Дарья Петрова: «Если ты работаешь в редакции, приходится постоянно балансировать»

Дарья Петрова — об учебе в НГУ и возможностях вуза, преподавании журналистики детям и нюансах работы редактором. 

— Даша, почему у тебя появилось желание заниматься журналистикой?

Ну, мне всегда было интересно узнавать истории различных людей и о разных сферах жизни. Мне казалось, что журналистика это как раз та профессия, которая может соединять вообще несоединимое, то есть я могу в один день делать сюжет про какое-нибудь научное открытие, в следующий день документальный фильм про какого-нибудь удивительного человека: нашего современника или может быть какой-нибудь старого человека, который тоже очень много историй знает. Плюс к тому, я с восьмого класса занималась в студии телевидения «Горностай», тогда это называлось студия «Твое телевидение». Там мне тоже привили интерес к журналистике именно как к той сфере, где ты можешь во всю проявлять свою любознательность, общаться с людьми, познавать этот мир. Мы делали там аналитические сюжеты и развлекательные, поэтому к концу школы у меня уже было точное понимание, что я хочу заниматься журналистикой, и я к этому шла.

— А почему выбрала именно НГУ?

— Начнем с того, что я могла остаться только в Новосибирске, потому что у меня родители сразу сказали, что никуда они меня в другой город не отпустят. Ну, и я не очень-то долго насчет этого печалилась, потому что многие мои знакомые с той же студии «Горностай» поступили на факультет журналистики НГУ. Много хорошего мне про факультет рассказывали, я в общем-то была готова к учебе, знала уже там даже преподавателей некоторых. Поэтому я с удовольствием поступила в НГУ и на другие факультеты на другие в другие университеты в других городах даже не подавала документы.

— Какие возможности, по твоему мнению, предоставляет факультет журналистики в НГУ?

Когда я там училась, самое классное, что было, и судя по тому, что мне рассказывали мои друзья, которые учились в других университетах или потом пошли в магистратуру тоже на другие факультеты журналистики в других университетах. Самое классное это студия с большим количеством оборудования, которое ты можешь брать практически по любому поводу. Захотел снять какое-нибудь видео подходишь к Никите Кощавке, тогда к Мише Зиновьеву, говоришь: «ну вот типа хочу камеру, хочу вот аппарат, петличку, штатив». Ну, естественно, под запись, естественно, какая-то очередь была, но это все можно было взять. Насколько я знаю, в других студиях таких возможностей не было. Ну, либо их было гораздо меньше.

 Еще из возможностей встречи с разными знаменитыми людьми. Когда я училась, много кто приезжал, были тоже всякие фестивали, возможности для поездок. 

— Ты использовала этими возможностями во время своей учебы?

Ну, я эту возможность осознала только уже к четвертому курсу. Мы тогда поехали на фестиваль в Омск, по-моему, на четвертом курсе, и нам все оплатили, никаких проблем с этим не было и еще давали дополнительные стипендии за какие-то заслуги. 

— Что, помимо этого, тебе дал факультет журналистики?

Совершенно грандиозное гуманитарное образование. Я из тех людей, которые считают, что факультет журналистики это все-таки университетское образование, что это не просто какой-то колледж, где ты получаешь технические навыки, а еще и изучаешь историю и литературу. У нас, конечно, замечательные преподаватели по всем гуманитарным предметам. Я действительно благодарна за то, что я прочитала те книги, которые они советовали, когда готовилась к экзаменам, узнала тоже много нового. Самое главное, что мне дал факультет журналистики коллектив друзей, с которыми я до сих пор общаюсь, с которыми я создала не один творческий проект вместе. Мы начали работать этой нашей тройкой, получается, с третьего курса: работали вместе, для себя, своего самовыражения мы создавали творческие проекты. Практику мне дал факультет журналистики, поездки на фестивали. Эта практика, которую я проходила в редакциях, естественно, помощь факультета в этом тоже есть. Факультет журналистики дал мне четыре года студенческой жизни, полной радости.

— Когда ты училась в вузе, были ли у тебя личности, которыми ты вдохновлялась? 

Ну, когда мы поступали на факультет журналистики, у нас была шутка, когда спросят, каким журналистом вы вдохновляетесь, не нужно говорить Владимир Познер, потому что это то, что говорят все. Но, на самом деле, Владимир Познер был одним из тех журналистов, которые вдохновляли в начале моей учебы, потом , можно сказать, разочаровал, но это другой вопрос.

— А кто еще вдохновлял? 

Ну, и такие исторические личности как Влад Листьев или даже, например, Михаил Кольцов. Когда мы проходили его «Испанский дневник», меня поразило то, как он в тридцатые годы писал совершенно без всякого налета, этих шаблонов невероятно интересные репортажи! Еще меня вдохновляли мои коллеги, мои однокурсники. Когда я читала их работы, я видела, какие действительно талантливые люди учатся вместе со мной, пыталась быть с ними на одном уровне.

— Работала ли ты по специальности после вуза?

Поскольку журналистика это деятельность по сбору, обработке и передаче информации, можно сказать, что я по этой специальности работала и продолжаю работать. Но когда ты снимаешь сюжеты или пишешь статьи, не рекламные, а информационные или аналитические для различных СМИ, это наименьшая часть моей жизни. Вот таким именно журналистом я работала время от времени, то есть в качестве фриланса.

