Наталья Колотова: «Один в поле воин — это про журналиста-профессионала»
Наталья Колотова — радиоведущая станций «Радио России», «Маяк» и «Вести FM» в Новосибирске. Наталья с детства мечтала работать на радио, преодолела множество преград на своём пути, но добилась своего. Сейчас она работает и параллельно получает высшее образование в одном из лучших вузов Новосибирска. Наталья расскажет о работе радиоведущей на ВГТРК, долгом пути, об исполненной детской мечте и о том, что же может вдохновлять на каждодневную работу.
— С чего начался твой путь в журналистику?
— История моя началась ещё со школы, когда я была в 7 классе. Отчим был знаком с главным редактором «Комсомольской правды» в Новосибирске. Он работал именно на радио. В детстве я горела желанием побывать именно на радио. Слушала его постоянно: в машине, у бабушки в гостях. Меня очень привлекал задор ведущих, их эмоциональность, способность поддержать любой разговор. Очень хотела себя попробовать в роли автора эфира. Неожиданно предоставилась такая возможность, и меня отвезли в редакцию для пробной записи. Всё это было официально: микрофон, наушники. Понятно, эфирная запись никуда не вышла. Но меня тогда очень сильно зацепил весь процесс, от начала до конца. Я решила, что точно буду поступать на журналиста. В 9 классе сдала экзамены и благополучно ушла в колледж на издательское дело. После окончания решила поступать в НГУ и в НГПУ. В НГУ с поступлением не сложилось, поэтому сейчас я учусь в НГПУ.
— Можешь рассказать о работе в журналистских рядах в то время?
— Начала с «Гражданского патруля». Это общественная организация, которая выпускает газету и имеет интернет-подразделение. Находятся они при депутате Ростиславе Антонове. Наша команда писала банальные статьи про асфальтоукладку, мусорные полигоны и т.д. Мне довелось даже выступить верстальщиком и редактором в газете. Потом мне поступило предложение попробовать себя радиоведущей на ВГТРК. Было грех не согласиться.
— Как проходили твои первые трудовые дни на радио?
— Про трудовые дни. До того, как попасть на радио, я проходила сложный трехэтапный кастинг. Как оказалось, мне удалось лучше всех справиться с выполнением творческих заданий. С этого момента сотрудники ВГТРК начали постепенно вводить в курс дел на работе. Сначала я занималась выпуском банальных новостей, затем это было продюсирование эфиров других ведущих. Также я занималась поиском гостей и формулировкой вопросов для них. Вскоре меня ждал мой первый выход в эфир.
— Расскажи об опыте первого выхода в эфир. Какие сложности возникали?
— Про первый выход в эфир могу сказать, что очень боялась. Его темой стал Минсельхоз. Я сидела тогда со своей коллегой Светланой Чернявской, она уже 30 лет работает на радио. Мне предоставляли возможность задать вопрос первой, потому что поначалу крайне сложно найти синхрон между двумя ведущими и быть обоим на одной волне. Приветственное слово в первом эфире я сказала чуть ли не шёпотом, потому что меня одолевало сильное волнение. Удалось задать вопроса два, но адреналин внутри — бил на полную. Страх смешался с жутким интересом, так, собственно, я и провела свой первый эфир.
— Хочется спросить про коллег. Ты работаешь с людьми своего возраста, ровесниками, или нет? Люди всегда старше и опытнее тебя, возможно, тебе более тревожно с ними или более комфортно. Расскажи об этом.
— Стоит сразу сказать, что структура ВГТРК делится на три части: телевидение, радио и интернет-отдел. Все мы при этом являемся коллегами. Если говорить про радийных коллег, то самый близкий мне по возрасту человек, а мне 20 лет, это девушка, которой 26. Разница в 6 лет не ощущается. Следующий возрастной ценз это уже 31. Из самых ближайших по возрасту — всё. Дело в том, что возрастная аудитория наша: люди от 35 лет. В основном сами радийщики у нас такого же возраста. Самому старшему из наших коллег на днях исполнилось 66. По началу меня восприняли на ВГТРК как школьницу, которая просто-напросто пришла на летнюю практику. Потом они поняли: я их будущая коллега. Что самое интересное: люди в коллективе очень лояльно отнеслись к тому, что я человек без опыта. Очень трепетно меня вводили в профессию, давали полезные наводки по общению с гостями. Если по началу я придерживалась какого-то официоза при общении с ними, то по прошествии четырех месяцев, мы уже шутили на такие разные темы, что позабыли о разнице в возрасте. Не со всеми сверстниками можно так посмеяться, как с моими коллегами. Я уже не чувствую себя оторванной от коллектива, нет. Мы все дружны.
