Александр Шпак: «Журналисты, которые стремятся к максимальной информативности, они негодяи, и из-за них умирают бабушки от скуки»

Александр Шпак — корреспондент ОТС, рассказал о своей мечте стать журналистом, работе на телевидение, и каким должен быть корреспондент.

– Почему ты выбрал журналистику?

– Журналистика — это четвертая власть, и поэтому мне захотелось стать журналистом. Меня тянуло всегда к этому. Вообще изначально я собирался стать артистом, но так вышло что у меня не срослось, в вуз театральный не взяли, и я пошел по этой степи, но я не сразу пришел, занимался «многими «дебильными» делами, по типу продажи сладкой ваты интернета и т. д. В общем работой, связанной с людьми. Благодаря этому опыту мне было довольно легко освоится в этой профессии. Но начинал я скучно, очень скучно.

– Ты же раньше работал в «Сиб.фм»? Почему ушел?

– Я работал в «Сиб.фм». Это самый ужасный опыт в моей жизни, но также это был и важный этап. Интернет-журналы — это болото для меня. 

– Ужасный, потому что скучный?

– Люди сходят с ума, когда сидят в офисе и занимаются по факту рерайтом новостей, это был замкнутый круг. Если ты будешь делать большие материалы, ты будешь меньше получать, но, если ты сидишь на потоке новостей, тебе капают деньги. Есть определенный термин «бомба». Если отпустить столько-то там просмотров, то тебе упадет денюжка, поэтому легче сделать много маленьких новостей, чем один большой адекватный материал. Это приводит к стагнации, грусти, печали, и сидению в офисе. Я говорю это не для того, чтобы поругать «Сиб.фм», просто рассказываю, что мне было неинтересно работать. Но я очень хотел в профессию, и этот этап пережил и потом пришел на ОТС уже будучи опытным. Такие журнальчики и нужны, чтобы пришел, поплакал, посидел на стульчике несколько месяцев, пописал несколько месяцев и улучшил свой навык.

–  Как ты попал на ОТС?

–  Пришел, прошел через проходную, сделал вид, что я там работаю чтобы никто не заподозрил чужое лицо, дошел до кабинета директора и сказал, что хочу работать. Точнее это был не кабинет директора, а кабинет главной из рекламного отдела, она тут же позвонила директору и сказала: «К вам тут Шпак пришел, хочет тут работать», а главный редактор ответил «А, ну, хорошо, пусть завтра приходит». Так я попал на свое первое собеседование, где сделал первую подчитку, у меня получилось очень хорошо. На следующий день мне сказали: «Ну все, ты едешь на съемку». Я был в шоке. Обычно, когда корреспонденты собираются работать, их отправляют с кем-то на съемку, чтобы они посмотрели, как работают профессионалы, попробовали написать в эфир сюжет, и только потом их отправляют. Но у меня была обратная ситуация.

– Есть ли такие темы, за которые ты не берешься?

– Нет такой темы, за которую я бы не взялся. Но, конечно же, я бы ни за что в жизни не взялся за делать заказной сюжет для горсовета, например, и расхваливать их, говорить какие они молодцы, сделали лавочки для пенсионеров. Это абсолютно дегенеративная ерунда, которую иногда приходится снимать, но поскольку нашей компании заплатили, корреспонденту приходится работать. А так мне без разницы на какую тему снимать. Мы выезжаем, работаем. Бедная бабушка столкнулась с несправедливостью всего мира, у нее течет крыша, «управляшка» ничего не хочет делать, проблемы с дорогами и так далее, а у нас таких проблем много. То есть мы снимаем про все, во всем есть что-то интересное по крайней мере для меня. Везде можно что-то найти или придумать какой-то экшн.

–  Есть ли у тебя любимый сюжет? Который ты можешь выделить лично для себя

– У меня есть сюжеты, которые мне не нравится, но нравятся моим друзьям-коллегам, мы смотрим и обсуждаем сюжеты друг друга и подмечаем какие-то ошибки. Что-то, например, мне очень нравится, но там много ошибок каких-то или неправильно сделанных вещей, есть которые нравятся кому-то, а мне не очень. Но, например, есть сюжеты, с которых я дико ору. Однажды я придумал такую тему, возле дома моего друга на Титова живут гигантские черные тараканы. Когда наступает лето, жирные чудовища выходят из подвалов. И мы подумали, что снимем страшилку. Что вот откуда ни возьмись вылезли полчища черных тараканов. Такие черные таракашки жили раньше, но потом к нам завезли маленьких таракашек, и они выселили черных. И те стали жить в дикой природе или канализационных трубах, и к человеку они не поднимаются. На самом деле не так-то много мест, где можно их встретить, они даже внесены в красную книгу как вид склонный к вымиранию. И вот они у нас живут, и встретить их можно на Титова. Летом, ночью они выползают, и их так много, что ты идешь и слышишь, как они хрустят под ногами. Картина страшная, и мы сделали про это сюжет. Я на стендапе бежал в перчатках говорил: «Щас поймаем этих тараканов и унесем на исследование». Крупным планом кучка тараканов, я хватаю в перчатке тараканов, перекладываю в баночку. И это просто ужасно, а я еще боюсь тараканов, мне было очень страшно. На интершуме не было слышно, что я там дико визжу и ругаюсь, но было весело.

