Юлия Катковская: «Журналистика – одна из тех профессий, где чаще всего возникает желание уйти»

На сегодняшний день Юлия считается одним из самых успешных и молодых редакторов Новосибирска. Главный редактор издания “Деловой квартал” рассказала про свой журналистский путь.

— Почему именно журналистика? Насколько мне известно, вы по образованию филолог, как вы пришли к мысли стать журналистом?

— Я не могу сказать, что всегда мечтала быть именно журналистом. Наверное, это тот случай, когда все сложилось само собой. В детстве я вообще хотела стать врачом. Но в процессе учебы поняла, что я абсолютный гуманитарий, и мой лучший друг – русский язык. Поэтому уже, наверное, в 8 классе решила, что пойду учиться на филолога. Тем более у меня, кажется, не было выбора – меня окружало неимоверное количество филологов: бабушка, мама, папа, сестра. То есть я – филолог в третьем поколении. Наверное, это было в крови. А журналистика случилась внезапно. Я уже с первого курса подумывала, кем буду работать со своим самым гуманитарным из всех гуманитарных образований – журналистика была одним из вариантов, и как-то он сам собой притянулся. 

— С чего начался ваш журналистский путь? 

— Я всегда ужасно боялась общения с людьми, которых считала умнее меня, боялась, что скажу ерунду, не смогу правильно задать вопрос, а потом не смогу грамотно и интересно написать. Но поскольку я человек, который всегда идет туда, где страшно, то решила попробовать себя в журналистике уже в конце первого курса. Моя подруга работала тогда в студенческой газете «Рост», и по какой-то причине предложила мне написать туда материал, да не простой, а интервью с известной на тот момент новосибирской командой КВН «СтепиКо», которая выступала в Высшей лиге. Конечно, я жутко испугалась, и первым порывом было отказаться, но потом что-то заставило меня пойти на этот страх. С тех пор, наверное, я и сформировала для себя такое жизненное правило – идти туда, где страшно, потому что именно там – рост. В общем, как-то я сделала это интервью, и с тех пор стала периодически ввязываться в такие журналистские «авантюры» по предложению все той же подруги. Когда мы окончили 3 курс, она позвала меня в молодежную телестудию «Белый свет» – ее организовали москвичи, студия работала как сеть в нескольких крупных городах. Там молодые люди 16-22 лет делали всевозможные неформатные передачи, которые даже брали в эфир ГТРК (Россия 24) и ОТС. Я работала корреспондентом передачи «Вести На-Самом-Деле», они выходили после обычных новостей на России 24 утром по субботам. Это были сюжеты о каких-нибудь городских событиях, явлениях, людях. Но фишкой их было наше авторское переосмысление. Например, мы рассказываем о фигурном катании, берем интервью у реальных тренеров, а во второй части сюжета, после слов «А зачем учиться фигурному катанию на самом деле?», показываем, как люди, выходя из подъезда в Новосибирске, падают на льду, возвращаются, надевают коньки и радостно едут на работу. То есть это была такая смешная пародия, в некоторых случаях даже остросоциальная. После этого, наверное, я окончательно решила идти в журналистику.

— Как у вас проходило обучение? Где и как вы набирались опыта и практики?

—  На четвертом курсе, если я сейчас правильно помню, нам необходимо было выбрать дополнительную специализацию – документоведение, журналистика, PR или преподавание русского языка как иностранного. Я, конечно, имея уже опыт в журналистике, выбрала именно это направление. Два оставшихся года обучения я проходила курс журналистики. Сначала нам преподавали теорию по каждому направлению – печатные СМИ, интернет-СМИ, ТВ, радио – а на 5 курсе уже нужно было пройти практику. Я пошла в ТАСС. Написала несколько заметок, получила хороший отзыв от руководителя практики и набралась наглости попросить привлекать меня уже вне практики поработать бесплатно, ради опыта. И снова получилось так, что мне сразу дали сделать интервью со звездой. Это был балетмейстер Никита Дмитриевский, он тогда делал шоу современного балета Grand Pa и возил его по городам. Перед приездом его в Новосибирск ТАСС решил сделать большой материал о нем и его проекте. Поручили мне. Помню, мы разговаривали с ним по скайпу. Я жутко боялась, что покажусь неподготовленной, поэтому готовилась, как к экзамену – изучила не только биографию Никиты, но еще и историю театров, в которых он работал, и даже биографию тех мэтров, у которых он учился, чтобы показаться супер-подкованной. Получилось хорошо, и я обнаглела еще больше, попросившись в ТАСС на работу. Это был май, я еще только заканчивала обучение, мне пообещали, что подумают, и в конце августа позвали на работу. В ТАССе я проработала чуть больше года.