— Ты всегда хотела двигаться только в радийном направлении? Конечно, ты была в печати, но привлекало именно радио?
— Я очень любила говорить. К тому же у меня всегда было хорошо с выстраиванием коммуникации с людьми. Меня на самом деле привлекала любая журналистика. В школе я долго не могла определиться в каком же направлении хочу развиваться. В детстве училась, например, в школе радио. Это никакой гарантии о трудоустройстве не дает от слова совсем. Ты можешь получить какие-то азы, о которых благополучно забудешь. Когда я попробовала печатную журналистику, поняла, что это конвейер. Ты пишешь и пишешь. То есть условно у тебя есть какое-то количество новостей, которое ты должен выдать в день. И сейчас, в современной журналистике, это преимущественно копипаст. Новости распространяются очень быстро, большинство твоих коллег уже об этом написали, поэтому времени на какие-то сверхоригинальные материалы не остаётся. Про тележурналистику думала, что это закрытый мир, что это недостижимо, это для «избранных». Что касается радийной журналистики, я знала, что туда сложно попасть, но возможно. Только там мест обычно мало. Меня привлекала ещё атмосфера, импровизация на месте, харизматичность авторов, в отличие от печатной. Вот я, собственно, и здесь.
— Ты сейчас работник на радио, при этом дополучаешь высшее образование в университете. Во-первых, требуется ли оно тебе как «корочка» для дальнейшей работы, а, во-вторых, помогают ли навыки, полученные во время обучения в решении профессиональных задач на рабочем месте?
— Когда идёт первый курс, я думаю так в любом вузе, это всегда общая теоретическая информация, тебя только вводят в профессию. Наверное, со знаниями, которые ты получаешь на первом курсе, этого будет недостаточно, чтобы прийти и устроиться на работу. Это всё очень расплывчато и понимания как это можно применить на практике — нет. Я пришла на работу и сказала, что ещё учусь. У моего руководителя был такой принцип, что необходимо брать к себе на обучение именно неопытных специалистов, потому что проще научить самому, чем переучивать за кем-то. Мне кажется, что это правильный подход. На первом курсе знания не помогали, потому что я пришла на работу и училась всему именно там. Потом уже при переходе на второй курс мои знания, полученные на работе, начали подкрепляться теоретической базой из правой сферы, истории журналистики. Ты всё равно учишься на практике, приобретаешь опыт, который очень важен. Но я считаю, что именно практические знания, приобретаемые на месте, превалируют над теоретическими. Большинство работодателей хотят себе квалифицированных журналистов с высшим образованием. При условии, что ты способный человек и способен научиться чему-то, то тебя могут принять под свою ответственность. Но, если ты хочешь основательно двигаться по карьерной лестнице, то это дополнительный бонус — диплом о высшем образовании. Ещё лучше, если оно специализированное. Например, у моих коллег есть диплом, но их специальность никак не связана с радийным делом. Есть люди с режиссерским, инженерно-техническим, филологическим образованием. Где-то может эти специальности и пересекаются с журналистикой. Но важно понять, что необязательно учиться именно на журналиста, чтобы работать в их рядах.
— Случаются ли у вас на радио курьезные случаи? Заминки или, например, мат в прямом эфире? Можешь рассказать последний случай?
