Александра Бруня: «Для меня всегда журналист был человеком, который может попробовать всё в этом мире»

Александра Бруня закончила факультет журналистики НГУ с красным дипломом. Сейчас она корреспондент НГС, пишет новости, большие материалы, снимает видео-проекты. 

— Почему вы пришли в журналистику, кем был для вас журналист в начале обучения и кем является сейчас? 

— На самом деле быть журналистом я хотела со школы. Где-то в старших классах меня заинтересовала эта профессия. Мы выпускали различные стенгазеты, я много писала, очень любила читать, в том числе прессу. Для меня всегда журналист был человеком, который может попробовать все в этом мире, любую профессию, который имеет больший доступ к информации, чем обычный человек. Меня привлекало то, что ты можешь испытать себя в самых разных направлениях, побывать там, где обычный человек побывать не может, поговорить с теми людьми, с которыми другие люди, скорее всего, никогда в жизни не поговорят. Я думаю, что привлекательность профессии, как была в начале обучения, так и осталась сейчас. 

— Какого человека, по-вашему, можно считать хорошим журналистом? 

— Я думаю, что хорошим журналистом можно считать человека, который достойно выполняет свою работу, то есть служит обществу, помогает ему. 

— А что вы имеете в виду под достойным выполнением работы? Можете привести примеры, без личностей, действий условно хорошего журналиста? 

— Под достойным выполнением работы я имею в виду следование законам и главному принципу журналистики о том, что в любой конфликтной ситуации нужно давать возможность высказаться всем. Например, произошла драка водителей: первый обвиняет второго, второй обвиняет первого. Достойное выполнением работы – это поговорить с двумя сторонами и сделать качественный материал. 

— Разбились ли со временем «розовые очки» насчет профессии? 

— У меня не было каких-то особых «розовых очков». Скорее, у меня были эфемерные представления о том, как скоро я добьюсь определенного уровня в профессии, как быстро я наберу скиллы. Я думала, что получится все и сразу, но жизнь все расставила на свои места, показав мне то, что нужно очень много работать, стараться, учиться, чтобы чего-то добиться, хоть это, возможно, и звучит банально. Только так ты сможешь писать те материалы, снимать те ролики, те фильмы, за которые тебе не будет стыдно, которыми ты будешь гордиться. Есть некоторые нюансы, конечно. Например, когда я только пришла на работу, я думала, что все должны исполнять закон о СМИ, что я смогу быстро получать комментарии и так далее, но потом оказалось, что все немножко иначе. Многие люди, например, пресс-секретари некоторых ведомств, с которыми приходится работать, стараются трактовать закон в свою сторону и не всегда исполняют его так, как положено. 

— Можете рассказать о каком-то конкретном случае (так же без называния имен и организаций), каким образом люди трактуют закон в свою сторону? Как они нарушают закон о СМИ? 

— Тысячи примеров, когда пресс-секретарь требует запрос от редакции на бланке с подписью главного редактора, только в установленной форме и со всеми печатями. По закону о СМИ журналист имеет право запрашивать информацию устно, это прям прописано в законе. Многие пресс-секретари стараются забывать этот важный момент, до конца давят, чтобы только так и никак иначе. Все, конечно, зависит от ситуации, как действовать с такими людьми, но в любом случае это всегда неприятные ситуации. Во многом таким примеры встречаются в государственных структурах: министерствах администрациях районов, не буду называть, каких именно.

— Как вы думаете, есть ли в журналистике место творчеству? 

— Я думаю, что да. Однозначно да, но не во всех жанрах. В каких-то новостных заметках, конечно, творчества мало. Ты просто максимально сухо описываешь факты, приводишь комментарии ответственных лиц и, собственно говоря, вот она, публикация готова. Но любые другие жанры дают больше простора для творчества. Например, интервью. Кажется, это просто вопрос-ответ, но на самом деле здесь очень много возможностей, потому что какой вопрос ты задашь, такой ответ и получишь. Нужно понимать, что очень важно задать правильный вектор, чтобы получить нужный результат. 

— Сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием? Если да, то как вы с ним справлялись? 

