Ольга Чебыкина: «Я не очень люблю делать, как делают все. Я люблю делать как я»
Ольга Чебыкина — интервьюер, журналист, автор двух каналов на ютьюбе, создатель школы интервью, недавно начала заниматься производством шелковых лент. Количество проектов Ольги можно перечислять бесконечно. Из скромной семьи уральских военных ей удалось стать успешным и востребованным человеком в сфере медиа. Среди ее гостей были Ирина Хакамада, Сергей Шнуров, Радислав Гандапас и многие другие. Сейчас канал Ольги «Не принято обсуждать» имеет 345 тысяч подписчиков, а канал «Женщины» — 108 тысяч. Оба этих проекта активно развиваются и набирают все большую популярность.
— Как у Вас возникла идея поступать именно на факультет журналистики, насколько я знаю в Уральский Государственный Университет имени А.М. Горького (сейчас называется Уральский Федеральный Университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина)?
— Самые ранние упоминания о том, что я хочу быть журналистом я нашла в сочинении по английскому за 9-ый класс, где я писала, что «I want to be a journalist». Как мне пришла идея в голову? Честно, я без понятия. Может быть есть какая-то связь между тем, что я из семьи военных, и мне казалось, что если я буду много путешествовать, профессия журналиста — самое то, но доподлинно мне это неизвестно. Когда я в старших классах уже училась, я знала, что хочу поступать на журфак. Многие одноклассники удивлялись, что я подавала документы только в одно место, но я поступила с первого раза и все сложилось достаточно успешно.
— Как сложилась Ваша профессиональная жизнь после окончания Университета?
— Я начала работать, еще не окончив второй курс. Я пришла на практику на четвертый канал. Он тогда была одним из самых сильных региональных телевизионных каналов, возможно самый сильный. Нам тогда еще писали письма «Дорогая редакция», то есть времена очень «махровые». Тогда аналоговое телевиденье смотрели все. Это сейчас смотреть ТВ немодно, непрестижно. Я работала в утреннем информационно-развлекательном шоу. Оно называлось «Утренний экспресс», и из полутора миллионов жителей Екатеринбурга программу смотрело 300 тысяч, то есть это одна пятая часть. Сейчас, конечно, на региональном телевидении такого нет.
— У меня как раз был вопрос относительно того, чем Вы занимались в промежуток между окончанием Университета и зарождением ютьюб-канала «Не принято обсуждать».
— Ну, ютьюб- канал зародился не так давно. На телевидении я работала порядка 12-13 лет на «Четвертом канале», плюс мы потом с коллегой делали собственный проект, этого сайта сейчас нет. Он назывался «Е-2 Е-4», как первый ход в шахматах. Это был первый видео портал, возможно, во всей стране. Мы открылись, когда еще не было телеканала «Дождь», и спустя только месяца полтора вышел их первый эфир. Я даже не знала тогда, что много умных, образованных людей в Москве делают что-то подобное. Понятно, что у них были «стримы», а у нас был сайт. Раньше поисковики понимали только текст, и мы даже никогда не могли попасть в поиск, потому что просто не было алгоритма. Мы с моей коллегой были одними из первых, кто сделали в то время видео портал, то есть это был сайт, который состоял из видео.
— Как у Вас возникла идея именно о зарождении своего ютьюб-канала и такой концепции, которой Вы придерживаетесь?
— Вообще изначально я планировала сделать серию интервью к 8 марта. Это должны были быть интервью с «обычными» женщинами, то есть не какими-то женщинами-космонавтами и т.д., а просто с женщинами, но со своими интересными историями, потому что интервью с «обычными» людьми — это редкий и не востребованный жанр, особенно тогда, когда я только начинала этим заниматься. И тогда я стала искать такие истории. Как их искать? Очень просто. В социальных сетях. Часто, когда смотришь что-то на Фэйсбуке или еще где-то, видишь огромное количество «прилизанных» историй об успехе людей, о том, как они слетали на Мальдивы, как позавтракали круассаном, и среди всего этого очень сильно выделяется что-то откровенное и искреннее, то, что не принято обсуждать. Так и родилось название канала.
— Есть ли на Ваш взгляд разница между интервью с обычными людьми и знаменитостями?
— Со звездами, конечно же, нужно искать какие-то психологические приемы и подходы. У меня на интервью были звезды и первой величины. Например, Сергей Шнуров, Ирина Хакамада, и это люди очень искушенные. Если обычный человек согласился на интервью, то это для него порой бывает единственный опыт в жизни. Для него это едва ли не самое главное событие в году. Для звезды же это реальность и повседневность. Интервьюеру с известным человеком нужно быть безукоризненно подготовленным, уметь задавать нетривиальные вопросы и очень важный момент, вход в интервью. Тебе нужно расположить человека, чтобы он понял, что это нужно не только тебе, но и ему.
— Канал «Не принято обсуждать» был создан в 2017 году, а канал «Женщины» спустя два года, в 2019. Как у Вас возникла идея создания еще одного канала? Уже совершенно с другой спецификой, другими темами и героями.
— Идея заключалась в том, чтобы начать обсуждать другой спектр тем. Канал «Женщины» — это экспертный канал. Как вот, например, качественный журнал Cosmopolitan, в котором есть разные рубрики, только в видео версии. Вот тебе тема про моду, вот про психологию, вот про твою реализацию, про отношения и т.д. Канал «Не принято обсуждать» — это канал с искренними, душевными, портретными интервью. Мне хотелось разделить. Экспертные интервью более легкие, более полезные, рассчитанные на более широкую аудиторию. Я понимала, что такие интервью мне нужно переместить в другое пространство, поэтому это было рациональное бизнес-решение. Это заработок еще на одном канале. Мы получаем с него монетизацию. У нас есть платные эксперты. На «Не принято обсуждать» у нас нет никаких платных интервью, хотя меня часто пытаются в этом обвинить. Только какие-то коммерческие интервью о бизнесе возможно, но там все очевидно. Это другой жанр. На канале «Женщины» у нас у каждого эксперта есть своя рубрика. Я даже не исключаю, что скоро там появится еще один новый интервьюер.