—  Что было самое сложное на пути становления журналистом? 

—  Наверное, бороться со страхами и с собой. Во-первых, я перфекционист, во-вторых, жуткий самоед. Перфекционистом до сих пор остаюсь, с самоедством более или менее завязала. А раньше я очень боялась чужого мнения, мне оно казалось важнее, чем мое самоощущение, поэтому любой комментарий со стороны, даже несправедливый, заставлял меня считать себя бездарной, никчемной. Вот эта борьба с собой и медленный приход к пониманию, что невозможно нравиться всем (да и не нужно), были самыми сложными.

—  Было ли желание уйти из профессии?

—  Конечно, и не раз. Они были связаны в том числе и с этим самоедством, и с ощущением, что я для этой профессии не гожусь, и с усталостью от однообразия того мирка, в котором я варилась. Я долгое время работала культурным обозревателем, и в какой-то момент несмотря на то, что в этой сфере просто океан тем, событий и людей, мне стало грустно от того, что я вижу одни и те же лица коллег, слышу на пресс-конференциях примерно одни и те же вопросы, пишу одинакового рода материалы. Потом, когда я ушла в деловую журналистику, мне было тяжело включать левое полушарие, которое, как мне кажется, у меня работает хуже правого, и я тоже думала, что пора бы пойти поделать что-то еще. Ну а сейчас, когда быть журналистом становится не просто сложно, но опасно, эти мысли возникают, наверное, у большинства сотрудников СМИ. Хотя узкопрофильным СМИ, как, например, наш «Деловой квартал», пока живется попроще и посвободнее, чем тем, кто освещает основные события и хочет говорить о них открыто, называя вещи своими именами. Тем не менее, об экономике и бизнесе тоже можно говорить по-разному и тоже есть опасность сейчас оказаться правонарушителем. Поэтому, я думаю, журналистика одна из тех профессий, где чаще всего возникает желание уйти.  

—  Важно ли журналисту получить профильное образование или же человек с любым образованием может стать журналистом?

—  Как показывает практика, наличие именно журналистского образования совсем не обязательно. Множество талантливых журналистов в Новосибирске, в том числе среди тех, кто был моим начальством, получали историческое, филологическое, экономическое образование. Чтобы быть журналистом, нужно иметь не столько знания о профессии, сколько навыки – общения, сбора и фильтрации информации, анализирования, передачи сложной темы простым языком и пр. 

—  По вашему мнению, журналистика — это творчество?

—  Да, конечно, это очень глубокое творчество. Талантливая журналистика – это не только про информацию, аналитику и мнения, это еще и про способность выразить позицию, не говоря о чем-то впрямую, это умение использовать тонкие настройки русского языка и литературных приемов. Тем более, журналистика бывает разная. Существует, например, пропагандистская – и здесь огромное поле для творчества с применением психологии, социологии, политологии и всевозможных техник. Бывает журналистика желтая. Бывает честная и интеллектуальная. И у каждой свои особенности, требующие определенных подходов и определенного уровня нестандартности и талантливости, независимо от того, добрые цели она преследует или не очень добрые. 

— В каком жанре вам интереснее всего писать и почему?

—  Я очень люблю интервью, потому что, во-первых, как мне кажется, у меня это хорошо получается, во-вторых, здесь много возможностей для разного рода творчества несмотря на то, что этот жанр кажется максимально простым: вопрос-ответ. Но ведь собеседника нужно уметь настроить на разговор, нужно уметь управлять ситуацией и выводить беседу в нужное русло, нужно уметь перестраиваться, обнаруживая какие-то особенности собеседника, понимать его, считывать его эмоции и так далее. А потом нужно еще и суметь интересно передать его слова, раскрыть человека, не создавая к нему определенного отношения у читателя. Или, наоборот, создавая именно такое отношение, которое нужно чтобы сформировалось у читателя – опять же, в зависимости от того, какие преследуются цели. 