– Можешь немного рассказать о редакционной политике на ОТС?

– Скажем так: если ты возьмешь человека оппозиционных взглядов он скажет «там кошмар», цензура, и все такое. Как по мне, это не так: самые свободные СМИ с точки зрения творчества и возможности для журналиста – это правительственные. Я работаю в правительственном канале и какой-то жесткой цензуры там нету. Мои тексты почти никак не правят, буквально пару слов исправят и хорошо. Если мы правительственный канал, наш учредитель — это губернатор и правительство, то, очевидно, что мы не можем ругать правительственные структуры. Допустим, ты приходишь работать на правительственный канал и начинаешь плохо говорить про своего начальника. Ты там долго не проработаешь. А так жёсткого, про что нельзя снимать, у нас нет.

– Какими качествами должен обладать телевизионный корреспондент?

–  Я думаю, должен быть талант рассказчика обязательно. Как по мне то, что «в информационной журналистике главное информативность» это полная ерунда. Журналисты, которые стремятся к максимальной информативности, они негодяи, и из-за них умирают бабушки от скуки. Он должен обладать некоторой неординарностью мышления, чтобы неинтересную ерунду сделать интересной. Придумать даже какую-то постановочную вещь, игровые стапы. Какой-то интерактив нужно всегда придумывать, заранее немножко продумывать, на месте сориентироваться это главные качества. Потому что писать более-менее сносно умеет каждый человек, который владеет русским языком. Много людей без образования там работают, в том числе и я. 

– А где учился?

–  В НГПУ. По образованию я преподаватель литературы и русского языка и не доучился полгода, потому что меня отчислили, совсем недавно. 

– Почему отчислили?

–  Это не секрет, я просто не справился. Если с литературоведением у меня все прекрасно, я люблю литературу и книжечки. То, что касается русского языка и лингвистических аспектов его изучения, это совершенно не мое. Еще со школьных времен я забивал на правила, которые все учили, как-то сдал ЕГЭ, не знаю, как поступил и проучился четыре года. 

– Важно ли журналистское образование?

– Нет, в нем нет никакой необходимости. Более того, люди, которые получают журналистское образование, они либо не работают по специальности, либо ни черта не умеют, и приходится их переучивать. Это все, конечно, зависит от преподавания. Вообще очень важен твой интеллект, то есть способность быстро оценивать ситуацию, давать на нее ответ, способность складывать интересные факты в историю, находить где-то маленькую драматургию. Очень важно, чтобы у тебя был общекультурный багаж, чтобы ты не думал, что Анну Каренину написал Пушкин.

–  Что было страшным на пути становления журналистом?

–  Наверное страх, я боялся, что не получится. Мне казалось, что журналисты — это какие-то полубоги, когда я пришел в редакцию оказалось, что это обычные люди. И журналистика — это не сложно, правда не сложно. А стать великим журналистом, о чем я мечтаю конечно это очень сложно. А вот просто журналистом может стать и талантливый дворник, который метет двор и книжки читает. Он может бросить метелку, хлопнуть дверью, прийти и сказать: «Я хочу работать журналистом».

–  Какой совет можешь дать начинающим журналистам?

–  Забывайте про информативность. Люди смотрят новости не для того, чтобы знать, что происходит, а для того, чтобы ощущать себя осведомленными. С информированием справится прекрасно любая спецслужба. МЧС отправит сообщение на телефон, и этого будет достаточно, Телевизионная журналистика нужна для развлечения людей. Не бывает объективной журналистики, потому что всегда есть редакция и редакционная политика, всегда нужно понимать кому принадлежит издание. Когда ты смотришь, кому принадлежит издание, ты понимаешь какая у него повестка, какие у него интересы. Поэтому не нужно приходить в розовых очках и пытаться навязывать журналистике свои правила. В журналистике есть свои правила, которыми она живет и будет продолжать жить дальше. 

Беседовала Варвара Фролкина