Роман Николаев: «Сочинения никогда в жизни не списывал»

Роман Николаев, копирайтер газеты «Химкинские новости» на протяжении трёх лет, консультант рекламного отдела редакции, — о том, как из слов делать деньги.  

Как впервые узнал о копирайтинге?

— Банально. Впервые узнал на сайтах по подбору вакансий, конкретный не вспомню – работы не было, год пятнадцатый, вот и узнал о копирайтинге. Раньше не представлял, что он из себя представляет, но вжился в него надолго.

А почему решил пойти именно туда? Воля случая?

Решился конкретно на копирайтера, потому как еще с ранних лет имел страсть к написанию текста. Более того, я еще и получал огромное удовольствие от наблюдения текста, особенно если он грамотно сконструирован, наполнен смыслом, а не водой и имеет выдержанный стиль. Так что, очевидно, получилось что-то вроде моего внутреннего призвания, если можно так это выразить.

Ты сказал, что с ранних лет в некотором смысле любил писать тексты. Как рано заметил это? 

— Вероятно, со школы. Начнем вообще с того, что я сочинения никогда в жизни не списывал. Потому что мне сам процесс разработки текста удовольствие доставлял. Потом уже я узнал, что бывает такое, будто бы тело вырабатывает большое количество дофамина во время процесса. Так не у всех.

Если в школе обожал писать сочинения, значит ли это, что человек имеет предрасположенность к копирайтингу?

Не, такого нет, что ты в один момент смотришь в зеркало и такой: «У меня предрасположенность к написанию текста! Прямая дорога в копирайт!». Просто сколько себя помню – я любил это дело. Сочинения обычно писал с точки зрения преподавателей средне или вообще плохо. Потому что не пользовался трафаретами и занимал «неправильные» позиции. Единственное, чему меня это научило – работать нужно уметь и без самодеятельности.

Куда решил поступать? Обычно идут на филфак. А какое направление выбрал ты?

— Не угадал бы. Я выбрал бизнес-аналитику. Факультет прикладной математики. Да-да. Потому что мне понравился внешний вид того, чем они занимаются, т.е. инфраструктуры, диаграммы, анализ процессов. А еще я в университете украл дипломную работу студентки, когда был там на встрече с деканом. И мне очень было интересно это читать. В общем выбрал направление, связанное со второй страстью – диаграммами и схемами.

— Честно, не самое угадываемое направление, когда речь заходит о копирайте. В какой степени помогло работать в профессии?

— Несколько курсов обязательным предметом была реклама и маркетинг. Там узнал почти всё о том, как конструировать текст с пользой для фирмы. Такой парадокс.

— Догадываюсь, что университетская стажировка не помогла найти работу по специальности, правильно?

— Только не в СМИ. Мы практиковались в банках, один раз работал в фирме, но помощником криэйтора.

— А каким образом попал в информагентство?

У меня был знакомый, который там работал. Он мне рассказал, что они дают работу через «Аутсорсинг», чтобы не расширять штат и не перегружать персонал. Ну я и решил попробовать. Позвонил, договорился, что мне через пару дней напишет местный менеджер. И через два дня правда написали в WhatsApp. Мы там все обсудили, я скинул портфолио. 

— Что требовали в портфолио?

— Портфолио, кстати, не смотрели особо, так что его значимость сильно переоценивают. Хотя не спорю, иногда могут досконально изучить, так что лишним не будет.

— А как договорились работать?

По итогу схема была такая, что они мне давали техническое задание, текст и время. Я его выполнял, укладывался в то время, что мне дали, а потом я ждал, пока они его проверят. Как правило, они покупали мою статью. 

Не один же работал в отделе? Сколько людей с тобой было?

Конечно, не один. Надо понимать, что не я такой галактический гений, там еще человек пятнадцать работали вместе со мной. Иногда кооперировались друг с другом.

Кстати говоря, расскажи поподробней о заданиях, которые тебе выдавали. Что они из себя представляли?

— Содержательно было все, что только можно выдумать: от непонятной рекламы чайников, до освещения постройки новых ТЦ. Технически это рекламные статьи, новостные и всякий молодежный контент. Постоянно видел, как некоторые тексты потом в соцсети кидали.

— Не напряжно работать в таком широком спектре технических заданий? Рекламировать буквально всё, не сбивает ли это с толку?

— Нет. Не важно, о чем ты пишешь, важно лишь умение увлечь кого угодно новой моделью чайника. Даже если это ему не нужно. Ты отрекомендовал – дело сделано. Важна уникальность, чтобы рекомендация не повторялась. Качественней ли получился от этого чайник? Не играет роли. С толку не сбивает, потому что цель всегда одна, различна лишь набивка. Перегреться в моем случае просто нельзя, так как не так уж и часто приходилось работать дольше четырёх часов в день. Реже редакция высылала по два задания за сутки, но обычно посвободнее.

А как проверялось качество текста? Как ты получил способность «увлечь кого угодно»? Школьные сочинения?

Не совсем. Помогает специализированная литература. Я читал книги. Из базовых, которые по копирайту, советую «Как не съесть собаку». Много воды, но суть уловить можно. Иногда стоило пройти онлайн-практикумы, посмотреть курсы, потому что график плавал. Короче говоря, с миру по нитке собирал навык.

— Говоря о графике. Какой он? Опиши его.

— Графика фактически нет, в этом и конфуз. По факту выдают ТЗ и намечают сроки в любой момент времени. Типа «до 10:00 утра должен сдать работу, чтобы успеть проверку пройти и отправить на публикацию». А время половина второго ночи. Бывало, что давали неделю, бывает, как описал, что срочно и сделать нужно за пару часов.

— Если не секрет, но за это платят хоть что-нибудь?

— Зарплата переменная, зависит от объема и типа работы. Минимально за объёмный абзац получал меньше тысячи. Было, что за полноценную статью, которую писал около дня, получал в районе 15 тысяч, конкретные цифры могу найти, но это в мессенджерах рыться надо, а кому это нужно. Вот, примерно так.

 — Дай совет молодым копирайтерам.

— Меньше сложных слов, больше сложных смыслов. И не рекомендуйте что-то от своего имени. 

Беседовал Илья Скляров