Марина Кучеренко: «Журналист может быть универсальным, но у каждого есть «своя тема»
Марина Юрьевна Кучеренко — о создании медицинского портала «Сибмеда», универсальности журналистов и о том, как писать на одну тему. Марина, журналист, редакционный директор медицинского портала «Сибмеда». По карьерному пути, шла сначала как журналист, потом как редактор, и, наконец, как издатель собственных информационных ресурсов. На сегодняшний день она выполняет больше редакторской работы, но продолжает писать статьи.
— Как вы пришли в журналистику?
— Путь для себя определила практически сразу. После окончания филологического факультета я уже через несколько месяцев написала свой первый материал. Это было в 2002 году, этот материал был посвящён детским кроваткам с точки зрения их качества и безопасности. Признаюсь, что тема здоровья, красоты и медицины всегда была для меня одной из основных.
— Почему решили писать именно о медицине?
— Так получилось, что самым первым изданием, куда я пришла работать, была газета «Моя аптека». Там и началось моё знакомство с медициной, с представителями медицинского сообщества, я брала интервью у врачей и часто посещала медучреждения. Немного позже я работала в отделе продвижения в медицинской компании — и в тот момент я как пиарщик искала ресурсы, на которых можно размещать рекламу медицинских услуг. В какой-то момент пришла мысль: почему в Новосибирске нет специализированного медицинского издания? И мы решили его создать. Так появилось СМИ «Сибмеда».
— Вы пишите только о медицине?
— Сейчас, в основном, да. О медицине и около медицинских темах — красоте, спорте, ЗОЖ. Медицина — это не узкая сфера, как может показаться: всё, что нас окружает, так или иначе можно соотнести со здоровьем человека. Если журналисту интересен этот ракурс – он всегда найдёт, о чём писать. Тем более, современный мир, и «технологии здоровья», в том числе, развиваются очень быстро.
— Какими дополнительными знаниями должен обладать журналист, который пишет о медицине?
— Конечно, есть универсальные журналисты, которые могут писать обо всём – или почти обо всём. Но специализация всё же имеет значение. Когда ты пишешь на медицинские темы, то уже накапливаются знания, информация. Когда приходишь к специалисту на интервью, имея определённый груз знаний по теме, то можешь с ним общаться более свободно. Это очень важно, поскольку эксперты бывают разные, и не все из них — яркие спикеры. Иногда приходишь, и человек сам очень хорошо и доступно рассказывает, твоя задача – записать на диктофон и потом оформить информацию в статью. Но иногда приходишь к специалисту, который не обладает даром красноречия, и тогда я могу помочь, задаю намного больше вопросов, чем изначально подготовила, направляю беседу в нужное русло.
— В каких жанрах пишете чаще всего?
— В разных жанрах. Всё зависит от информационного повода, пожеланий заказчика, цели публикации.
— Сложно ли сделать медицинский материал доступным для общества?
— Для того чтобы написать медицинский тест, нужно не просто взять интервью и перенести его на бумагу. Есть ещё много других нюансов. Если речь идёт о рекламном тексте, нужно знать правовые аспекты, а также «технические» — создавать текст так, чтобы он отвечал поисковым запросам, например. Кроме того, вы правы, текст должен быть доступен для понимания. Когда врачи говорят научным языком, нужно суметь «перевести» его в приемлемый для рядового читателя, не исказив смысл.
— Не хотелось ли вам уйти писать в другую сферу?
— У каждого журналиста есть своя тема — чаще всего так. Я свою нашла. Меня развивает, увлекает и мотивирует то информационное поле, в котором я нахожусь в рамках своей специфики.
Беседовала Валерия Тиунова