Кристина Колесникова: «Я очень рада, что выбрала профессию журналиста. Спустя девять лет я ловлю драйв и кайфую!»
Кристина Колесникова – журналист сочинского филиала «ВГТРК». Она прошла путь наоборот: начала с работы на телевидении, а уже после пошла получать образование на журналистском факультете. О том, как попала в индустрию СМИ и как здесь всё устроено, Кристина рассказала в своем интервью.
— Вы изначально поступали на актёрский факультет, скажите, почему ушли оттуда?
— Это была достаточно глупая моя затея – уходить оттуда. Всё банально и просто, как и у многих девочек: я влюбилась, у меня завязались отношения. Я решила, что мне нужна семья, и все родственники, за исключением отца, сказали, что уходить – действительно хорошее решение. Никому из них не нравилось, что я учусь на актёрском, они считали, что это несерьёзно, и я не буду, работая в театре, получать нормальные деньги, а буду работать за «картошку и гречку». Поэтому родственники и сказали: «Да, нужно строить семью». Конечно, спустя годы я пожалела об этом решении, но в тот момент для меня важно было создать семью, которая, к слову, так и не создалась.
— Стоял ли у вас выбор между журналистской деятельностью и другими профессиями после ухода из университета?
— Вообще я совершенно случайно попала в журналистику: после того как я бросила актёрское мастерство мне нужна была какая-то профессия, что-то нужно было делать. Я работала офис-менеджером, а параллельно ходила учиться в бухгалтерскую школу. Мне сказали, что бухгалтер всегда нужен, важен и прочее. Проходив туда год, я поняла, что это что-то невозможное и никогда я не смогу сидеть на одном месте, занимаясь какими-то бумажками. Отец спросил у меня: «Почему ты не попробуешь сходить на телевидение?» Ну, я и подумала: «Почему бы и нет?» Мне казалось, что это должно быть очень интересно и то, в чём я точно не ошибусь: постоянно меняющаяся картинка, ты сам в постоянном движении. Я пошла, у меня получилось. Потом, уже работая на телевидении, я поступила на журналистский факультет, и его уже закончила.
— То есть вы всё-таки получили журналистское образование?
— Да, спустя три-четыре года работы на телевидении я пошла учиться. Родственников моих смущало, что у меня нет никакого высшего образования, и они убедили меня в том, что учёба важна, несмотря на то, что у меня уже есть работа. Я подумала, что если и получать диплом бакалавра, то стоит идти на факультет журналистики, раз уж я уже связала с ней жизнь.
— Расскажите о своём первом репортаже, о чём он был?
— В качестве моей первой съёмки был небольшой материал. Мне нужно было поехать на выставку растений, тогда как раз шла подготовка в Сочи к Олимпийским играм. Здесь вырубали достаточно много деревьев, а взамен старым вырубленным делали новые посадки. Одна из таких посадок была в сквере, куда меня и отправили. Если честно, я очень долго не решалась взять интервью, я стояла, смущалась. У меня был весьма опытный и взрослый оператор, который уже отснял всё, что можно было и нельзя, сходил покурил, а потом подошёл ко мне со словами: «Кристин, ну, это несерьёзно. Иди бери интервью». И с горем пополам я взяла его, и всё закончилось хорошо.
А мой первый полноценный сюжет, где я появилась со стендапом и начитывала текст, был о столетии Пушкинской библиотеки. У меня, кстати, в Instagram есть видео моего первого стендапа, который вышел в эфир. Смотреть его, конечно, спустя годы очень смешно: я там с тихим и робким голосом о чём-то говорю. Помню, что оператор мой очень мучился, потому что я писала 150 дублей, которые мне в итоге не нравились.
— А как сейчас проходит ваш съёмочный день? Можете описать его?
— Сегодня, например, достаточно необычный день, потому что в Краснодарском крае завтра празднуют день Кубанской журналистики. Сегодня в преддверии праздника всю съёмочную группу: всех корреспондентов и операторов – собирали в администрации города, где награждали за отличную работу. А сейчас мы с оператором едем на съёмку хоккея. У нас в Сочи стартует «Ночная хоккейная лига» – это турнир непрофессиональных спортсменов, но он достаточно популярный. В нём участвует очень много команд, и даже президент принимает участие в гала-матче. Так что это очень интересное мероприятие.
— А сколько сюжетов в день вы снимаете?
— Совершенно по-разному, потому что всё зависит от темы самого материала, от его важности и срочности. Бывает так, что утром ты едешь и снимаешь один материал, приезжаешь и сразу же его отписываешь, а потом отправляешься на другую съёмку, которую тоже необходимо к прайм-тайму выдать. А иногда бывают достаточно расслабленные дни, когда достаётся многокомпонентный сюжет, который снимается несколько дней, потом собирается, анализируется и монтируется. То есть всё зависит от ряда факторов, но, как правило, это один сюжет в день.
— Вы достаточно много работаете, в связи с этим не сталкивались ли вы с эмоциональным выгоранием?
