Сергей Никитин: «Мне приходилось делать все самому и надеется только на себя»

Сергей Александрович Никитин – директор «49 канала», закончил НГАУ (Новосибирский государственный аграрный университет) и продолжил развиваться в журналистской сфере самостоятельно. Сергей рассказал о том, как проделал путь от защитника растений до директора собственного телеканала. А также поведал о местах, где можно познакомиться с интересными личностями.

 Куда вы поступили после окончания школы? 

 Тогда журналистики обучали в четырех вузах. Первый вуз был в Свердловске, второй в Иркутске, и в Санкт-Петербурге и Москве, соответственно. Чтобы попасть в вуз, нужно было быть членом партии и не только. Я не попадал никуда, да и тогда интересовался больше естественными науками. Я закончил агрономический факультет в НГАУ. Это направление я выбрал потому, что интересовался экологией. Затем, когда появилось кабельное и государственное телевидение, мы начали делать передачу про экологию. Я участвовал в качестве защитника природы. Мы связывались с журналистами, учились монтировать, изучали новый материал и потихоньку развивались. 

 Получается, что изначально вы пошли работать по специальности? 

 Да, я даже доучился до аспирантуры, но начались 1990-ые и я начал развивать свои журналистские навыки.

 После этого вы начали пробовать себя в сфере телевидения, радио или печатных СМИ?

—Я интересовался больше телевидением, поэтому работал только в этой сфере. Но я также писал статьи, например, в газете «Молодость Сибири» и молодежной газете «Вечевка».

 Какую работу вы выполняли на телевидении впервые? 

 Я работал ведущим на ток-шоу на канале ВГТРК. Это была передача про Юрия Лозу – очень популярный певец 1980-х годов.

 Каким трудом вы поднялись до должности директора 49 канала и начали развивать предпринимательскую деятельность? 

 Когда я пришел на телевидение, то обнаружил, что нет рабочих кадров: ни видеомонтажеров, ни редакторов новостей, ни корреспондентов. В основном были только пишущие журналисты и операторы, но, например, контент-менеджеров не было. Мне приходилось делать все самому и надеется только на себя. Я постоянно занимался самообразованием, находил нужных мне людей и постепенно шел к тому, чтобы журналистика существовала намного лучше. 

 Вам нравится ваша руководящая должность? 

 Я больше творческий человек, но мне нравится эта работа. Опять же, никто за меня эту работу не сделает. Иногда я помогаю с сюжетами, при этом являюсь редактором новостей. Конечно сложно, но я стараюсь все успевать и двигаться дальше. У нас не так много рабочих кадров, постоянно кто-то приходит и уходит. К примеру, недавно двое ушли потому, что вечерние новости начинаются в девять вечера и они приезжают домой около двенадцати. Представляете до скольки рабочий день? Очень тяжело 

 Какие у вас отношения с коллегами? Часто ругаетесь с ними или хвалите? 

 Я уже так давно руковожу этим делом: сам создал 49 канал, ему уже около четверти века. Поэтому, все уже друг к другу «притерлись» и я редко повышаю на них голос. В основном всегда складывается очень дружный и ответственный коллектив. Но я всегда ищу новых сотрудников потому, что это телевидение, которое основано на труде людей. Здесь важно не занимать чье-то место или находиться просто для галочки: осветителем или редактором. Например, приходит вот человек с какой-то новой и интересной идеей, которая меня вдохновляет, и мы начинаем ее реализовывать. Недавно вот пришел иллюзионист. Очень интересная личность. 

 На что вы обращаете внимание при приеме на работу? 

 В первую очередь на любовь к телевидению. Не так, что работник следит за временем, чтобы скорее уйти домой. Важно отдавать все свои силы на работе и не отвлекаться на мелочи. 

 Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? 

 Его практически нет, да и особо не надо. Но все банально – путешествия, музыка, книги. Мне очень нравится читать книги в жанре нон-фикшн. В основном по истории и биологии. В молодости одним из понравившихся мне писателей был Ричард Олдингтон. Но при чтении я больше обращаюсь к теме, а не автору. Поэтому выделить очень сложно 

А из музыки, пожалуй, любая, вся хороша, как народная, так и академическая. Вот вчера мы записывали юбилей хора НГУ, как раз. Музыка звучала замечательно, хотя я особо не слушаю хоровое пение, но это было здорово. Мне очень нравится живая музыка, в студенческие годы я с друзьями постоянно ходил в театры и на концерты. 

