Алёна Истомина: «В журналистике главное — не то, как ты пишешь, а то, насколько ты чувствуешь»

Алёна Истомина лучший журналист Сибири в 2021 году (по версии конкурса «За огненные строки»).Долгое время работала криминальным обозревателем в «НГС». Несколько лет подряд её тексты побеждали в конкурсе журналистов от Следственного комитета, попадали в номинанты «Редколлегии», их записывали для подкаста «Давай голосом». 

Алёна, как ты пришла в журналистику?

Мне с самого детства нравилось читать книги. Я понимала, что когда так сильно любишь читать (я еще что-то писала, что-то сочиняла)… То ты либо становишься писателем (но зачем нам следующая Донцова, Буковски я точно не стану), либо учителем литературы (это вообще что-то не моё, детей я не люблю). А куда идут неудачливые писатели? Конечно же в журналисты. Когда все были маленькие (лет в пять), у других детей были мечты стать то балериной, то ученым, то ещё кем-то. А я – сразу журналист и всё. 

Ожидания не оправдались?

Да всё вообще не оправдалось. То, зачем я шла в журналистику, и то, зачем я сейчас работаю две абсолютно разные вещи. Мне кажется, что в журналистику надо идти только если ты ничего больше не умеешь. Вот прям абсолютно ничего. Только писать.

Я, кроме того, как писать, больше ничего не умею. Я даже не пригодна, чтобы полы мыть. Потом, когда я уже начала работать, я поняла, что журналистика это про другое. Это всё про людей, про помощь людям. В журналистике главное не то, как ты пишешь, а то, насколько ты чувствуешь. Здесь делать нечего тому, у кого нет эмпатии. Сейчас я понимаю, что не стили, не то, как ты излагаешь мысли, а эмпатия – это самое главное в журналистике.

Ты стала реже публиковаться. Это связано с политической ситуацией или с чем-то другим?

Ну конечно с политической ситуацией. Не хотелось бы вообще об этом говорить.

Алёна, ты работала со многими СМИ, записывалась для подкастов, писала статьи.  С кем тебе понравилось больше всего сотрудничать?

Нет такого определённого СМИ. Я все СМИ обожаю, с которыми я работала. Я безумно обожаю «НГС», где я долгое время проработала. Кажется, что из региональных изданий, именно «НГС» сейчас тащат. Понятное дело, что больше всего мне нравится «Новая газета», потому что это издание, которое меня формировало. Я в школе ещё читала тексты журналистов «Новой газеты». Я была воспитана на текстах Костюченко и для меня то, как пишут журналисты «Новой», – это идеал того, как надо работать.

Ты сейчас упомянула Елену Костюченко. А какие ещё современные журналисты тебе нравятся?

Саша Сулим, все журналисты «Новой» (это прям однозначно). Понятно, что и Дудь (признан иноагентом) и Собчак, но я всё-таки больше не телевизионный журналист, а пишущий. Если смотреть со стороны криминального журналиста, мне очень нравится, как «Холод» делает криминал.

Ещё в переписке ты сказала, что очень гордишься своим текстом для «Новой газеты», расследованием про пьянство. Почему ты считаешь это своим большим достижением?

Он вышел на обложке «Новой», и пока это самое классное, что я написала. Свои тексты всегда сложно оценивать. Мне всегда кажется, что я пишу отстой. Я очень люблю этот текст, на этот текст потрачено очень много сил. Это то, чем бы я в принципе хотела заниматься. То есть брать какую-то одну большую тему, которую ты пишешь и рассматриваешь вообще со всех сторон. Чтобы ты читал текст и не возникало совсем никаких вопросов, чтобы где-то что-то не доделал. Наверное, такой текст один. Потому что сколько я живу, сколько я вспоминаю какую-то тему, всегда думаю, что надо было посмотреть ещё глубже, ещё глубже, ещё глубже. Всегда хочется ещё глубже, ещё больше. Наверное поэтому.

Ты сказала, что тебе сложно оценивать свои тексты, а когда оценивают другие? Как ты относишься к критике?

Очень хорошо. Критика это возможность расти. Мне очень надо, чтобы меня критиковали. И в принципе важна оценка других. У меня в жизни три самых больших потребности: чтобы меня оценивали, потребность реализоваться через текст и потребность помогать другим. Журналистика все мои потребности закрывает.