— Иногда бывает такое, что твой собеседник, которого ты заранее не знаешь, абсолютно не разговорчив. Он отвечает на твои вопросы односложно: «да-нет». Приходится вывозить весь эфир «на себе». Подключаются опыт в общении с людьми и харизматичность, которые, на мой взгляд, лучшие друзья и товарищи для журналиста. Но проблема в том, что журналист — это человек, который знает всё, но по чуть-чуть. А тебе, будучи профессионалом, нужно наиболее полно раскрыть тему, если твой собеседник не идёт на контакт. И тут: импровизация. Бывает, что опаздывают, заходят уже на прямом эфире, снова импровизируешь. Касательно мата, то у меня лично такого не было. Но коллеги мои рассказывали, что когда-то очень давно, случались такие истории в прямом эфире. Ох, интересно же из них выкручивались.
— Как разминаешься перед каждым эфиром? Есть ли у тебя особые техники, которых ты придерживаешься?
— Я знаю, что существует множество вспомогательных техник: скороговорки, артикуляционные движения, произношение звуков. Я к таким манипуляциям не прибегаю. Но кое-что я всё-таки делаю: перед выходом в эфир с новостями, которые нужно осветить, я их прочитываю несколько раз заранее с интонацией, с расстановкой. Но, как правило, перед выходом в эфир мне хватает простого разговора с моими коллегами о чем-то отвлечённом.
— Что вдохновляет тебя на постоянную непрерывную работу, на коммуникацию с людьми?
— Мне сложно ещё судить о выгорании, потому что на радио я работаю всего год. Наверное, журналисты, которые работают десятилетиями скажут: «Ты ещё мало повидала! У тебя всё впереди». Существует мнение, что журналисты, как и врачи, выгорают через 3 года, потому что вокруг — постоянно огромный нескончаемый информационный поток, который, несомненно, изматывает. Процесс работы также очень цикличен: темы могут повторяться, вопросы и общение могут утомлять. Но со временем приходит и решение: подход к процессу под разными углами. Это значит, что ты постоянно совершенствуешься и проявляешь с каждым днём всё большую профессиональность.
— Что тебя вдохновляет на непрерывную работу?
— Касательно моего вдохновения, то я могу выделить три мотиватора, которые способствуют моей неугасаемой любви к радио. Первое: моя детская мечта. Она исполнилась, но я до сих пор, каждый день, сидя в кресле ведущей, испытываю невероятный восторг от того, что выхожу в эфир, общаюсь с интересными людьми. Я каждый день узнаю что-то новое. Второе: возможность разобраться во всех темах. Окружающая действительность, информационная повестка, события, важные остросоциальные вопросы — во всём этом я разбираюсь каждый день. Мой кругозор расширился, наверное, раз в 100 за этот год. Мозг не перестает работать вообще, что не может не радовать. Тебе предоставляется возможность поучиться чему-то даже не у своих коллег, а у гостей, представителей самых разных профессий. Третье: коллектив. Мне кажется, что люди, которые тебя окружают, это даже не 10 процентов твоего успеха, как это повелось, а все 50. Я прихожу на работу и чувствую себя, как в семье. Моё окружение — сплочённость, чувство юмора, поддержка, и, что самое важное, вера друг в друга.
— Есть ли у тебя любимые журналисты?
— Конкретную журналистскую личность, живущую сейчас или бывалую в прошлом, я не могу назвать. У каждого можно поучиться, от каждого можно взять что-то своё. Раньше мне нравился Юрий Дудь, но я тогда не работала в журналистике. Мне нравились его нестандартные вопросы, неординарные подходы к освещению тем, взаимодействие с собеседником, но это именно для жанра интервью. Но, повторюсь, кумира у меня сейчас нет.
— В таком случае, кто для тебя успешный журналист?
— В первую очередь, это человек честный. Тот, кто не идёт против своего нутра. Также успешный журналист должен уметь слушать и слышать, причем не только своих гостей и коллег, но и общество в целом. Он должен уметь находить выход из любой ситуации. Я считаю, что журналист, действительно добившийся успеха в своей сфере, это человек, который не боится трудностей и который всегда может выстоять в информационном потоке и шуме. Это человек, который не просто может написать текст или сказать слово в эфире, а который может сделать всю работу в одиночку, познав все тонкости каждой из специальностей. Он знает работу инженера, режиссёра, монтажёра и других людей в области журналистики. Один в поле воин — это про журналиста-профессионала. Также успешный журналист это тот, кто, достигнув высот, не загордился. Он готов помогать другим начинающим журналистам, но при этом способен подмечать и свои неудачи, заниматься самоцензурой. Определённо, для меня настоящий профессионал своего дела — это человек, который спустя годы не перестал заниматься самоцензурой, не перестал совершенствоваться в своей профессии.
