Айгуль Хабибуллина «В журналистике есть много элементов творчества, но по сути это ремесло»

Айгуль Хабибуллина — о выборе профессии, первом опыте работы в СМИ и о будущем журналистики. Айгуль, журналист, редактор «Lenta.ru» (2014-2019) и «МИЦ «Известия»» (с 2019 года); в профессии более десяти лет.

— С какой профессией вы изначально хотели связать свою жизнь?

—У меня было несколько вариантов: я хотела стать и психологом, и программистом, но в итоге решила пойти в журналистику. 

— Почему вы выбрали именно профессию журналист?

—После 9 класса я хотела поступать на факультет информационной безопасности. Но потом в 10 классе одна из учительниц имела неосторожность сказать, что я хорошо пишу сочинения. С тех пор началось. Я стала писать, о своих работах часто слышала хорошие слова. Тогда меня впервые посетила мысль: почему бы не заточиться на направлении, связанном с текстами. Я размышляла над этим: хотелось уйти в литературную область, но в то же время были сомнения. Поэтому я выбрала журналистику, как некую «буферную зону». Тогда казалось, что журналистика сможет приблизить меня к литературе. Прошло много лет прежде, чем я полюбила журналистику такой, какая она есть, а не как сферу, примыкающую к литературе.  

— Расскажите о вашем первом опыте работы в редакции?

— После первого курса журфака ЮГУ я пришла в редакцию на практику. Я попросилась к ним «что-нибудь поделать, написать». Изначально думала, что мне дадут какую-то маленькую заметку на одну восьмую часть полосы, но меня отправили на мероприятие. Это были соревнования роллеров. Они катались, прыгали, выполняли всякие трюки — я всё это фотографировала и потом написала текст на целую полосу. Удивительно, что в таком объёме этот материал и опубликовали. Это был грандиозный опыт. У меня осталась эта публикация в архиве, пару лет назад я её всё-таки перечитала и подумала: «Боже мой, как я могла это написать». 

— С какими трудностями вам приходилось сталкиваться на начальном этапе работы в редакции?

— Я сталкивалась с «эйджизмом» [прим. дискриминация человека на основании его возраста]. Это продолжалось вплоть до 28-29 лет. Я довольно рано начала работать с социальными и социально-политическими материалами. В 22 года была парламентским корреспондентом. Когда я приходила в областную думу, то прекрасно понимала, кого мне необходимо опросить и что потом сделать с этой информацией. Но мои коллеги, которые тоже находились там, меня совершенно не воспринимали: какая-то девочка пришла, что-то пишет. Не всегда удавалось задать нужные вопросы, просто потому что мне не оставляли возможности это сделать. Позже я к этому привыкла, думая, что это норма. Только во время работы в «Ленте.ру» поняла, что это нехорошо — нельзя так относиться к молодым людям. Тогда к нам пришёл главный редактор, которому было 23 года, мне на тот момент было 29 лет. Он оказался совершенно достойным должности: предприимчивым, хорошо знающим редакцию и понимающим профессию. У меня не возникло никакого сопротивления из-за его возраста. «Эйджизм» — не очень приятная вещь, в то время мне нужно было отстаивать своё мнение и границы. 

— Какие советы можете дать ребятам, которым предстоит впервые стажироваться в редакции?

— Во-первых, нужно учиться писать. Этому навыку учат не во всех высших учебных заведениях. В ЮГУ на журфаке упор делали на литературе, основах журналистики и этики. Но не рассказывали о том, как выражать свои мысли. Во-вторых, необходимо учиться общаться с людьми. Никогда не избегайте этого: ходите на мероприятия, заводите знакомства, берите интервью. Опыт социального взаимодействия для журналиста очень важен. Коммуникация с людьми подстёгивает и развивает социальный интеллект. Даже если вы или ваши коллеги не захотите в дальнейшем заниматься журналистикой, опыт коммуницирования поможет им в любой другой сфере. Также важно научиться разбираться в кодексе журналистской этики. Случаются противоречивые ситуации, в которых непросто разобраться даже коллегиально, здесь может помочь как раз обращение к этическому кодексу России или других стран. Правила поведения необходимо знать, чтобы в случае чего не подпортить репутацию себе и редакции. 