— Что самое трудное, чтобы взять хорошее живое интервью? Можете дать какие-то советы? 

—  Все зависит от вашей подготовленности и от собеседника. Иногда большую роль играет «химия»: если почему-то вы совершенно никак ни в чем не совпали с визави, то ничего не получится. У меня было такое: я, казалось бы, задаю подробный вопрос, а собеседник говорит, что он не понимает, чего я от него хочу, и просит задать вопрос иначе. С одним спикером мы топтались на месте минут 40, и мне казалось, что он просто либо издевается, либо не знает, что отвечать, и таким образом сопротивляется. Ну или просто я как человек, как журналист вызвала у него отторжение. Так тоже бывает, и это, в общем-то, нормально, это жизнь. Живое интервью на то и живое, что оно может пойти, как угодно, и задача журналиста – суметь вырулить, не испортив ни беседу, ни настроение себе и спикеру, ни итоговый материал. На мой взгляд, это нарабатывается только с опытом. Поэтому, по возможности, начинающим журналистам лучше давать более или менее легких спикеров, периодически разбавляя их кем-то посложнее, и уже потом подкидывать каких-нибудь сложных персонажей. Но на самом деле именно об них интервьюер и тренируется по-настоящему.  

Что касается советов, то могу сказать, что не нужно писать много вопросов, особенно если они так или иначе синонимичны – залог хорошего интервью – это не количество, а качество вопросов. Можно какие-то вопросы объединять, какие-то выбрасывать на стадии подготовки, перепроверяя их целесообразность. Потому что может получиться так, что вы наберете очень много лишнего материала, потратите и свое время, и время спикера, и в итоге уберете эти вопросы уже вместе с ответами – спикер расстроится, а вы проделаете много лишней работы. Ну и, конечно, нужно изучать спикера, его поле деятельности, его предыдущие интервью, чтобы не повторяться в темах и вопросах, и чтобы разговаривать с ним на одном языке.

— Сложно ли вести сайт?

—  Любую работу, если делать ее качественно, делать сложно. Другой вопрос – как ты к этому относишься. Поскольку я люблю свою работу, понимаю, что я делаю, как и зачем, я не испытываю больших сложностей, а трудные или нетипичные задачи воспринимаю как вызов, как развитие, как формирование новых нейронных связей, нового опыта. И я хочу отметить, что у нас не только сайт, у нас еще и печатное издание, которое мы выпускаем четыре раза в год к нашим крупным мероприятиям, ну и, собственно, мероприятия, самые масштабные из которых – премия «Человек года» и форум «Будущее города». Так что работы хватает, и очень круто, когда она есть, когда ее много, и когда она подкидывает задачки со звездочкой.

—  Бывает ли у вас выгорание? Как вы с этим справляетесь?

—  Выгорание – это очень серьезная штука, не стоит путать ее с усталостью или переутомлением. Как такового выгорания, пожалуй, у меня не было никогда, потому что каждый наш проект приносит мне удовлетворение и заряжает. Переутомление, конечно, бывает, ощущение, что все надоело, тоже бывает, но зачастую для восстановления достаточно даже просто выходных, проведенных где-то за городом в режиме цифрового детокса. Часто руководители говорят, что работа, приносящая удовольствие, не ведет к выгоранию – звучит банально, для многих даже непонятно, но это абсолютная правда. Выгораешь обычно там, где делаешь то, что неинтересно, либо берешь на себя слишком много и больше преодолеваешь, чем получаешь ценный опыт. Все зависит от отношения – можно воспринимать сложные задачи как мучение, а можно – как крутую тренировку IQ и EQ. 

—  Как вы соблюдаете баланс между эмоциями, сочувствием и холодной головой, когда пишите про социальные и политические темы?

—  Социальные и политические темы, к счастью, не моя сфера. Я никогда не была классическим новостником, я скорее – про истории, про людей. До «Делового квартала» я была культурным обозревателем, а потом сразу стала писать о бизнесе и экономике. Там не так много места для социалки и политики. А политики мы и вовсе не касаемся – таков наш «устав», мы стараемся не погружаться в сферы, где есть место какой-либо нечестности. Поэтому таких этических задачек мне решать не доводилось никогда. Разве что, когда приходится писать новости о том, что умер кто-либо из бизнесменов, сложно побороть в себе ощущение, что ты лезешь кому-то в душу – думаю, что такие новости, даже если они написаны максимально этично, доставляют неудовольствие родственникам, и вообще, речь идет о человеке, а приходится использовать какие-то мерзкие канцелярские конструкции вроде «ушел из жизни» или «скончался». Это ломает, конечно. К счастью, такие новости бывают не слишком часто. 