— А в каком-то СМИ или редакции ты работала?

В основном я работала как редактор, и сейчас я работаю как маркетолог, контент-менеджер. После вуза, точнее на четвертом курсе уже, сразу я пошла работать в студию «Горностай», где раньше сама училась, и там я работала главным редактором и преподавателем.

— Что входило в твои обязанности? 

В мои обязанности входило преподавание основ телевизионной журналистики, то есть теоретическая часть и редакторская деятельность, когда мы вместе с детьми, начиная от формулирования идеи и заканчивая монтажом, ну, соответственно все этапы, делали вместе с детьми. Плюс, помимо работы с детьми, я еще работала там, как, можно сказать, пиар-менеджер. Сама делала сюжеты про Образовательный центр, такие промо-ролики. Я работала там до 2021-го года, до сентября, потом перешла на новую работу.

— Почему ты решила начать преподавать журналистику ребятам в «Горностае»?

Я сама там училась, и я решила, что почему бы и нет, вернуться в родные пенаты, вспомнить свою студийную деятельность, но и как-то тоже помочь развитию в студии.

— С какими трудностями ты сталкивалась во время работы?

Если брать именно вот эту узкую специализацию журналистики, когда ты корреспондент какого-либо СМИ, наверное, самое трудное было для меня это сохранить в своем материале в своем детище, собственную позицию, отстоять ее, несмотря ни на что, потому что много факторов этому мешали. Во-первых, редакционная политика, у каждого СМИ. Есть какие-то темы, которые могут быть запретными, либо про которые нужно говорить определенным образом, либо даже про что-то ты должен сказать больше, если тебе даже может быть что-то другое интересно. Еще люди сами, у которых ты берешь интервью. Для каждого то, что они считают это самое важное, самое классное. Всем никогда не угодишь: где-то ты просто сократил синхрон, человек потом обижается, что самое главное вы вырезали и не вставили в свой сюжет. Ну, вот поэтому, чтобы полностью именно твоя позиция была твоей, наверное, нужно вести свой собственный блог, а если ты работаешь в редакции, приходится постоянно балансировать.

 А почему решила закончить преподавательскую деятельность и уйти из «Горностая»?

Потому что мне как раз хотелось заниматься тоже своей творческой деятельностью. В студии, несмотря на то, что я реализовывалась как редактор и немножко у меня были собственные сюжеты, которые я делала, все-таки я старалась себя ставить на второй план, потому что мне было важно, чтобы дети свое творчество проявляли. Ребята делали то, что им действительно хочется, а я их идеи поддерживала и помогала реализовывать. Вот поэтому я ушла, потому что мне захотелось своим заниматься.

— В какой сфере ты сейчас работаешь?

Сейчас я работаю контент-менеджером в АйТи компании, пишу статьи про космос и перевожу их на английский и немецкий язык, также я параллельно его изучаю. Для меня это все новое. И вообще, несмотря на то что это тоже связано с журналистикой, для меня это неожиданный поворот, потому что я с восьмого класса думала, что хочу заниматься именно видео производством, что обязательно должны быть съемки, я должна быть как-то в кадре, либо за кадром, но обязательно будет картинка. А тут я поняла, что в общем-то мне тоже интересно писать тексты, к тому же мне очень нравится немецкий язык и наконец-то я его использую как-то в своей работе.

— Что бы ты хотела видеть в современной журналистике? 

Вопрос, конечно, сложный, особенно учитывая сегодняшнюю ситуацию. Я бы хотела, наверное, видеть современные журналистики чуть больше объективности, вместо вот этого преобладание борьбы, то есть в журналистике, конечно же, есть журналист коллективный агитатор и пропагандиста, но хотелось бы все-таки больше объективности. В идеале, учитывая то, что все равно мы все выбираем какой-то свой информационный пузырь, то есть какие-то СМИ, которые мы читаем, и у нас просто не хватает времени на то, чтобы читать другие, либо мы настолько уже им не доверяем, что не считаем нужным даже пытаться смотреть, что они там пишут. Хотелось бы иметь такие источники информации, в которые абсолютно точно уверен, что они объективно рассматривают ситуацию с разных сторон. То есть ты можешь, грубо говоря, выбрать этот один источник или парочку источников и быть в курсе ситуации, а не перерывать миллионы там разных телеграм-каналов, СМИ иностранных, местных, всех-всех-всех — чтобы хоть что-то немножечко понять о том, что происходит. Если бы было побольше объективных СМИ, цель которых широкое освещение события, а не навязывание своего мнения было бы хорошо.

— Что бы ты посоветовала ребятам, которые сейчас обучаются на журфаке? 

Ребятам, которые сейчас учатся на журфаке, я бы посоветовала брать от этой учебы все, что только возможно. Сидеть в студии, использовать все оборудование для своих проектов, что-то придумывать, углубляться в те предметы, которые им особенно интересны, не стесняться, задавать вопросы преподавателям, приставать с вопросами к преподавателям, чтобы изучить этот предмет, спрашивать какие-то источники. И даже если к концу обучения студенты поймут, что журналистика это не то, чем они хотят заниматься профессионально, не расстраиваться и не считать, что это время потеряно, потому что обучение на факультете журналистики дает больше, чем просто технические навыки это действительно расширение кругозора. Это навыки общения с людьми, которые пригодятся в любой профессии, которую бы вы только не выбрали.

Беседовала Елизавета Шестера