Оксана Силантьева: «Суть журналиста не в том, чтобы показать себя. Журналист показывает людей другим людям»
Оксана Силантьева — мультимедийный продюсер, первый в России магистр мультимедиа журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания, 2004). Оксана рассказала о своём понимании работы в журналистике, раскрыла секреты своей профессии и предостерегла от типичных ошибок новичков.
— Есть мнение, что классическая журналистика – это репортажи, статьи и тексты. Как вы опишите работу современного журналиста?
— Журналистику по-разному видят те, кто работает в отрасли, и те, кто смотрит на неё со стороны, кто является аудиторией медиа. Журналистика, которую видят и понимают наши зрители и слушатели, не равна тому, как её понимают люди, которые в ней работают.
Между первыми и вторыми ними есть еще тонкая прослойка тех, кто ещё вчера был зрителем, а сегодня хочет быть журналистом. У всех этих трех групп в голове будут совершенно разные образы. Поэтому вопрос «Как выглядит работа журналиста?» требует пояснения. Для кого?
Аудитория называет журналистами всех, кого видит на экране телевизора и чья фамилия указана в конце газетной статьи. Эту же ошибку допускают и абитуриенты, поступающие на факультеты журналистики. Если их спросить: «Кого из журналистов вы знаете?» они чаще всего назовут телеведущих. Кто первый всплывёт в памяти. Услышав эти ответы, журналисты профессиональные заламывают руки: «Как можно называть журналистами Познера, Соловьева, Урганта? Это же не журналисты! Почему простые люди не видят разницы?? Они совершенно ничего в этом не понимают!»
Потому что простые люди действительно не проводят различий между телеведущими, продюсерами, шоуменами, корреспондентами, ведущими авторских колонок и т.д.. Окошко телека – это вход, а там все остальные – журналисты. Если непосвященного читателя спросить про газету, то там тоже работают сплошь журналисты: «Какие такие корректоры, кто такие верстальщики? Вы о чем?».
И это — не специфика только нашей индустрии. Везде так. Если журналист зайдет в магазин, я думаю, не каждый разделит на глаз, например, товароведов и мерчендайзера. Людям «извне» это не всегда нужно знать. Но если вы стремитесь попасть в медиаиндустрию, вам важно погружаться в детали и проводить различия, разбираться в специализациях и оттенках профессии.
Например, есть дата-журналисты. Это те, кто находит темы для материалов в открытых и закрытых данных, кто умеет парсить информацию с сайтов, структурировать таблицы и писать скрипты, анализирующие большие объемы цифр. Или есть интервьюеры. Которые умеют вести беседу, настроиться на его эмоциональную волну, разговорить собеседника, показать человека, его ценности и убеждения, вызвать воспоминания и признания, создающие объёмный образ героя интервью. Есть журналисты-расследователи, копающие проблемную тему глубоко, добывающие доказательства и воссоздающие схемы махинаций. Есть новостники-агрегаторы, которые умеют обрабатывать большое количество потоков оперативной информации и выбирать из них самое значимое для картины дня. Есть репортёры, работающие «в поле», вживую сталкивающиеся с событиями и передающие с мест не просто фактуру, но и атмосферу происходящего. Есть ещё много других специальностей. Интервьюер может работать в газете и писать тексты, а может вести радиоэфиры. Расследования могут быть сделаны в формате инфографики или интерактивного фильма. Репортаж может быть опубликован на сайте или выйти в эфир на ТВ. Но для внешнего человека все эти люди со всеми особенностями их работы будут называться «журналистами».
Основой журналистики является поиск ответа на вопрос аудитории «Что случилось важного и как это может повлиять на мою жизнь?» Журналисты встают на сторону своих читателей, зрителей, слушателей и исследуют мир, регулярно отвечая им на этот вопрос. «Что сегодня случилось важного?» Так как люди очень разные, то и сферы их интересов различаются. Поэтому невозможно сделать материал, который будет одинаково важен и ценен каждому человеку.
Поэтому журналисты специализируются на различных темах и сферах жизни. Что сегодня важного случилось в атомной энергетике? На этот вопрос вы найдете ответы в специализированной профессиональной прессе. Что сейчас важного происходит в современной школе? Одни журналисты будут отвечать на этот вопрос родителям на популярном портале, другие — в «Учительской газете». И одни и те же темы могут найти совершенно разное воплощение. Потому что мы работаем для разной аудитории. Важно понимать это с самого начала входа в профессию. В журналистике мы работаем, показывая людей другим людям. Показывая героев наших публикаций, которые сделали что-то интересное, нашей аудитории. Мы не работаем в журналистике, если наша цель — показать себя.
