Александр Чусовитин: «Товарищи, да что же такое творится. Чусовитина оштрафовали за рок-н-ролл»
Александр Чусовитин — в прошлом ведущий радиостанций «Европа плюс Новосибисрк», «Юнитон» и «Радио 54» о работе на радио, нюансах профессии и современной обстановке на радиостанциях.
— Насколько я знаю, по образованию вы — режиссер досуговых мероприятий. Как вообще пришли на радио, в журналистику?
— Я был диск-жокеем. На тот момент диджей должен был уметь разговаривать в микрофон, а не только играть музыку. Мы общались людьми, знакомили с музыкальными новинками, анекдоты рассказывали.) Когда начали открываться музыкальные радиостанции, первая была «Европа плюс Новосибирск», им не хватало ведущих, потому что никто не обучал ведению на радио, это сейчас всяких курсов полным-полно, тогда этого не было и так получилось, что я пошел пробоваться. На радио была вакансия диктора. Я получил ее и просто озвучивал рекламные ролики. А редактор радиостанции узнал, что я работаю на дискотеке в клубе «Отдых», в тот момент это была самая лучшая дискотека в Новосибирске. Он пригласил меня поработать в эфире в роли радиоведущего, хотя я на самом деле не особо туда стремился. А потом, после того как я прошел путь линейного ведущего, мы организовали утреннее шоу с моим коллегой и другом Иваном Рудыком, он сейчас в Москве, тоже диджей. Называлось шоу «Подъем», а параллельно у наших соседей — радио «НТН», сейчас «Юнитон», открылось утреннее шоу «С той ноги». Впоследствии меня пригласили работать туда. Там первый раз я столкнулся с журналистикой. По крайней мере мы пробовали себя в качестве корреспондентов, брали диктофон и ходили по улицам города с моей коллегой по радио-шоу Оксаной Голота, делали интервью, задавали шуточные вопросы прохожим. А потом мы открыли вечернюю программу. И здесь всё сложилось уже по-другому, потому что мы сами были авторами этого шоу, у нас была команда корреспондентов, мы находили темы, придумывали рубрики, записывали интервью, находили специалистов, редактировали материал, отвечали за наполнение рубрик. Мне всему пришлось учиться на практике.
— Каким был ваш первый опыт в эфире? Может, сложности какие-то были?
— Сложности? Да. Потому что микрофон был какой-то непрофессиональный, в него нужно было говорить под определенным углом и на определенном расстоянии, если начнешь головой мотать, то тебя уже не услышат. Сидел на табуретке, я помню. Первые эфиры были с аудио-кассет, музыка и реклама, представьте реклама с кассет) пока ролик играет, надо следующий скорее зарядить. Неудобства были в основном технические, в микрофон я умел говорить, не боялся, другой момент — что говорить, но это приходит с опытом.
— Какой самый запоминающийся случай в работе? Возможно собеседник.
— Представляете, сколько я работаю, это же нужно вспомнить всё… Интересно, что я, работая в утреннем эфире, ни разу не проспал. Лишь один раз и то специально. Мы это сыграли, на первое апреля, кажется. Оксана выходила в эфир, говорила: «А вот моего соведущего почему-то нет. Сейчас я буду ему звонить». И звонила прям в эфире мне. А я в соседней комнате изображал, что проспал. Не знаю, интересно это или нет. А собеседник… Ну со звездами, когда я общался по телефону, это все интересные собеседники. Армен Борисович Джигарханян – потрясающий человек был. Один раз я брал интервью у него, потом снова как-то через некоторое время позвонил и набрал номер администратора театра. Я говорю: «Здравствуйте, Армена Борисовича я могу услышать. Он говорит: «А это я. Ага! Испугались!? Да ладно, сейчас в театре никого нет, я трубку взял». Также Леонид Ярмольник, мы с ним накануне Нового года говорили, и я вопрос задал про ёлки. Он говорит: «Вот какие оригиналы в Новосибирске. Под Новый год разговаривать про ёлки». Жанна Фриске запомнилась, она давала мне интервью, а у нас же разница во времени с Москвой, только в конце разговора выяснилось, что я ее разбудил. Она после гастролей вернулась и мне слова даже не сказала поперек, ответила на все вопросы. Это говорит о многом. Басков запомнился. Мы звонили ему накануне 8 марта. И он спел прямо в телефонную трубку для женщин Новосибирска, мне даже за это интервью, премию выписали. Светлана Афанасьевна Светличная. Мы с ней целый час про парфюм разговаривали. А курьезные случаи… Да они у всех, мне кажется были. У нас на «Юнитоне» был определенный музыкальный формат, где почему-то нельзя было ставить рок-н-ролл, а я взял и поставил рок-н-ролл в конце эфира, попрощался и включил Элвиса Пресли, за что меня оштрафовали. Кто-то из сочувствующих коллег написал плакат: «Товарищи, да что же такое творится. Чусовитина оштрафовали за рок-н-ролл»!
— У вас был дуэт с Алексеем Куприянцевым. Он остался работать на радио, а вы почему решили уйти?
— Да, «Команда Стерео». Но наша программа завершила свой путь. Мы вели её с 2006 по 2014 год, и мы там уже всё рассказали. На какое-то время мы расстались с «Юнитоном», а потом Алексей пришел к директору «Юнитона» и предложил свои услуги в качестве ведущего авторской программы о танцевальной музыке. Позже мы вместе с ним работали на «Радио 54». И вместе уволились, но он параллельно всегда работал и работает на «Юнитоне».
— С «Радио 54» почему вы захотели уйти?
— Скажем так, сложные производственные отношения.
— Каковы особенности этики у радиоведущих?
