Тамара Жаворонкова: «Газета — моментальное творчество, оно недолговечно»
Тамара Леонидовна Жаворонкова посвятила семнадцать лет своей жизни журналистике. Будучи по первому образованию авиастроителем, она полностью сменила род деятельности и многое привнесла в жизнь Ижморского района. По сей день её публикации печатаются в местных исторических книгах, а каждый житель населенного пункта относится к ней с уважением. Она захватила смену эпох, публиковала то, что было под запретом.
— Вы хотели стать журналистом?
— Сначала нет. Я закончила авиационный техникум в Новосибирске. Сама я родом из Хакасии. Но у меня заболела сестра, и я после окончания техникума пошла работать на моторостроительный завод в Омске. Потом перебралась в 1980-х годах в Ижморский район.
— Как вы пришли к журналистике?
— Сначала я работала в школе, потому что там работала мама. Поступила на филологический факультет, который позже стал называться филологией журналистики. Работала учителем химии и географии, потому что учителей по этим предметам не было. Мне пришлось заканчивать филологический факультет заочно.Моя подруга, Татьяна, в 1980-х годах тоже работала в школе, но её настойчиво пригласили в редакцию. После рождения моих детей, она (подруга) перетянула меня туда.
— Почему вы пошли на филфак?
—Скорее всего, под влиянием подруги. Она была учителем русского языка и литературы, окончила Новокузнецкий институт, очень неординарная личность, которая в какой-то момент сориентировала меня именно на филологию. Я всегда много читала и хорошо писала, у меня было что-то гуманитарное. Тем более, мама также филолог.
— Вы сказали, что филологический факультет переименовали в «филологию журналистики»?
— Да, но это уже было после моего выпуска. Нужно было готовить грамотных специалистов. Ничего журналистского на филологическом факультете не было.
— Вы отдали журналистике 17 лет жизни. Вам нравилось работать?
— Очень.
—Какие должности вы занимали?
—В начале я работала ответ. секретарем, когда моему ребенку было девять месяцев. После—корреспондентом.
— Кто такой ответ. секретарь?
— Раньше было макетирование газеты. То есть была типография, высокая печать. Печатали текст на ленотипе. Я же составляла макет. Отвечала за расположения текста: выбирала, где должна находиться передовица, к примеру.
— И как вы перешли к написанию?
— Ну, нужно было писать, я и писала. Всё по плану, графику. Минимум статью в неделю.
— Что больше всего нравилось на вашей работе?
— Я захватила период: конец 1980-х и начало 1990-х.Так как политические события, регламентирующие гласность, повлияли на общество, то газеты в то время стали очень популярными. До перестройки о многом замалчивали. Пресса всегда принадлежала правящей партии. В Ижморском районе газеты издавал «Ижморский партийный отдел». А в перестройку по стране открылось множество архивов: например, Гулага, диссидентов. В Ижморском районе было несколько лагерей. Мне больше всего нравилась эта новизна, свобода, неизведанность.
— Сколько было лагерей в Ижморскомрайоне?
— Было много политических лагерей, где-то 5. В поселке Новый свет было много ссыльных по 58 политической статье. У меня была серия материалов в газете на эту тему.
— Вы общались с бывшими заключенными? Какие истории они рассказывали?
—С заключенными я не общалась. Было много работников, страшный историй они не рассказывали.
—Но что-то же вам говорили?
— Единственное, что мне удалось услышать, так это то, что, когда хоронили осужденного, то протыкали деревянный гроб каменной пикой, чтобы он не сбежал. Осужденные занимались лесозаговкой, сельским хозяйством. Я очень сильно увлекалась историей лагерей. К сожалению, я не оставила эти материалы себе на бумажном носителе. Поискала в оцифрованных газетах, но, как говорится это «капля в море».
— Что еще вас увлекало?
— Диссиденты. Как я помню, в газетах 60-х годов была резкая критика Солженицына. Я потом встречалась с людьми, которые его недолюбливали. Но они были старого уклада, но спустя время они пересмотрели свою позицию.
— Расскажите о собранном материале для газеты, которым вы гордитесь
— Я искала информацию о деревне Глухаринке. В ней осуществлялась золотодобыча. Я охватила целый пласт истории, начинается с ЕкатериныII.Думаю, что собрала довольно качественный материал.
—Вы обращались в архив? Ваши источники были: люди, архивы и …?
— Место. Я была в Глухаринке, в то время еще оставались драги. Описывала то, как и чем жили те люди. Тогда еще были живы участники этой работы. Описывала то, как они сдавали и мыли золото, что они получали за работу. В архив я обращалась.
—Сколько времени вы потратили на написание этой статьи?
— Ну, на те времена, когда я работала, существовал план. То есть каждый журналист за определенное время должен был подать на печать определенное количество строк: неделю, месяц и т.д. То есть прохлаждаться было некогда, думаю, за неделю я уложилась. Это конечно не означает, что я постоянно что-то читала и находила, но за неделю я должна была управиться.
— Как вы вышли на тему золотодобычи в Глухаринке и каким способом находили темы для статей?
— Я человек любопытный от природы. Мне интересно все. Я знаю историю всех сел Ижморского района, к примеру. А про Глухаринку узнала от коллеги, она была родом оттуда.
— Есть какая-то статья, которую вы бы не стали публиковать? Было ли стыдно за что-то? Писали ли вы под напряжением цензуры?