Важно различать качественную журналистику от жёлтой прессы. И делать профессиональный выбор, в какое направление вы хотите пойти. Из жёлтой прессы практически невозможно попасть на работу в качественное издание. А вот в обратную сторону путь вполне открыт.
Неважно, тексты вы пишете или снимаете видео, не в форматах дело. Ключевой водораздел лежит между «я отвечаю за свои слова и перепроверяю каждый факт, о котором говорю» и «неважно, достоверна ли эта информация, главное, что она эмоционально-горячая, возбуждающая интерес и слюноотделение». Потому что у этих двух направлений принципиально разные подходы к выбору темы, поиску информации, подбору героев и стилю изложения.
— Какие черты у хорошего журналиста?
— Во-первых, хороший журналист понимает, о чём он говорит и пишет. Противоположность этому — обидный ярлык «не журналист, а подставка под микрофон». Хороший журналист сомневается, перепроверяет, уточняет детали. Плохой журналист оперирует фразами «Мне пофиг», «И так сойдёт», «А вот я так считаю». Журналисты – это люди не пишущие текст, а люди собирающие и распространяющие информацию, отделяющие важное от второстепенного. Пока еще у журналистов есть кредит доверия от аудитории. Читатель «делегирует» журналисту задачу «разобраться, что происходит и понятно об этом рассказать». Хороший журналист разбирается и понятно рассказывает.
Во-вторых, хороший журналист всегда стоит на стороне читателя. Думает, что читателю было бы интересно узнать, с какого угла важно посмотреть на ситуацию. И заботится о том, чтобы читателю было интересно. В противоположность этому есть люди, которые просто переписывают пресс-релизы государственных органов и делают вид, что это новости. Рерайт пресс-релизов — это не журналистика.
Вот эта профессиональная система «просеивания информации» в интересах другого человека часто отличает журналиста от блогера. Блогер показывает то, что интересно ему и собирает вокруг себя сообщество, исходя из тематики, интересующей его самого. Журналист ищет истории, исходя из интересов аудитории того издания, в котором он работает.
— Как вы считаете, что приоритетнее: материал, который продвигает издание, или материал, который будет в помощь пользователю?
Это не история про то, что есть какой-то материал важнее другого материала. Это значит, что для каждой задачи, для каждой группы аудитории редактор выбирает наилучшее решение. Например, одна известная массовая газета публикует каждую весну лунный календарь посадки рассады. С ума сошли что ли? (крутит у виска) Нет, просто их аудитория сажает рассаду и она уверена, что огурцы растут на растущей луне лучше. Ну не может массовая газета идти супротив своей аудитории. Поэтому она будет делать полезный лунный календарь. А другое издание будет делать рейтинги малого бизнеса в регионе, сравнивая годовые показатели по 67 критериям. Потому что их аудитории эти рейтинги полезны — помогают держать руку на пульсе развития региона. Полезный вашей аудитории контент — залог вашей востребованности.
Именно полезные материалы продвигают ваше издание. Ими делятся, их рекомендуют. Получив от вас полезный контент один, второй, третий раз, к вам будут приходить регулярно. Может быть, даже подпишутся на канал и нажмут колокольчик (смеётся).
— Когда мы создаем материал, нам важно самому уметь добывать информацию, то есть от первого источника, или нам важно грамотно использовать то, что имеем?
— У разных специализаций по-разному, но в большинстве случаев умение добраться до первоисточника защищает самого журналиста. Ведь любой материал он(а) подписывает своим именем. Подтверждает своим собственным авторитетом написанное от его/её имени. Если журналист не умеет найти, откуда данные, им легко можно манипулировать. Подкинуть яркую цифру или цитату, неточно перевести с иностранного языка, подменить цифры или единицы измерения… Есть много способов сбить журналиста с тропы. Пиарщики и пропагандисты — великие мастера в таких манипуляциях. Качество работы и авторитет журналиста во многом базируется на том, как часто он(а) сбивались с тропы достоверности. Было ли это на самом деле? Кто на самом деле это сказал? Сколько на самом деле денег выделено и почему эта цифра отличается от того, что распространяется через пресс-релиз? Вот эта фокусировка на «как оно на самом деле?» и отличает хорошего журналиста. Часто это зависит, иот редакционных стандартов издания, от той планки качества, которую выставили редакторы. Классический пример, когда недостоверность стоила журналисту карьеры и порушила его репутацию на долгие годы — история Стивена Гласса. Погуглите, почитайте его биографию в Википедии, посмотрите фильм «Афера Стивена Гласса». Это тем более интересно, что история этого журналиста, фабрикующего новости, началась сразу после его выпуска из университета. Думаю, студентам будет любопытно, что в современном мире значит старая поговорка «Береги честь смолоду».