— Безусловно, оно бывает, но это зависит от тем сюжетов. Бывает так, что всю неделю ты снимаешь то, что тебе прям не нравится, какие-то скучные съёмки. Я вот, например, безумно люблю спорт, потому что он живой и эмоциональный. А когда мне нужно в течение месяца снимать заседания, встречи, городскую власть и различных министров, для меня это немного скучновато, и я думаю: «Ну сколько можно?» Но в целом ты понимаешь, что если уйдёшь в пресс-службу, то там придётся сидеть на одном месте постоянно. И я всегда говорю, что я, пожалуй, лучше поезжу на форумы, поснимаю министров, но зато потом у меня будет хоккей, и я не буду сидеть постоянно в кабинете.
— А есть ли перспективы работы в маленьком городе? Вам никогда не хотелось уехать и поработать, например, в Москве?
— Вы знаете, у нас специфика города такая, что мы постоянно снимаем на федеральные каналы. На самом деле, сейчас мы едем снимать материал не для «ВГТРК», а для телеканала «Матч ТВ». Я, если честно, не знаю, как в других маленьких городах, но, мне кажется, там нет особо крупных международных событий, которые были бы всем интересны. Когда я училась на актёрском, я думала, что Сочи – ужасная деревня, и ловить мне здесь точно нечего. Но потом пошла Олимпиада, пошла подготовка к ней, Формула-1 и Чемпионат мира. Казалось бы, всё, что могло произойти, произошло и ничего больше не будет, но случилась пандемия, и мир стал закрыт, а все россияне поехали в Сочи, и снова всё внимание сконцентрировалось здесь. Поэтому пока что проблем не возникает.
— Телевидение для вас ремесло или творчество?
— Ну, когда ремесло, а когда творчество (смеётся). Всё зависит от темы материала, от моего настроения и прочих факторов.
— Какие личностные качества помогают вам в работе на телевидении?
— Наверное, моё любопытство. Мне всегда интересно всё, что происходит, потому что ты можешь увидеть обратную сторону, закулисье всех мероприятий и заседаний. Ты обо всём узнаешь первым, и мне хочется узнавать об этом первой. Пожалуй, именно любопытство играет ключевую роль в том, что я столько лет работаю в журналистике. Это первое моё место работы, где я настолько долго задержалась.
— А хотели когда-нибудь уйти из профессии?
— Бывали моменты отчаяния, когда казалось, ну сколько уже можно, несмотря на постоянные смены локаций и декораций. Но опять же, когда я начинаю думать о переходе на другую смежную работу, как та же пресс-служба, я понимаю, что не смогу там долго сидеть. Я уйду, и мне придётся искать новую профессию.
— Как вы считаете, что отличает журналиста от блогера или блогер всё-таки есть журналист?
— Смотря кого называть блогером. Если брать всем известного Юрия Дудя, то понятно, что он действительно профессиональный журналист, изначально спортивный, а потом уже в своей редакции. Его фильмы и программы, которые выходят на YouTube, ничем не отличаются от журналистских. Это вполне качественная работа. Другое дело, когда человек видит пожар, берёт телефон и начинает говорить: «Я блогер, мне нужно знать!». Это не совсем так работает.
— А как относитесь к мнению, что в России сейчас нет журналистики?
— Я не могу сказать, что её нет. Просто отношение у людей сейчас другое.
— Можете назвать положительные и отрицательные аспекты в журналистике?
— Положительное – то, что всегда происходит новое. Ещё днём, пока не вышли продюсеры и редакторы с планёрки, ты не знаешь, что тебя ждёт. Они сидят за закрытыми дверями и решают твою судьбу. Ты постоянно узнаёшь то, что скрыто от обычных людей, ведь у них нет возможности взять и узнать о чём-то просто так.
Из минусов – проблема с желудком (смеётся). Я бы на факультете журналистики сделала подкурс о том, как питаться. Ты целыми днями находишься на съёмках и в дороге. Порой у тебя нет свободной минуты, чтобы поесть, и ты вынужден закидывать в себя какую-нибудь булку, а потом сталкиваешься с тем, что у тебя гастрит. Это в лучшем случае. Ещё эмоциональный фактор играет роль. Например, пару лет назад компания молодых людей летала на экскурсию на вертолёте, который позже упал. Молодая девушка разбилась. Ты работаешь на этом событии и, находясь в суете, особо не понимаешь, что произошло. У тебя есть задание – собрать материал, отструктурировать его и выдать. А потом ты возвращаешься домой, и тогда к тебе приходит осознание, что вообще-то это человек и он погиб. К тебе приходит осознание, и после этого ты можешь уйти в себя и разреветься. Ты весь день пропускаешь эту информацию через себя, и она не может тебя не трогать.
— Что можете посоветовать мне и моим коллегам, которые только начинают свой журналистский путь?
— Я, как человек, который прошёл всё обратным путём: сначала работа, а потом учёба, считаю, что важна практика. За 4 года учёбы полезным для меня оказалась только литература, много новых книг я узнала. В остальном проблема журналистов, которые выпускаются с вузов сейчас, заключается в том, что они не имеют представления о реальной обстановке дел. Они только в теории знают, как всё устроено. Например, студенты знают, чтобы вышла новость, нужен инфоповод. Без инфоповода, как написано во всех учебниках, новости не будет. А потом, когда они приходят в редакцию и получают задание, где нет абсолютно никакого инфоповода, они начинают стрессовать. Также я бы посоветовала искать как можно больше практик и напрашиваться на всевозможные стажировки. Нужно ездить, смотреть, требовать и просить, чтобы вас взяли. И не стесняться, конечно же.
Беседовала Гросс Яна