— Вот, знаешь, жизнь такая штука—всё плохое забывается. Был у нас председатель профкома, он четко оговаривал: вот туда не лезьте. Стыдно никогда не было.
—Сюда, это?
— Ну, например, досуг в сельских клубах. Приходили пьяные. Однажды прошло вечером кино, я попыталась покритиковать, что директор клуба без образования, что они со сцены неграмотно говорят, поют частушки, которые не следовало бы петь. Но мне сказали, что раз я такая грамотная, то и пусть я поднимаю их уровень до своего.
— Вы освещали культурные события? Что вам запомнилось?
— Да, конечно. Помню, проходил концерт, и Галина Грекова (бывший директор муз. школы), всегда была яркой и незаурядной личностью. Под её руководством выступали ученики музыкальной школы. Прошло много времени, я уже не помню, что я написала, но Галина однажды мне сказала, что я описывала её элегантной. Галина поделилась, что она просто на босоножку цветочек прицепила, чтобы не было видно потертостей. Просто 90-е годы, это разорение и нищета. А она со сцены очень эффектно выглядела.
—О чём вы ещё писали?
—Обо всём. О возрождении национального языка, о медиках, больницах, роддомах, милиции, школах, детях, культуре, как я сказала раннее.
— Вообще, перестройка ассоциируется с криминалом. Освещали его?
— Я тесно сотрудничала с милицией. В основном, когда были убийства. Вела криминальную хронику. Была чисто хроника, аналитических материалов не было.
— Но что-то вы же описывали
— Ну да, сухие факты. Чернуха не шла, её не допускали, однозначно. Просто говорили, чтобы хоть как-то успокоить народ. В нашей газете никогда не было желтизны.
—Когда была разруха, писали ли вы статьи с призывом о помощи?
— Конечно, очень много. И сама участвовала. Раньше был пункт «Красный крест». По этой линии поступала одежда из-за границы. Вещей было много. Я там тоже была, смотрела, кто за чем шел. Также продукты поступали, но потом, к сожалению, всё расформировалось. Мы ходили, разбирали вещи для дальнейшей раздачи. Всё это было на страницах газеты.
— Вы уставали от работы? Были выгорания?
— Ну да, были неприятности и замечания на летучках. Коллектив был творческий, и мне повезло, что я работала во время перелома. Было много интересного, то, что запрещалось, стало доступным. Ценное становилось менее ценным.
— Что для себя вы вынесли из журналистики?
— Всё.
— Всё, это что?
— Это самая лучшая часть моей жизни, это молодость. Каждый день было что-то новое: это друзья, общение, необходимость узнавать, исследовать. Друзья—мои учителя. Через их отношение к жизни я училась у них всему. А благодаря газете я узнала почти весь район.
—А что для вас самое ценное из перечисленного?
— Думаю, что это опыт общения, потому что я человек по характеру довольно закрытый. Чтобы работать в газете, нужно уметь спрашивать, слушать и грамотно говорить. Вот это я взяла как раз оттуда.
—То есть самая большая сложность была в том, что вы внутренне были интровертом?
— У меня сложностей не был о никаких. Я лишь корректировала то, что следовало. Я никогда не копалась в себе, меня устраивало моё положение. Конечно, мне что-то нравилось, что-то не нравилось, от чего-то я плакала.
— От чего?
— Ну, от обид, от незаслуженных подозрений.
— Вы можете раскрыть хотя-бы одну?
— К счастью, я почти ничего не помню.
— Вы считаете, что вы помогли кому-то? Жизнь некоторых людей поменялась под вашим влиянием?
— Ну, это громко сказано.
— Кто-нибудь к вам подходил и говорил: «спасибо, что вы пишете»?
— Да, всегда. Мой настрой был позитивный. Ни критика, ни сарказм. Я всегда сначала в людях видела только хорошее, поэтому всегда благодарили. Я находила те моменты из жизни людей, которые их раскрывают. Бывали люди плохие, однако они могли быть чем-то увлечены, именно это я и описывала.
—То есть вы раскрывали человека только с положительных сторон?
— Конечно. Газета — моментальное творчество, оно недолговечное. Вот сегодня, он пусть человек порадуется, что он такой хороший в газете.
—То есть для вас журналистика больше про творчество?
— Творчество и аналитика, всё вместе.
Творчество проявляется в раскрытии людей?
— Конечно. Аналитика- в анализе событий, ситуаций.
— Какой был ваш кумир во всероссийской журналистике
— Листьев, он всем показал, как надо. Его шоу «Поле чудес» было заимствовано с запада. Аналитика была необычная. Я читала комсомолку, в то время эта газета была качественнее намного. Очень любила Пескова, хотя у него было 8 классов образования. Он в свое время рассказал миру об Агафье Лыковой. Я восхищаюсь тем, насколько он был мудр, и просто доносил сведения, и умел их найти, что главное. Я читала, я училась. Очень любила литературную газету.
—Как именно вы учились?
— Я училась так: как выглядело, так и мы должны сделать. Были недельные летучки, где критиковали и разбирали статьи.
Почему вы ушли из журналистики?
— В 90-е годы зарплату не платили вообще. Мой старший сын закончил школу, поступил в ТУСУР. Его нужно было учить, кормить. А я, работавшая в редакции, подрабатывала преподавателем в училище №74. Там ввели общее образование, мне дали ставку, зарплату выплачивали регулярно. Там я проработала лет 10.
— Вы скучали по редакции?
— Конечно
— По чему больше?
— По той поре, событиям и жизни.
Беседовала Писаренко Анна