Поверх умения добывать информацию конечно важно, чтобы журналист умел её «упаковывать» и «переупаковывать», структурировать, комбинировать, сравнивать и анализировать. Это, по сути, и есть то, чем мы профессионально занимаемся.
— Давайте представим, что медийщик – это герой вашей книги. Какие имя вы ему дадите? Как опишите его?
— Если по качествам, вне зависимости от того, где человек работает и на какой позиции, это любопытство. Это «шило в попе», которое является внутренним стержнем. Если журналист потерял интерес к миру и к людям вокруг, можно тут же уходить из профессии. Он начинает «гнать строку», писать только для того, чтобы написать какое-то количество знаков. Получается чушь, он начинает переписывать пресс-релизы и заполнять этой гадостью окружающие информационное пространство. Нам не надо ещё больше букв, минут эфира или новостных сообщений. Нам нужна востребованные аудиторией, значимые темы и адекватно написанные/снятые материалы.
Суть журналиста не в том, чтобы показать себя. Журналист связывает людей с другими людьми. Спросите у своих родителей и бабушек/дедушек. Какой образ журналиста они помнят? Почему раньше журналистика ассоциировалась с командировками, поездками с какими-то экспедициями? Потому что журналиста отправляли в те места, куда не может поехать аудитория. И журналист своими глазами смотрел на происходящее, узнавал, добывал информацию, находил интересных героев, разговаривал с ними, задавал вопросы и разбирался в ситуации. А потом собирал это всё в материалх, чтобы другие читатели и зрители смогли это все увидеть. Пусть сейчас не так часто журналисты отправляются в командировки. Но этот «ген исследователя» — это то, что драйвит и подпинывает хорошего журналиста. Дальше, наверное, обостренное чувство достоверности. Журналист отличается от фантазёровтем, что он описывает то, что происходит в реальности. Поэтому, если вам интересно создавать какие-то несуществующие миры и вселенные, то для этого есть масса других профессий. Индустрии кино, компьютерных игр, метавселенных тоже на подъёме и туда точно нужно много специалистов.
— Побывав за границей и увидев как там работают журналисты, вы изменили взгляд на российскую журналистику? Какие есть отличия или схожести?
— Не существует какой-то отдельной «зарубежной» журналистики. Это удобное обобщение, когда вы разговариваете вообще. Когда мы говорим «зарубежная журналистика» — это тоже самое как мы бы сказали «есть российская журналистика», не учитывая что есть отдельная якутская журналистика, хабаровская, сыктывкарская, или журналистика посёлка Артыбаш. Есть специфика в разных странах, по-разному, например, организуют свою работу редакции в Швеции и в Англии. Традиции и система законодательства, привычки аудитории и специфика медиапотребления везде разная. Но скажу, что крупная качественная газета в Стокгольме делается по принципам, очень похожим на то, как работает крупная качественная газета в Лондоне. А качественная локальная газета в сельском районе Северной Каролины поднимает темы, очень похожие на те, которые интересуют редакцию локальной сельской газеты в Алтайском крае. Страновая специфика есть, есть разные подходы в редакционном менеджменте, но ключевые различия лежат всё-таки в плоскости «кто наша аудитория и насколько тщательно мы работаем с фактами». Тут можно найти больше общего, чем различий.Но чтобы увидеть и общее, и различия, очень важно получить этот опыт. Чтобы изменился фокус, тебе нужно действительно поработать в другой системе координат. Любой новый опыт даёт новый взгляд, новый ракурс и новые идеи. Поэтому я «всеми лапами» за обмены, совместные проекты, стажировки и другие формы сотрудничества.
Беседовала Анна Брюханова