— Да, кстати, многому вас не учат, но этикет в разговоре — это очень важная штука. Надо уважительно относиться к собеседнику, многие сейчас забывают про это. Естественно на «Вы», с улыбкой, если собеседник рядом с вами, то максимально быть заинтересованным в том, что он говорит, даже если вам это неинтересно.
— Что делать при курьёзных ситуациях в эфире?
— Порой надо выкручиваться, научиться импровизировать. Это сложно. Советую заранее иметь какие-то заготовки, которые можно будет применить, если что. Это зависит от ситуации. Не знаю, ну, например, вам нужно потянуть время — задайте какой-нибудь вопрос не по теме, но на который человек будет отвечать долго, чтобы вы могли что-то сделать в этот момент. Допустим поговорите про его знак зодиака, и влияет ли он на судьбу и так далее. Человек стал ругаться матом в эфире или оборвался звонок, на каждую ситуацию своя заготовка.
— Есть ли у вас кумиры среди радиоведущих?
— Да, Дмитрий Нагиев. Просто многие забыли, что он начинал как раз с радиостанции. Радио «Модерн». В свое время нам из Питера привозили кассеты с записями радио «Модерн» как раз с его эфирами. Он очень крутой радиоведущий! И еще один человек, Саша Пряников. На «Русском радио» было шоу «Русские пряники». Эти люди настоящие профи! Их стиль ведения мне ближе всего.
— Линейный ведущий, ведущий хит-парада, ведущий своей авторской программы , утреннее и вечернее шоу, вы прошли столько этапов, как быстро к вам пришел успех?
— Успех? Я почему-то никогда не относился к этому, как к какому-то успеху. В то время было три радиостанции. Естественно, людей, которые там работали, знали и узнавали все. Наши лица были на автобусных остановках, плакатах, маршрутках, календарях, кружках. Чего только не было. Но я прекрасно понимал, что сегодня это есть, а завтра этого нет.
— Если говорить о популярности радиостанции, то «Юнитон» всегда где-то посредине?
— На определенном моменте это была самая популярная радиостанция в Новосибирске. Она была именно народной, нашей. Ее обожали. И обожали нас как людей, которые работают на этой радиостанции. В какой-то момент было два главных массовых праздника — день города Новосибирска и день рождения радио «Юнитон».
— Какие, на ваш взгляд, должны быть черты у хорошего радиоведущего?
— Я не определяю «хороший» или «плохой» радиоведущий. Он мне либо интересен, либо неинтересен. Для каждого это индивидуально. Кому-то нравится слушать про историю кораблестроения, а мне вот про кино, музыку. Вот есть такое понятие, как «харизма», от природы. Это должен быть какой-то нестандартный человек, не неглупый, с хорошим чувством юмора, без него вообще нечего делать на радио в плане ведения программы. Плюс какие-то актерские наработки, ну и важно, конечно, обладать красивым голосом. Сейчас с этим проблема.
— Много ли времени отнимает работа?
— Ты этим живешь от и до. Провел эфир и уже думаешь, что будет завтра, готовишься к следующему дню. И это такой вот круговорот. Если говорить про «Юнитон», у нас была большая дружная радио — семья, мы встречались постоянно вне работы, устраивали праздники. Это все чувствовалось в эфире, люди любили нас. Мы приходили к кому-то в гости, а в этом доме ты уже как будто бы свой, будто вырос в этой семье. Вот так нас принимали.
— Какие навыки вы приобрели за столько лет работы на радио?
— Общение, в первую очередь, в нашем мире очень важно уметь общаться с разными людьми и в разных ситуациях.
— Сейчас вы работаете в школе?
— Да, я педагог-организатор. Я веду театральную студию, провожу и организую общешкольные мероприятия. Сейчас готовим первый спектакль.
— Было желание вернуться?
— На радио? Нет. Хотя были предложения. Наверное, я достиг какого-то потолка в Новосибирске и делать, что уже делал, мне не хочется. А что-то новое не получается здесь. В этом никто не виноват. К сожалению, нет такой радиостанции в нашем городе, которая бы соответствовала тому формату, который мне нравится. А ехать в столицу… Когда была возможность и были предложения поехать, я не поехал. Говорят же, что лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Ну вот я не сделал, наверное, сожалею. Сейчас я собираюсь делать радио в нашей школе, будет своя радиостанция.
— Можно ли столкнуться со стрессом, работая на радио?
— Ну, если вы допустим работаете утром, а по натуре не жаворонок, то это тяжело. Я просто работал в утреннем шоу 8 лет. Вставать в 5 утра тяжело. Постоянно спать хочется, нервничаешь. Но стресс всегда можно заглушить в компании друзей. А если серьёзно, когда ты любишь дело, если люди, которые с тобой работают тебе приятны, ты чувствуешь себя на своём месте, тебя уважают, и понимают с полуслова, то всё супер и никакие стрессы не страшны.
— Что бы вы хотели пожелать начинающим радиоведущим?
— Занимайтесь этим делом только в том случае, если вам это просто по кайфу, не ожидая золотых гор, популярности, просто если очень хочется. Когда мы начинали работать на радио, мы не думали про деньги и славу, нам просто это было классно, прикольно. Сейчас другие времена, другое количество радиостанций, другие возможности. Поэтому нужно хорошенько подумать, прежде чем идти в эту профессию. А если выбрали этот путь, набирайтесь опыта, не стойте на месте! Читайте хорошие книги, смотрите интересные фильмы, слушайте разную музыку. Чем больше будете знать, тем лучше. Это всё помогает в работе и ведущего и журналиста.
Беседовала Валерия Иващенко