Как относишься к постоянно ужесточающейся цензуре?

Крайне негативно, цензура может только погубить все. Именно из-за цензуры у российской журналистики нет будущего. Мне страшно представить, какие нас ждут дальше запреты и уголовные дела, если страна продолжит движение в сторону цензуры.

Страшно ли писать расследования?

Нет. Вообще я чисто случайно начала заниматься криминалами. Потому что раньше я работала в издании «ТОП54», писала там про театр в основном. Я пришла на собеседование в «НГС». Такая вся милая девочка рассказывает про театр, а ей говорят: «Нам криминалист вообще-то нужен». «Ой, ну это вроде интересно, давайте я попробую». Я попробовала и поняла, что это действительно моё.

Но как может быть страшно то, что интересно? У меня, когда я работаю, должно быть какое-то чувство самосохранения, но его нет. Потому что пру напролом и всё. Ну а чего бояться?

Ну может бывали такие случаи, когда было прямо опасно…

Как-то раз была перестрелка и был цыганский домик. Там хоронили парня, которого застрелили. Я захожу туда, сажусь разговаривать с ними. А там очень шикарный дом, большой. И в какой-то момент я с трагическим лицом спрашиваю: «А чем он занимался?» Я не знаю, о чем я думала, но я реально забыла. Мне казалось, что цыгане уже не торгуют наркотиками. Но судя по тому, что произошло дальше, это было именно то… Они белеют в лице, и я понимаю, что задала вообще не тот вопрос. Говорю: «Давайте закроем эту тему, давайте вернемся.» Но уже было поздно. И они меня просто выталкивают на улицу.

А текст же мне нужен. Я стою с микрофоном, обхожу дом, а там рядом толпа. Причем часть людей не заходила в дом, стояла на улице. Подхожу к другим людям, начинаю с ними разговаривать. Но выходят те, кто сидел в доме, и начинают на меня орать. У меня забрали диктофон, растоптали его. Хватают меня за руку и начинают говорить: «Мы тебя сейчас заведем домой и всё, тебя вообще никто не найдет». Я смотрю им в глаза и говорю: «Слушайте, ну во-первых, мой муж знает, где я, а во-вторых, сейчас, если что-то со мной случится, сюда приедет толпа чеченцев». И они растерялись. Меня в принципе это и спасло. 

Дальше всё происходило как в фильме. Таксист, который меня туда привёз, видимо ждал другой заказ. И я не понимаю, почему он не уехал. Он видит, что происходит какой-то кипиш, быстро подъезжает. Затем происходит какая-то пауза, я сажусь в машину и убегаю. «Спасибо большое, давайте поедем», и всё.

Повезло с таксистом…

Да, повезло с таксистом. Я не знаю, что бы делала. В жизни я вообще невезучая. Абсолютно. Я не понимаю, как люди, допустим, деньги находят. Если я буду куда-нибудь идти, я обязательно потеряю деньги, потеряю ключи, что-нибудь забуду, что-нибудь сломаю. Возле меня всё постоянно взрывается, ломается. Но в работе мне очень везёт.

А профессиональное выгорание бывает?

Конечно, я же клинический трудоголик. Пару раз в год стабильно у меня начинается жуткая депрессия, такая, что я не могу заставить себя встать с кровати.

Как с этим справляешься?

Единственный совет, который тут можно дать не надо пытаться справиться с этим состоянием самостоятельно, лучше обратиться к специалистам.

Какие советы по работе журналистом ты можешь дать студентам журфака?

Просто работать. Когда ты начинаешь, без практики не получится вообще ничего. Больше читать. Мне кажется, начитанность это основное, что должно быть в журналистике. Выбрать какую-то свою тему, потому что тяжело очень писать обо всем. Ну понятное дело, что журналист должен писать обо всем: про медицину, про сельское хозяйство и вообще про всё, но лучше, когда есть своя тема. И относиться к своим героям, как к людям, которым нужна помощь. Вся суть журналистики не в том, чтобы писать красивые большие тексты, а именно в помощи людям.

Беседовала Ирина Баранова