Алексей Кудинов: «Журналист должен быть всеядный»

Алексей Кудинов известен тем, что ведёт раздел культуры на канале «ОТС» (Областная телерадиовещательная сеть вещательная организация Новосибирской области, действует в форме государственного бюджетного учреждения), а также имеет авторскую программу — «Культурный максимум», где понятным языком пытаетесь объяснить разные аспекты культуры обычным людям. Во время студенчества Алексей работал в редакции, а, будучи старшекурсником, перешел на телевидение. Работал почти во всех направлениях журналистики, однако каждое со временем наскучило. Культура для него — то, в чем нет места шаблонам и однотипности. 

— С какого момента в жизни вы начали интересоваться журналистикой? 

— Вообще я занимался журналистикой с 8 класса, писал газету, был главным редактором… Именно тогда началась любовь к журналистике. Я тогда хотел жизнь понять — познать её.

— Тогда через журналистику вы реализовывали желание повзрослеть?

— По сути да, но на самом деле в 14 я поставил себе цель — расширить кругозор, преодолеть психологические проблемы. Вот поэтому в том возрасте я пошел в социально-психологический центр «НИКО» (Центр психолого-педагогической поддержки молодежи), там начал работать дворником — чинил стулья, по хозяйству помогал.

— У вас есть яркое воспоминание с того времени?

— Сейчас вспомню…Зима, Красный проспект, всё завалено снегом. Мальчики ведут девочек в кино, а ты в фуфайке стоишь лопатой машешь в полубомжовском виде. Мне было важно преодолеть стеснение, а опыт работы дворником помог. 

— Помимо преодоления стеснения, чем вам ещё помог опыт работы дворником?

— На тот момент это была целая школа жизни. Я же с 14 лет зарабатывал свои деньги, уже знал про трудовые отношения и прочее. Еще тогда начал общаться с совершенно разными людьми. Например, там, в центре (имеется в виду — «НИКО»), собирались анонимные алкоголики. Там же помогают молодежи, подросткам. Там лечили наркоманов…Со всеми общался. Для меня это еще получить отличный опыт.

— Когда в первый раз вы начали зарабатывать деньги журналистской деятельность?

— Еще с первого курса, но первый гонорар был в 11 классе. Я же пошел учиться в пед. Без экзаменов практически поступил. Мои родители не считали, что журналистика — серьезная профессия. Для родителей я поступил в строительный институт, но пошел учиться в педагогический на русский и литературу. 

— Какое издание было вашим первым опытом, исключая школьный опыт? 

— Первое официальное место работы вжурналистике было «Чкаловец». Работал в пресс-службе. Футбольный клуб. Писал спортивную газету. С игроками мог пообщаться. Потом я попал в «Молодость в Сибири». Это была одна из самых популярных газет. Интересная. Это было начало конца газеты. Получается, ходил на работу в издательство, восемнадцатилетний брал интервью у губернаторов, музыкантов, политиков…В итоге опыт работы дворника помог в общении.

—Получается, вам не сложно строить диалог с любым человеком? 

—Мне без разницы, с кем говорить —то говорю с Хабенским в Москве или беру интервью у шестиклассника, у преступника или футболиста Сборной России. То есть у меня нет психологических барьеров. 

—Как вышло, что вы занимались журналистикой еще со средней школы?

— Мне повезло. У меня был литературный класс — экспериментальный, на который бросили все силы. Мы в газету писали и работали. Это все происходило под руководством главного редактора городской газеты. После выпуска из школы я уже обладал всеми нужными навыками. Все благодаря школе и учителям. Как раз в выпускном в школе вручили корочки корреспондентов. 

—Расскажите про свой последний опыт работы в газете.

 — Когда работал в газете «Вечерний Новосибирск», считайте, я тогда закрыл гештальт. Проработал, правда, недолго — были журналисты старой школы, творческого роста там не было. Было сложно мечтать в этой газете — все работали кое-как. Перешел в журнал «Эксперт Сибирь», начал сотрудничать как внештатный автор. Это были большие деньги — возможность перейти в деловую журналистику. 

— С началась ваша работа на телевидении? 

— Все началось с телеканала «Мир», искали корреспондентов. Мне перезвонил Юрий Будкин. Собеседование длилось пять минут — дали оператора, поехали на съемки. Я тогда не умел работать как корреспондент. Это был третий курс, когда я еще не учился на журфаке.Было экстремально. Так в то время и происходило — написал какой-то сюжет, взяли на работу — нужно было показать, что сможешь или нет. Мир — первая серьезная частная компания.

