история. Это фактически их бренд, их фишка, можно так сказать. В качестве примера могла бы привести «Комсомольскую правду». Они с незапамятных времен существуют как газета, хотя, разумеется, у них есть интернет-сайт. Если говорить о нашей области, Новосибирской, то «Советская Сибирь» — это тоже газета с огромной историей. И вот у таких СМИ реально есть будущее и в печатном формате, потому что их уже привыкли так воспринимать.
Беседовала Полина Бородич