— В вашем профиле я прочитала пост о том, как пару лет назад вы ходили на собеседование в одно «маленькое, но гордое издание». Сначала вам отказали, но благодаря упорству в итоге вас взяли на работу в эту редакцию. Как не сдаться в начале пути и продолжить бороться? 

— Тогда у меня был некий соревновательный момент с самой собой. Я приложила все усилия, чтобы за отказом последовал положительный ответ. Сейчас бы я, наверное, подумала, что мы с этим изданием друг другу не подходим и нужно поискать другие варианты. В отказах нет ничего страшного. Но если вам вдруг хочется попасть в определённую редакцию, то тут важно себя презентовать и «продать». Не в коем случае не стоит стесняться: лучше дать дополнительную информацию, чем потом жалеть о несказанном. Старайтесь рассказать о себе по максимуму, чтобы заинтересовать потенциального руководителя.

— Какие сотрудники нужны в редакции?

— По большей части всё зависит от издания и от его политики. Важно, чтобы человек, претендующий на место в редакции, умел самостоятельно искать темы интересные для конкретного СМИ. Это очень важный навык, который позволит журналисту в будущем увеличить количество переходов на сайт. Умение писать тоже важно, но его, скорее можно отнести к второстепенному навыку. Когда вы впервые идёте в редакцию, вам обязательно предложат поискать пару-тройку тем для материалов. Обычно редактор в начале смотрит на тему, а затем уже на сам текст. На основе этого он может сделать вывод: подходите вы изданию или нет. 

— Насколько, на ваш взгляд, важна профессия журналист в настоящее время, и почему?

— Конечно, важна. Мы, журналисты, по сути, определяем и показываем картину мира для всех людей. Это важно. Даже если специалист этой области не занимается новостями, пишет что-то другое, например, материалы развлекательного формата. Порой современному человеку сложно осознать, где и в какое время он живёт, сложно ощутить себя частью исторического процесса, журналисты показывают картину настоящего, помогают разобраться в трудных ситуациях. Это непросто, но важно для нормальной жизни. 

— Как вы относитесь к современной журналистике? Есть ли у неё будущее?

— Я думаю, что истребить журналистику невозможно, так как всегда есть люди, готовые этим заниматься. Другое дело, что мы наблюдаем за изменением форматов и приоритетов. Нас, например, в университете учили, что «журналист должен быть объективен, показывать мнение разных экспертов, а сам оставаться в стороне и фиксировать происходящее». Это была тенденция последних лет тридцати. Сейчас люди хотят видеть на экране и в тексте человека. СМИ часто публикуют материалы о том, что скоро новости будут писать нейросети. Скорее всего, так и будет. А сама журналистика перейдёт в «русло мнений». 

— На ваш взгляд: журналистика — это про творческую работу или ремесло?

—В журналистике есть много элементов творчества, но, по сути, это ремесло, особенно если это новостная журналистика. Есть определённый формат, который роднит эту сферу с ремеслом. Это практически конвейерная работа: нужно писать каждый день большое количество текстов — в такие моменты нет времени на то, чтобы найти музу. Здесь практически нет пространства для художественного вымысла — всё должно быть чётко и ясно. Творческая составляющая присутствует лишь на стадии выбора темы. 

— Что значит быть успешным журналистом? 

— Можно было бы сказать, что успешный журналист — это какой-то супер известный человек. В наше время популярность — не признак успеха. На мой взгляд, успешный журналист — это тот, кто может оказывать влияние на умы людей. Это человек, который своими словами может приводить к какому-то действию на чей голос, довольно слышный, идут люди. Не обязательно, чтобы это был человек, постоянно мелькающий на телевидении или YouTube, он может быть довольно небольшим или известным в узких кругах. Тем не менее, когда читаешь и узнаешь его, внутри пробуждаются разные эмоции. 

Беседовала Татьяна Старостенкова