—Насколько трудно было переходить из газетной журналистики в телевизионную? 

— На самом деле, не очень сложно. Написать текст для телевизионного сюжета проще, чем для газеты. Конечно, есть определенные правила. Сначала было непросто с дикцией, она была неправильная, но боязни камеры не было. 

— О чем в первое время вы снимали сюжеты? 

— Вообще у меня не было таких амбиций — я сейчас буду ногой открывать двери, раскрывать преступления. Не было игры в телевидение.Пятнадцать с половиной лет отработал на«Мир». Был спортивным корреспондентом, потом начал снимать армию, криминал, политику, наконец социалку. 

— Почему вы начали снимать про культуру? 

— Мне кажется, в этом случае детский опыт очень важен. Он недооценен. У меня было музыкальное образование, окончил на гитаре. Уже немного знал, что такое работа музыканта, знаю это чувство, которое испытываешь перед выходом на сцену. Я танцевал, спортом занимался. Часто рефлексировал. Детский опыт помогает. На телевидении культурных корреспондентов я часто подменял, делал репортажи про искусство — десять, иногда пятнадцать штук в год. Когда обе культурных корреспондентки ушли, мне предложили этим заниматься. Как по мне, культура — это самое интересное направление.

— В чем для вас разница между культурой и остальными направлениями журналистики? 

— Если ты приезжаешь на ДТП, ты должен дать людям определенный набор информации, ты приезжаешь к какому-то депутату, нужно перевести информацию с птичьего языка на человеческий, ты занимаешься спортивной журналистикой, нужно сообщить результаты. Кажется, в социалкеситуацииразные, но на самом деле это все одно и то же. Это все всегда одинаково. Работая в культуре, ты имеешь дело не только с фактами реальности, ты имеешь дело с некими произведениями искусства, с гениями и их детищами. Именно поэтому тебе нужно соответствовать, нужно развиваться. Вот, например, я еду на выставку художников-лучистов, значит я должен понять, кто такие художники-лучисты. Культура — это постоянно самообразование. Это повышение своего уровня — культурного. Ты не имеешь дело с цифрами. Ты имеешь дело со сложно выразимыми субстанциями. Кроме того, что тысам должен разобраться, но и еще должен научиться переводить людям на понятный язык. Это очень интересно. 

— Вы сказали, что вам интересно работать в таком направлении, но сложно ли это? 

— В этой тематике ты каждый раз делаешь работу по-разному. У тебя мало шаблонов, по которым пишешь свои сюжеты. При работе каждый раз может попасться нормальный художник, может и со своими особенностями. Интроверт, например. У тебя всегда разные персонажи —каждый сложный. Имея дело с творцом, ты никогда не знаешь, что он скажет в интервью. Они все разные —есть хамы, а есть со звездной болезнью. А бабка, которая кричит, что у нее прорвало крышу, ты снимаешь все время одинаково. 

— Есть какие-то работы журналистов, которые вам запомнились? 

— Мне очень понравился репортаж Пивоварова в программе «Намедни», где он связал в один визуальный ряд фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»и инаугурацию Путина. Это классика журналистики. Мне нравятся расследования, нет такого, что я равняюсь на кого-то. Нравится Андрей Колесников в газете «Коммерсантъ», что-то нравилось в «Новой газете», и в «Эхо Москвы». Журналист должен быть всеядный, он должен читать все, но искать свой путь к этому.Я стараюсь читать много разного. Мне кажется, это единственный для журналиста нормальный путь. 

 — Какие бы вы советы дали молодым журналистам?

—Ну, во-первых, нельзя идти в профессию, если ты идешь только для удовлетворения своих амбиций — такие люди в журналистике не остаются. Если ты идешь работать в СМИ, нужно понимать, что это служение людям. Ты идешь туда не для себя. Во-вторых, надо любить людей, надо любить общаться — ты должен уметь выслушать, быть эмпатичным. В-третьих, нужно быть очень организованным. И, конечно, позиция журналиста — это не я звезда, я все знаю. А позиция журналиста — а покажите и расскажите, пожалуйста. Будь готов, что тебе придется быть тупиком, и в этом признаваться своим героям, не выпендриваться, что ты лучше всех все знаешь. Наоборот, эта позиция хорошая. Быть журналистом — постоянная работа над собой, ты не проповедник, не строгий папа. Ты пока начинаешь свой путь, не лечи целый город. И, естественно, нужно смотреть как можно больше, учиться— нужно уметь учиться у других. 

Беседовала Софья Жуманиязова