— Да, сталкивалась. Бывали моменты, когда казалось, что ничего не получается, ничего не складывается, темы не те, тексты получаются какие-то странные. Мне кажется, у любого человека бывают взлеты и падения. Но думаю, что если ты сам себя загнал объемом работы, то ты просто устаешь и всё. Особенно в нашей работе очень много слез, горя, приходится много описывать, много выслушивать. Ты не можешь не реагировать на происходящее, это очень выматывает. Самое страшное, что это может привести к внутренней апатии, потому что твоя психика защищается и в конечном итоге тебе может стать всё равно, ты перестанешь переживать, это очень опасное состояние. Я всегда справлялась с этим сама с помощью отпуска, переключения на другой жанр и другие темы. Вдохновение я всегда искала в семье, в занятиях спортом, в новых занятиях. Вообще нового всегда встряхивает. 

— Вы говорите, что в нашей работе много слез и горя. Расскажите, какие случаи в работе сильно потрясли вас? Что вы потом чувствовали? 

— Вот буквально полгода назад, может, чуть больше, была ситуация, когда мужчина попал в ДТП, он погиб. Я узнала, кто это, сколько ему лет и все остальное через свои источники информации. Важно понимать, что фамилию и имя я не указывала в публикации, эта информация была не нужна. После публикации материала раздается звонок в редакцию. Звонит девушка, плачет в трубку, сообщает о том, что она прочитала мою новость и говорит «Можно поговорить с такой-то такой-то?», я взяла трубку. Девушка плакала, говорила, что она не может с ночи дозвониться до своего парня, ГИБДД никакой информации не дает. Она говорит мне имя и фамилию человека и спрашивает, не знаю ли я, погиб ли он, та или это машина или, может быть, она зря переживает. 

— Я правильно понимаю, что погибший был парнем той девушки? 

— Да, вы правильно понимаете. 

— Невозможно привыкнуть к тому, что гибнут дети: гибнут в пожарах, гибнут в ДТП, гибнут от насилия, от халатности, в несчастных случаях. К этому в работе вообще привыкнуть невозможно. Это мое мироощущение, может быть, кто-то и легче к этому относится, но это всегда очень сильно бьет по тебе. 

—По вашему опыту, были ли случаи в вашем окружении, когда журналист из-за внутренней апатии терял интерес к окружающему и в итоге, до конца не восстановившись, уходил из профессии? 

— Уходящие из профессии люди были и во время моей работы в НГС, и в других редакциях. Кто-то по каким-то другим причинам уходил, но были и те, которым уже было слишком тяжело работать журналистом. Такая причина тоже называлась некоторыми моими коллегами. 

— В каком состоянии, по вашему мнению, находится сейчас журналистика в России? Ваш прогноз: что будет с профессией дальше? 

— Я скажу, что, наверное, мы переживаем не самые лучшие времена для работы журналистом, но, по моему ощущению, трудности были всегда: какие-то препятствие, ограничение свободы слова. Да, сейчас ощущается, что происходит своеобразное закручивание гаек, вводятся дополнительные ограничения со стороны государства, со стороны Роскомнадзора, но мне кажется, что это было вполне ожидаемо. История показывает нам, что журналистика была, есть и будет. В России она была при разных условиях: и при жесткой цензуре, и с гонениями, и с прочими делами. Даже в те времена наша профессия все равно развивалась, журналисты помогали людям, поднимали острые проблемы, не переставали задавать вопросы власти. Мы однозначно будем продолжать помогать людям, но в других условиях. Придется использовать в каких-то случаях различные художественные приемы, так называемый эзопов язык. Я думаю, что все будет хорошо. Я вообще в принципе очень позитивный человек, старающийся не унывать. 

— Что вам не нравится в журналистике? 