 Как часто вы ездили в командировки? 

 Раньше, когда туристический бизнес существовал, в отличии от нынешней ситуации в стране, я постоянно ездил в Америку и Китай. А во время развития туристического бизнеса мы с коллегами ездили в Турцию или Тунис. Сейчас, к примеру, отправил свою коллегу в Москву на день рождение Татьяны Снежиной. Во время всех этих «путешествий» мне очень нравится именно то, что я прилетаю в страну не как турист. Я постоянно занят делами и на какие-либо экскурсии нет времени. В Америке я жил полтора месяца, проходил стажировку: немного работал на телекомпании. Это запоминается намного лучше, чем туры по типу «проехать мимо, посмотреть». Так мне очень нравится посещать различные страны и города, особенно путешествовать по России. В настоящее время особо не улететь за границу потому, что нужно сдавать много тестов на короновирусов, хотя это даже к лучшему: есть возможность путешествовать в ближайшие города. Всегда найдется на что посмотреть, в частности на те места на Земле, где сохранилась природа. Хотя мир сейчас и стал больше туристическим, «причесанным», везде гостиницы и отели, Mcdonald’s и KFS, но еще сохранилось множество мест, где этого всего нет. Например, я был в Монголии. Там мир отображает все то время, в котором жили люди давным-давно. Очень хотелось бы застать «житейскую» атмосферу и в других странах потому, что таких мест осталось очень мало. Только Африка, Латинская Америка, Монголия, да и джунгли. 

 Я хотела бы узнать, как вам приходят в голову новые идеи и как вы выбираете гостей на телепередачу «Эксперты»?

  Мы обращаем внимание на тему: экология, политика, культура. Когда есть актуальная тема, то мы стараемся найти экспертов, которые забираются в своей области. Их в городе, на самом деле, не так много. Есть определенная картотека, но некоторых можно заметить в каких-то отличительных выпусках или на просторах Интернета. В основном я смотрю на человека, чтобы он был интересным, не так, что мне срочно требуется, к примеру, филолог, я звоню на кафедры в университеты, и мне присылают нудного филолога. Так я не делаю, считаю бессмысленно.

 Какие функции вы выполняете, работая редактором новостей на своем канале? 

 Безусловно, это верстка выпуска. Я узнаю, какие события происходят в городе, какие темы можно осветить и что можно снять. Затем я пишу съемочный план, отправляю его рабочей группе и даю им редакционное задание. Они приезжают на место события, снимают и привозят готовый материал. Коллеги все вместе просматривают отснятый материал и пишут тексты к сюжету. На завершающей стадии работы я вставляю свои правки и принимаю готовые сюжеты. 

 Сколько времени вы тратите на отснятый выпуск и монтаж?

 Съемочная группа обычно снимает по два сюжета в день. За это время они успевают съездить в одно место, второе, третье, отснять материал, просмотреть, написать текст, озвучить, смонтировать. Оператор в свободное время может уже работать с другим корреспондентом.

 Когда вы поняли, что журналистика создана для вас?

 Когда я поступал в институт, журналистика была очень нудная: была газета «Правда». Это было, с одной стороны, интересно, но на самом деле очень труднодоступно, и туда было не попасть потому, что журналистом считался человек, который жил в Новосибирске, имел связи с губернатором, получал бесплатно трехкомнатную квартиру, писал статьи в газетах. Как бы я не мечтал, попасть было очень сложно. Потом появились коммерческие СМИ, и тогда я понял, что журналистика начинает развиваться и совершенствоваться. Я сначала начал работать проводником, руководителем экспедиций, сторожем, дворником, а потом уже… мне всегда нравилось читать, писать. Я понял, что хочу заниматься этим и дальше, продвигать нашу общественную жизнь.

Беседовала Вероника Хныченко