— Есть ли творчество на радио и вообще в журналистике на твой взгляд?
— Наверное, у каждого, кто приходит на работу, о которой мечтал, в голове есть определённый образ, романтические мысли относительно профессии. Ты думаешь, что придёшь в редакцию или на студию, а там сплошной простор для творчества. Недавно пожарные были на эфире, говорили: «Это же так классно, тушить огонь, людей спасать. Потом работаешь долго, романтика проходит». Когда пришла на радио, знала, что это довольно-таки творческая профессия. Я и сейчас так считаю, но думаю, что в отношении творчества, журналистику нужно разделить по направлениям. Если говорить про печатную журналистику, то творчества там в процентном соотношении, хорошо, если бы 40. Я уже говорила, это преимущественно копипаст, сами авторы теряются. В телевизионной всё сложнее, но я там не работала, поэтому не могу сказать. Если говорить про радийную журналистику, то здесь место творчеству есть, в процентном же соотношение здесь 70 на 30. 30 — это про процесс, это регулярность, конвейерность и творческая составляющая в 70 процентов. Ты придумываешь темы, формулируешь вопросы под каждого из гостей. Импровизация создаёт простор для творчества.
— Как ты борешься со стрессом?
— Стрессу подвержены все люди. Но журналистика, мне кажется, в особенности, потому что все общественные веяния, в первую очередь, отражаются на журналисте, он в этом варится. Этот огромный объем информации пропускается через него, не имеет значения позитивная, негативная эта информация. Я думаю, что со временем у журналиста вырабатывается такое качество, как умение фильтровать информацию. Ты, будучи профессионалом, заслышав негативную новость, не поддаешься общей панике, а пытаешься разобраться в происходящем. За счет рационального практичного взгляда на произошедшее, ты держишь себя в руках. Нет, никто не сидит на успокоительных в рядах журналистов, все делятся друг с другом переживаниями, помогают. Я думаю, что тревожность в работе возникает в двух случаях: либо тебя заставляют делать то, что тебе не нравится, а это не может не вогнать в стресс, либо, если ты чего-то не понимаешь, но попросив объяснения, успокаиваешься. Нужно всегда помнить, что люди вокруг смогут тебе помочь, если ты им доверишься.
— Можешь назвать одну вещь, за которую ты любишь свою профессию?
— Наверное, это возможность узнавать что-то новое. Это банально, но это так.
— Что ты можешь пожелать молодым и перспективным журналистам?
— Я бы пожелала им быть настойчивее. Бывает, что новичков не воспринимают всерьёз, не могут наиболее полно оценить их способности, не дают им даже шанса попробовать себя в журналистике. Здесь, я считаю, будет целесообразным поотбивать пороги редакций, попробовать где-то поработать бесплатно, чтобы набраться опыта, потому что это ключевое. Здесь также имеет значение не только опыт работы, но и опыт жизненный, начитанность, насмотренность. Также я хочу пожелать ребятам развиваться в абсолютно разных сферах. Потому что, если ты, будучи уверенным в себе журналистом, посчитаешь, что тема экономики тебя не коснётся, при условии, что ты вещаешь про спорт, то здесь ты определённо не прав. Поэтому нужно стараться развиваться во всех направлениях: экономика, экология, медицина и так далее. Вместе с тем нужно не переставать читать книги и смотреть, например, других журналистов, художественное кино, неигровое, в общем — оставаться всегда на волне, напитываться окружающей тебя культурой. Вера в себя. Если ты в себе не уверен, тебе не стать журналистом. Да, уверенность вырабатывается, но если ты боишься публичных выступлений, если тебе страшно пообщаться с человеком на улице, если ты опасаешься тупо облажаться и показаться глупым, то ты не сможешь работать в журналистике. Последним я бы назвала умение быстро принимать решения именно в профессиональной сфере. Нужно не бояться, быть настойчивым, обязательно развиваться и, что главное, оставаться собой!
Беседовала Екатерина Сидорина