—  Как вы считаете должен ли журналист иметь свою точку зрения?

—  Конечно. Другой вопрос – должен ли он ее транслировать в своих материалах. Если это новости, которые нужно осветить максимально правдиво, опираясь только на факты, то здесь мнения не должно быть видно. Если это аналитика, авторский материал, то куда же без мнения. То есть возможность выражения личной точки зрения зависит от задачи материала, но иметь ее журналист в любом случае должен.  

—  Сейчас много блогеров и многие себя позиционируют как журналисты. Как Вы к этому относитесь и считаете ли вы блогеров журналистами?

—  Смотря о каких блогерах речь. К примеру, Илья Варламов – самый настоящий журналист, хоть и считается блогером. Это такая особая каста пишущих – у них больше свободы как раз в выражении своей точки зрения, больше свободы в выборе тем, они чаще всего независимы, по крайней мере, от государства (но могут быть зависимы от рекламодателей). Блоги даже регистрируют в качестве СМИ, поэтому блогеры вполне равноправные игроки на этом поле. 

—  Какими качествами должен обладать современный журналист?

—  Более всего журналистам сейчас нужна отвага, стрессоустойчивость и правовая подкованность. Ну и, конечно, умение все делать быстро: соображать, искать, проверять, выдавать информацию. Умение фильтровать факты, отличать реальность от фейков. 

—  На кого вы равняетесь или за кем любите наблюдать из журналистов?

Когда-то мне очень нравился Владимир Познер, но потом он стал казаться банальным, особенно когда появились молодые, отважные и в какой-то степени отвязные. С тех пор, как появился Ютуб, я смотрю в основном только его. Мне очень нравится бывший главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (признан иностранным агентом), с которым мне довелось даже обедать за одним столом на встрече руководителей СМИ в Новосибирске благодаря Тайге.инфо. Очень, кстати, люблю и уважаю Тайгу.инфо (заблокирована по требованию Роскомнадзора). Из новосибирских журналистов бы еще выделила Марию Лондон – за честность и отвагу, и Риту Логинову – за то, какие остросоциальные и душераздирающие темы она берет, и как говорит о них.

Много смотрю Катерину Гордееву (проект «Скажи Гордеевой»), Николая Солодникова («Еще не Познер»), Юрия Дудя (признан иностранным агентом), Алексея Пивоварова («Редакция»). Чуть-чуть смотрю Ирину Шихман (проект «А поговорить?»). Уважаю и считаю достойным примером для молодых журналистов главреда «Новой газеты» (заблокирована по требованию Роскомнадзора) Дмитрия Муратова. Вот вам и картина современного состояния журналистики – кто-то заблокирован, кто-то признан иноагентом. Жутковатая работа. 

—  Если не журналистика, то, где бы вы могли реализовать себя? 

—  Думаю, что где угодно, где не требуется математика. В ивентах, в пиаре, в творчестве (я рисую) и даже на заводе – если настанут совсем тяжелые времена. 

—  Какие советы можете дать начинающим журналистам? 

—  Как ни банально это звучит, но я всегда советую верить в себя и в свои цели. Если вы идете в журналистику по желанию, по убеждению, из реального интереса, то идите и не останавливайтесь после неудач, не позволяйте чужому мнению становиться вашим основным путеводителем – ведите себя сами так, как считаете нужным. Ну и если это призвание, то жизнь сама подхватит и выведет туда, куда нужно. Всегда важно идти туда, где страшно – именно там все самое интересное. Ну и сегодня, как я уже говорила, нужно быть отважным: если идете в журналистику, прокачивайте стрессоустойчивость, ничего не бойтесь, стойте на своем, всегда «качайте» мозги, развивайтесь, знакомьтесь с лучшими, общайтесь со старшими коллегами, изучайте то, что они делают, ищите ориентиры, но не подражайте никому – будьте уникальным.

— Ваше жизненное кредо, какое оно? 

—  Не позволять страхам блокировать мои мечты, решения и действия.

Беседовала Анастасия Мироненко