— Мне не то, что не нравится что-то в журналистике, мне иногда не нравятся некоторые моменты в публикациях коллег. Например, когда представлена только одна сторона конфликта и даже не написано, что журналист пытался связаться со второй, а ему в грубой форме сказали «нет». «Нет» — это тоже комментарий и ответ. «Не буду давать комментарий» — это тоже значительная работа, выполненная журналистом. Ты не можешь заставить человека говорить, но ты можешь попытаться получить от него хотя бы «нет» или молчание, всегда нужно стремиться даже к такому. Также мне не нравится тенденция, которая складывается в частности в новосибирском поле, которая называется воровством. Воровство контента, когда журналист берет твою информацию, твою публикацию и не указывает ссылку на источник. Опыт работы у меня уже достаточно большой, и я могу с уверенностью сказать, что ситуация с этим почему-то каждый год все ухудшается и ухудшается. Видимо не было каких-то громких разбирательств, которые бы доводили до конца, чтобы наказать таких недобросовестных… коллегами я их назвать не могу, увы. Я не считаю воров своими коллегами. Вот этот момент, конечно, меня удручает, потому что нужно всегда с уважением относиться к чужому труду. Я могу зафиксировать моменты, когда знаю, что журналист не мог с этим человеком поговорить, не мог получить такой же комментарий и написать идентичную новость. При этом он берет и просто переписывает мой материал, не упоминая НГС. Не нужно ссылаться на конкретного журналиста, но по закону он должен сослаться на СМИ. Но, наверное, это всё-таки какой-то знак качества: приятно, что тебя читают работники других изданий, что ты пишешь такую информацию, ради которой люди готовы рискнуть, в том числе своим добрым именем и своим достоинством. 

— Что для вас профессиональный успех в журналистике? 

— Если ударяться в такую философию, мне кажется, что журналист должен пользоваться таким же фундаментальным правилом, каким пользуются врачи. И звучит оно так: не навреди. Я всегда в своей работе пользуюсь этим принципом, и коллеги в нашем издании тоже им пользуются. Успех – это когда тебя благодарят, и ты понимаешь, что действительно помог человеку. Вот он пришел к тебе с какой-то проблемой, а потом она решается. Например, власти квартиру выделили, ребенка в школу устроили, ребенка, которому устраивали травлю, перевели в другой класс, взяли ситуацию на контроль, и он теперь может нормально учиться. 

— Что бы вы посоветовали студентам ФЖ? 

— Первое — не лениться и не жалеть себя во время учебы. Старайтесь получить максимум навыков, опыта, знаний, потому что всё, что сейчас вы в себя вложите, то дальше и получите в профессиональном плане. Если вы сейчас постараетесь изо всех сил, то вам будет потом намного легче, это прям проверено. Работая в «Комсомольской правде», я делала материалы и в газету, и на сайт, и на радио вела программы. И если бы я ленилась и не ходила бы на факультативы, на пары к радийщикам и телевизионщикам, то мне было бы невероятно сложно, потому что работать приходится по всем направлениям. Сейчас нельзя быть просто пишущим журналистом, ты должен уметь все: снимать фото, видео, владеть навыками элементарного монтажа, писать на сайт и так далее. Второе — сейчас от журналистов требуется оперативность. Быстрее, выше, сильнее — это в том числе и о журналистике, однозначно, потому что если ты хочешь быть на острие, быть профессионалом, то ты должен уметь оперативно и качественно обрабатывать информацию. Третье — нужно быть готовыми к очень большой нагрузке. Особенно, когда начинаешь карьеру, кажется, что ты гениальный, ты выпустился из, по моему мнению, лучшего вуза страны, но жизнь показывает, что всё совершенно не так и придется еще многому учиться. Университет даст прочную землю, на которой ты можешь стоять, но чтобы двигаться дальше, тебе нужно очень сильно стараться. Четвертое — я бы советовала молодым журналистом как можно скорее выходить на практику и стараться писать, писать, писать! Ну и, конечно, нужно не забывать радоваться жизни. Молодость и студенчество дается один раз, потом пойдет суровый труд, какие-то другие задачи, без этого никак! Дружить, встречаться, гулять — очень важно. В плане дружбы, кажется, что вы разбежались по разным сторонам, но это не так. Со многими моими однокурсниками я и сейчас пересекаюсь по работе. Очень важно иметь связи в университете, в том числе и с другими факультетами, готовиться к профессии уже сейчас. 

Беседовала Евгения Яковлева