Александр Макаренков: «Каждый ли человек может стать врачом, художником, Эйнштейном, Эйзенштейном, Маршалом Рокоссовским?.. Так и в этой профессии»
Александр Олегович Макаренков работал художником, преподавателем рисунка, журналистом, художником, редактором в различных издательствах. Он участвовал во многих международных художественных выставках, а его работы хранятся в галереях нескольких стран: Великобритании, Германии, Казахстана, Канады и других. Александр Макаренков — автор многих книг, среди которых книга публицистики «Срезы времени» (2014 г.), за которую он получил диплом «Лучшая книга-2015 года» («Buch des Jahres» 2015 г.) Германского Международного литературного конкурса русскоязычных авторов (Берлин-Франкфурт); лауреат премии Союза журналистов России за серию материалов о Великой Отечественной войне; бард и поэт. В конце концов, Александр Олегович очень душевный и искренний человек.
— Вы очень многогранный человек: замечательный художник, писатель, поэт, автор-исполнитель песен. Как Вы пришли к журналистской деятельности?
— Журналистика — немного случайность, но, вероятно, один из векторов судьбы. Когда вышла моя первая книга стихотворений и прозы, я был приглашен в ежедневную и еженедельную газеты. Сомнения терзали нещадно. В это время я делал иллюстрации к собранию сочинений Бориса Васильева, автора всемирно известной повести «А зори здесь тихие…», но что-то писал по просьбе газетчиков, порой в одну, порой в другую газеты. Борис Львович, узнав о предложении попробовать себя в журналистике, улыбнулся и резюмировал: «Саша, ты маешься прозой подолгу, а вот твой любимый Маркес начинал с газетчиков». И всё. Я окунулся в профессию не понарошку.
— Нужно ли иметь соответствующее образование, чтобы быть хорошим журналистом?
— Чтобы быть хорошим журналистом, необходимо им быть. В любой профессии есть люди с дипломами, но далеко отстоящие от навыков и умений. Диплом — это всего лишь бумага, а то, что ты делаешь — плод труда твоего, честного и бескомпромиссного. Не зазорно учиться профессии у коллег. Даже наоборот, важно. И, опять же, нужно помнить, что однажды сказал Александр Галич (возможно цитата неточная, но смысл таков): «Бойся того, кто знает, как надо и куда идти».
— Есть ли связь между журналистикой, музыкой и изобразительным творчеством? Помогает ли искусство создавать хорошие тексты?
— Во все времена искусство помогало создавать журналистские материалы. Вспомните Гиляровского и его главный труд «Москва и москвичи» и всё сразу встанет на свои места. Если человек занимается телевидением, то в нём «картинка» может быть прекрасным подспорьем и заменой некоторых мыслей, а вот в газете и журнале всё иначе. Однажды кто-то из тележурналистов спросил, к какому «цеху» я отношусь. Узнав, что к газетному, назвал газетчиков «элитой с большой буквы». Это не так просто, как кажется, но интересно до умопомрачения! Я имею в виду профессию газетчика…
— Журналистика — это всё-таки призвание? Каждый ли человек способен стать журналистом?
— Каждый ли человек может стать врачом, художником, Эйнштейном, Эйзенштейном, Маршалом Рокоссовским?.. Так и в этой профессии. Она подразумевает не работу, а служение. Настоящая журналистика требует круглосуточного труда без выходных и отпусков. Каждый ли сможет так пахать?
— В чём смысл журналистики? Для чего она нужна современному обществу?
— Смысл? Во-первых, есть носители информации. Информационное поле сегодня сумасшедшее, гигантское! Разгрести «авгиевы конюшни» и найти в них «жемчужины» — это совершенно не просто. А уж проанализировать, не поддаться сиюминутной эмоции и не покривить душой может не каждый. Кроме информативности, журналистика учит мыслить, выстраивать логические цепочки размышлений и умозаключений, при этом какую долю ответственности взваливает профессия на плечи автора!.. А человек берет газетку или журнал и читает. Он не задумывается над «кухней», в которой «приготовлено» то или иное «блюдо». Он его потребляет. И словами можно отравить, можно убить, а можно и приподнять над суетой и заставить пойти, к примеру, на какую-то встречу или выставочный зал…
— Какие СМИ вы обычно читаете?
— Мы живём в пору глобальной цифровизации новости… Когда я куда-то приезжаю, то просматриваю местную прессу. Интересно же, что происходит. В последнее время больше интересуюсь новостями о культуре из любых источников.
— Как выглядит «портрет» идеального журналиста, по-вашему мнению?
— Идеальных не бывает. У всех есть «ахиллесовы пяты»… Но всегда раздражителем для меня было интервью, к примеру, по телефону или, как теперь бывает, по видеосвязи. Мне важно чувствовать собеседника, ощущать его дыхание, взгляд, жесты и мимику. То есть, те вещи, которые не передать по видео, а уж тем более по телефону. Но времена меняются, и путешествие из Петербурга в Москву занимает гораздо меньше времени, нежели во времена Радищева и Пушкина. По моим ощущениям, журналист должен помнить об ответственности за каждое слово (печатное или звучащее) и обязательно блюсти главный постулат: «Для нас важнейшим является Его Величество Русский Язык».
Беседовала Милена Яблокова