Ксения Лысенко: «Миссия – просвещать людей – не может не привлекать»

Ксения Лысенко, корреспондент НГС о семи годах в журналистике, долгом пути к ней и любимой работе.

— Как вы пришли в журналистику?

— В принципе это была достаточно классическая история. Ты учишься в школе и какие-то предметы тебе нравятся, какие-то нет. Я не была никаким журналистом школьной газеты. Я очень мало очень редко писала для нашего студенческого издания — буквально раза два или три. Я проходила практику в пресс-центре нашего вуза. Но это всё. Я просто очень любила литературу, сильно любила русский язык, и как-то сама собой мне пришла мысль, что мне нужно в гуманитарную сторону. И вообще-то я оканчивала филологию, по специальности я литературовед, преподаватель филологии, но на третьем курсе каждый из нас мог выбрать прикладную специализацию, и я как-то сразу решила, что это будет журналистика. Сейчас, оценивая весь этот путь, я понимаю, что не было какого-то намерения. Это пришло только в вузе. Путь сложился случайно.

— В какое издание вы пришли в первую очередь?

— После пяти лет обучения я почему-то пошла работать копирайтером в студию веб-дизайна. Так пролетело года два. Я поняла, что писать тексты, которые оценивает заказчик, это ужасно. Я люблю писать, но не люблю в таком ключе общаться с людьми: ты отдаёшь текст заказчику, и он говорит, нравится или нет. Ему хочется, чтобы в тексте что-то было, а ты как специалист понимаешь, что это ужасно с точки зрения норм русского языка, логики. Но он заплатил деньги, он имеет право. Я поняла, что мне очень тяжело так работать. Тогда я ушла работать журналистом. Я просто вела новостную ленту в компании «Справочник по недвижимости». Это очень далёкая вещь от СМИ, но я уже гордо именовала себя журналистом. Потом я стала работать в издании «Ваш город». Это дало мне большой толчок. Это уже журналистика, настоящее издание: инфоповестка, встречи с мэром, губернатором, круглые столы. Эта традиционная журналистская рутина. Потом я была специальным корреспондентом в «Сиб.фм». Тогда я поняла, что меня не так привлекают новости, как большие материалы. Были какие-то интервью, но в основном я делала репортажи.  После этого я попробовала себя в пиаре, но я понимаю, что от журналистики никуда не денешься. Ты привыкаешь к такому темпу жизни. Это очень сложно, но очень приятно для тех, кто действительно в это влюблён. Я поняла, что не могу без этого… Без того, чтобы не высыпаться, писать тексты ночами, работать над темами, при которых все крутят у виска и думают «ну что здесь интересного?». А ты веришь, что накопаешь здесь что-то, и делаешь. Скучала по выездам. Одно дело, когда ты приходишь в офис, пусть даже он будет самый-самый классный. Другое, когда ты ищешь, выезжаешь, потому что журналистика — это, в первую очередь, поиск.

— Чего вы ожидали от этой профессии?

— Это традиционная байка. Насмотревшись сериалов, мы все, наверное, хотим как Керри Бретшоу в «Сексе в большом городе» писать одну колонку раз в месяц, и чтобы хватило денег на аренду квартиры и на туфли МанолоБланик. Я думала, что буду ходить на всякие мероприятия. Это ошибка новичка. Все новые сотрудники хотят писать о культуре, ходить на всякие показы. И я думала, что буду пить  бесплатные напитки. Мне казалось, я буду именно такой, крутиться в светской жизни. На самом деле, это оказалось скучно. Тем более в наш век: открой Инстаграм, и ты сам себе блогер, всегда можешь оставить своё впечатление о мероприятии. Но дорога меня увела далеко не в красочный мир показов. Если бы мне кто-то после вуза сказал, что я буду ходить по исправительным колониям строгого режима, ездить на места чудовищных пожаров или не спать в командировках в каком-нибудь далёком Карасуке, в который я приехала, чтобы поговорить с матерью, выживающей на 13 тысяч рублей в месяц, я бы не поверила. 

— Вы пишете материалы на сложные темы: социология, экология. Ежедневно вы сталкиваетесь с проблемами людей. Случаются же эмоциональные выгорания и прочее. Как вы находите баланс между тем, чтобы написать эмоционально и сохранить хладнокровие?