— Если просмотреть видео на канале «Женщины», то можно заметить, что Рады Русских в качестве эксперта там гораздо больше, чем кого-либо другого. Как складывалось Ваше тесное сотрудничество с ней?
— Во-первых, Рада — это моя героиня канала «Не принято обсуждать». Я с ней познакомилась как с героем интервью. Я просто увидела как-то с ней видео, и мне показалось это очень интересным. Я нашла, что это за девушка, почитала, как она делала пластику, как она сама «оборжала» всю эту ситуацию, и я подумала, что хочу записать с ней интервью. Изначально это была просто какая-то взаимная эмпатия, и позже мы проявили взаимную заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.
— На мой взгляд, те проекты, которые вы ведете совместно, выделяются как-то по-особенному. Вы как будто дополняете друг друга и со стороны это выглядит как яркий, интересный, творческий тандем.
— Я не буду скрывать, что у нас с Радой дружба плюс бизнес-партнерство. У нас есть совместный онлайн продукт и мы, конечно, делаем совместные видео, чтобы продвигать этот онлайн продукт. Мы обе на нем зарабатываем деньги. Как честно дружить в бизнесе, чтобы никому не было обидно? Очень просто. 50 на 50. 50 усилий с одной стороны, 50 — с другой.
— Как Вы относитесь к хейту?
— Есть такая емкая фраза: хочешь отомстить — разбогатей. Мне же не пять лет. Я настолько успешно делаю свои проекты, поэтому то, что мне пишут люди-«ноунеймы», не способно меня задеть. Вот как ты думаешь, Ксюша Собчак принимает что-то близко к сердцу? Или Юра Дудь? Нет. Я — Юра Дудь и Ксюша Собчак в одном флаконе. Свободного времени у меня не больше, чем у них. Самомнение такое же устойчивое как у этих людей. Более того, я считаю, что мой продукт нисколько не уступает в качестве, в смыслах. Я такого же масштаба интервьюер. Плюс сопоставление того, кто пишет и что пишет. Вот каждая женщина может сказать, что у нее есть красивого. У одной — красивые ноги, у другой — глаза, у третьей — волосы, а у меня знаешь, что самое красивое? Это моя психика. Я психически здоровый, устойчивый человек. Я четко знаю куда и зачем я иду. По поводу инструментов, о которых я начала рассказывать. Сопоставление, опыт, развитие адаптивности. Любой адаптивности. Любые кризисы, коронавирусы, изменение алгоритмов ютьюба, цензура в стране и далее. Либо ты инерционно движешься и ничего не меняешь, либо ты быстро подстраиваешься под ситуацию.
— По поводу шелковых лент, которые Вы начали производить с недавнего времени. Вы говорили, что Вы творец информационных продуктов, но Вам хотелось создавать и что-то материальное. Насколько производство шелковых лент для Вас стало важным проектом в жизни?
— Этим я занимаюсь только месяц. Это, конечно, больше предпринимательский опыт чем медийный. Я давно совмещаю функцию предпринимателя и медийного человека. Мне очень нравится. Это совершенно другое. Это новый опыт и тоже проработка адаптивности, но это дополняет и мои медийные проекты. Некоторые мои грани, которые не вмещались в мои публичные статусы, удалось реализовать в лентах. Ведь я еще и просто женщина, я люблю наряжаться, люблю ходить по магазинам, но еще я предприниматель, люблю зарабатывать деньги. У меня есть немного дизайнерских «замашек». Теперь я занимаюсь производством, подбираю фактуры. Изначально создавалась идея сделать какой-то мерч. Но делать то, что делают все, мне не хотелось. Когда я вижу ленту, у меня сразу выстраиваются образы, я уже понимаю, как назову ее, в честь какой-то киногероини или персонажа из книги. Я не очень люблю делать, как делают все. Я люблю делать как я.
— Помимо онлайн-продуктов, у Вас еще есть офлайн-школа интервью. Есть ли разница в подходах между онлайн и офлайн проектами?
— Конечно, есть. С живыми людьми мне нравится больше. Живьем почувствовать сопричастность гораздо проще. Через экран тебе приходится умножать все на десять: свои эмоции, силу твоего слова. Живьем ты можешь прикоснуться к человеку, можешь посмотреть ему в глаза, можешь замолчать и он увидит твою мимику. Но плюс онлайна заключается в том, что ты можешь охватить весь мир. Ты выкладываешь интервью, и его могут посмотреть люди со всей планеты. Это могут быть 30, 100 или 300 тысяч человек, а в школе интервью это будет 10, 15 человек. Совсем другой и объем денег с этого выйдет.
— Из всех проектов, которыми Вы занимаетесь, есть ли самый любимый?
— Любой тебе скажет, что детей любят одинаково, но я тебе отвечу, что мой самый главный статус — это интервьюер и мой главный проект — это проект «Не принято обсуждать». Он главный ментально. В нем заложен смысл, который даже можно назвать смыслом моей профессиональной жизни, потому что смысл моей жизни — это жить счастливо эту жизнь. Другого смысла меня как личности нет, но большую роль в этом счастье играет профессиональная реализованность, и то огромное количество писем, которое я получаю от зрителей канала «Не принято обсуждать» меня безумно вдохновляет. В моменты грусти и апатии я часто их перечитываю.
Беседовала Екатерина Петровичева