Александр Ощепков: «Когда ты смотришь на оторванную руку через камеру, а потом своими глазами — это две разные вещи»
Александр Ощепков, фотокорреспондент НГС, победитель регионального конкурса «Сибирь.ПРО» 2021-го года в номинации «ПРОдвижение территорий».
— Расскажи, как ты пришел в сферу фотожурналистики?
— Так как я потомственный фотограф, я, грубо говоря, с рождения с камерой. Камеры были моими игрушками, потом я начал снимать, сначала для себя, потом — разные небольшие мероприятия. Параллельно я работал в сфере эксплуатации интернета. В какой-то момент я очень сильно устал лазить по чердакам, полным голубиного помета, и понял, что надо кардинально менять сферу деятельности. Кроме того, что лазить по чердакам и чинить интернет, я умел только нажимать кнопку затвора, поэтому подумал: «Почему бы не пойти чего-нибудь не поснимать?». Сначала я устроился работать в фото на документы, но мне не особо понравилось, потому что работа была монотонно-рутинная, безумно скучная, а я с самых малых лет не могу сидеть на месте, мне надо постоянно двигаться, иначе начинаю загнивать. А потом на сайте (не помню, на каком) я увидел вакансию в НГС новостях: «Требуется фотограф»; подал резюме, некое портфолио из съемок, которое я делал — мне позвонили и сказали: «Приходи работать». Вот как-то так и получилось.
— Насколько фотожурналистика — творческая специальность?
— Пожалуй, фотожурналистика — это в первую очередь фиксация момента. И только потом, когда необходимый объем картинки набран, когда мероприятие ты отснял, можно уже начинать думать про творчество. Но это если мы говорим про какие-то официальные мероприятия, например, День города, 9 мая и так далее. Бывают съемки вполне себе творческие — какое-нибудь производство, например, литье колоколов: тут все зависит от картинки. Как ты подашь, таким и будет материал. Проще говоря, когда нет задачи снять всё, тогда ты можешь заняться творчеством.
— Какие ты можешь выделить нестандартные качества для того, чтобы быть хорошим фотокорреспондентом?
— Не будем брать умение снимать — оно наживное. Первое качество — это усидчивость. Надо уметь много ждать. Наблюдать очень долго за одним и тем же. Нужный тебе кадр может появиться не сегодня, а завтра, или послезавтра. Не будем далеко ходить за примером — рождение белых медвежат в зоопарке. Их появления я ждал четыре дня: с утра приходишь в зоопарк, вечером уходишь. Ждешь, пока они вылезут.
Второе — очень часто перед тобой оказывается то, чего не хочешь видеть в реальной жизни: трупы, морг, какая-нибудь жесть. Важно не пропускать это через себя, уметь абстрагироваться от ситуации, понимать, что ты здесь сторонний, но включенный в контекст ситуации наблюдатель. Камера защищает — через видоискатель мир немножко другой. Когда ты смотришь на оторванную руку через камеру, а потом своими глазами — это две разные вещи.
Третье — умение видеть картинками. Это с опытом приходит. Идешь по улице, ветер дует, стоишь, закуриваешь, — а там какая-нибудь картинка, и ты понимаешь: если бы сейчас в руках была камера, ты бы снял.
Четвертое вытекает из третьего — камера всегда с собой. Может произойти все, что угодно: ты сидишь с друзьями на гулянке, а в это время взрывается АЗС, и ты бросаешь вообще все, несешься туда с огромной скоростью, не тратя время на то, чтобы заезжать домой за камерой. К счастью, такое очень редко происходит. Ну и плюс чуткий сон, включенные уведомления на телефоне.
Пятое — надо уметь лезть туда, куда другие не полезут, потому что там наверняка будет самое красивое. Надо быть немножко нагленьким, лезть и прорываться.
Шестое — умение общаться с человеком. Разговорить его, послушать, выстроить диалог, добиться от него того, что тебе нужно.
— А насколько фотокорреспонденту вообще приходится плотно взаимодействовать с людьми?
— Если мы говорим про модель, то есть подготовленного героя (например, какой-нибудь социальной истории), то этот человек уже знает, что его будут снимать, он готов — словом, там все окей. Чаще всего приходится договариваться: вот приехал ты снимать коттеджный поселок — тебе надо договориться с охраной. Приехал на пожар — там оцепление, полиция — тебе надо и с ними договориться. Нужно общаться с людьми на одном языке. Если при тебе матерятся — матерись тоже. Человек начинает тебя лучше понимать. Главное — ему понравиться.
— У тебя был материал, где ты наблюдал, как судебные приставы конфискуют у должника машину — что ты тогда чувствовал?
— Я там чувствовал холод, но это ерунда. На самом деле я закрываюсь камерой, и мне нормально. Появился мужик, я его в лоб не снимал, не щелкал камерой, аккуратно поснимал. Мне больше интересно, что пристав чувствовал *смеется*.
Это с опытом приходит. Ты видишь, в какую ситуацию тебе стоит лезть, а в какую тебе не стоит лезть. Кого можно снимать в наглую, в лицо залазить камерой, а кого стоит снимать из-за угла, чтобы не видел.
— А что делать, если такой человек тебя заметит?
— Разговаривать. Чаще всего это в судах происходит. Адвокаты подсудимых недовольны, что приходят люди с камерой, начинают снимать их лица, они закрываются. Ты говоришь: «Ну вот сейчас что судья скажет, то мы и будем делать. Ходатайство-то подано, мы люди подневольные», и все в таком духе. А если мы говорим про простого человека с улицы — надо уметь вступать в контакт. Улыбнуться. Часто девушки говорят: «Я не фотогеничная, не надо меня снимать», — а ты отвечаешь: «Мне каждый день такое говорят по 10 раз, поверьте, вы далеко не худшая модель», — и они просто таят.
Если человек идет на конкретную агрессию, то делать этого в ответ не стоит. Надо уметь так общаться, чтобы тебя все любили. Уметь прийти к человеку с добром и донести до него, что ты ничего плохого про него не сделаешь, не снимешь, не напишешь. Просто договорись.
— В каком состоянии, как тебе кажется, находится фотожурналистика в России?
— У нас гигантское количество талантливых фотографов. К сожалению, все чаще они уходят из журналистики в коммерцию, потому что сфера в целом находится в стагнации. Помню, у нас был замечательный конкурс «Best of Russia»: я приходил, смотрел — шикарные картинки, больше половины из которых сняты или действующими, или бывшими фотокорреспондентами. Люди, которые это снимают, вырастают из новостей, потому что новостная журналистика — это умение снять все. От хоккея до переполненной помойки, различной социалки, трупов. Это умение снять натурально все. В России фотографы от Бога, и я думаю, так будет продолжаться.
— Что можешь выделить такого, что тебе не нравится в журналистике?
— СМИ зажаты, огромное количество ограничений, рамок, и с каждым днем их всё больше и больше. Слишком многое стало нельзя.
— Кем бы ты был, если бы не журналистом?
— Вот недавно об этом задумывался. Честно — не могу сказать. Я до такой степени привык быть в центре событий, с камерой наперевес, что я себя в чем-то другом не представляю. В какой-то момент я понял, что жизнь я свою поменял кардинально не просто так, и ничего плохого из этого не вышло.
Беседовал Сергей Бобкин