— На самом деле я не нахожу этого баланса. Я думаю, что эта вещь свойственна многим журналистам, которые хоть раз писали на какие-то душещипательные темы. Я, бывают, плачу на интервью со своими героями. Не всегда это интервью. Например, на этой неделе я ездила к матери тяжело больного ребёнка и расплакалась, потому что расплакалась она. Конечно, в таких моментах ты хочешь быть чуть более профессиональным, каким-нибудь Юрием Дудём, который смотрит на своих героев и даже не кивает. Но такая тактика не везде уместна, и я не Юрий Дудь, я не такой человек. Я эмоциональная, меня задевают многие вещи. Бывает, я прихожу домой после встречи с героем, и мне тяжело переключиться на какой-нибудь сериал. Просто иногда тебе нужно чуть больше времени, чтобы войти в свою привычную колею. Ты выплёскиваешь это в своём тексте, стараясь не перейти черту и не скатиться до жалобных стенаний, потому что все мои герои сильные и если им и нужна жалость, то не такая.

— Журналист — это тяжёлая профессия, но вы до сих пор в ней. Почему?

— Я люблю журналистику за то, что ты можешь донести до людей какие-то страшные, но при этом нужные и правильные вещи, о которых люди не задумываются. Это кажется стандартным. Нам же всем в школе читали стихи, объясняли, что любить родителей это хорошо, а обижать слабых это плохо. Но жизнь такая сложная вещь. Ты, взрослея, понимаешь, что на самом деле кто-то забыл эти уроки. Не то что бы я брала на себя морализаторскую роль, но люди должны знать, что происходит. Это отчасти романтическая сторона профессии, потому что ты супергерой, рассказываешь людям правду. Но есть и обратная сторона. Достаточно открыть любой материал на НГС, и ты много нового о себе узнаешь. Оказывается, ты неправильные вещи рассказываешь и ничего ты не знаешь. Но на многое со временем ты не реагируешь. А эта миссия – просвещать людей – не может не привлекать.

— Журналист должен быть универсалом. Что входит в ваши обязанности?

— Реалии таковы, что ты много всего обязан делать. Если говорить о прикладных вещах, то в мои обязанности входит поиск темы, и это самое главное. Только во время работы я поняла, что журналист – это не тот, кто хорошо пишет, потому что таких много. Журналиста отличает то, что он копает много информации. Это значит, что ты читаешь сухой пресс-релиз, и не делаешь отписку. Твоя задача как журналиста найти в этом скучном канцелярском языке деталь, которая привлечёт твоё внимание и заставит тебя найти что-то большее. Герои же сами к тебе не приходят. Помимо, собственно, написания текста и саморедактуры, в мои обязанности входит расшифровка. Это ненавидят все журналисты. Бывает, придёшь к герою, вы так классно поговорите, душевно. И для неё этот момент уже случился, она уже всё рассказала. А ты смотришь на диктофон, а там 3 часа 20 минут. И ты понимаешь, что проведёшь бессонную ночь, потому что редактор говорит: «Ксюша, это срочно. Надо поставить завтра-послезавтра». Из умений я бы ещё выделила такое, как фотографировать, вовремя нажать кнопку плэй. 

— По образованию вы филолог. Вам это помогло?

— На самом деле да. Я подтянула английский. И все эти языки, назначение которых ты не понимал, по типу древнегреческого и латыни, помогают. Ты видишь новость в каком-нибудь иностранном издании, и тебе надо хотя бы иметь представление о том, что там написано. Да и в принципе образование научило меня правильно писать. Я понимаю, как создаются новости и как их правильно преподнести. Вуз — это система промывки мозгов. Ты учишься видеть истину, что важно для журналиста. 

— Совет начинающим журналистам.

—Журналист мыслит широко. Не нужно вводить себя в рамки. «Я хочу писать только о показах». Обязательно у тебя это будет. Больше читайте и не зацикливайтесь. Попробуйте смотреть на вещи шире. Для правильного журналиста не должно быть скучных тем. Задача быть универсалом не только в плане инструментария, но и в плане тем. Твоя задача: взять и разобраться, найти эксперта. И, конечно, нужно разбираться в законах. Ты должен понимать, когда ты можешь снимать детей, публиковать личные данные. И правильно ответить на главный вопрос: «А можно материал посмотреть до того, как вы его опубликуете?». Тебе нужно правильно донести информацию, что это текст не заказной. Это противоречит законам о СМИ. Всегда носить с собой диктофон. Включённым. А лучше сразу два. На забивайте на экономику, заглядывайте иногда в «Закон о СМИ». 

Беседовала Татьяна Быкова