Виль Равилов: «В фотожурналистике хорошему человеку всегда место найдётся»
Виль Равилов — фотограф из Прокопьевска, член Союза фотохудожников России, чьи работы публиковались в «Таких делах», «Ленте.ру», «Коммерсанте» — говорит о фотожурналистике, репортаже с «Листвяжной» и мотивации снимать.
— На передачах и подкастах, на которые тебя приглашают, тебя часто спрашивают про Прокопьевск. Почему глубинка интересует фотографов?
— Она тянет уже давно, она тянула всегда всех фотографов. Наверное, в городе больше всего людей, всё уже пересмотрено, там жизнь кипит, всё переснятно. Есть фотографы, которые идут из Москвы в регионы, а есть фотографы, которые изучают свой край. Если конкретно про меня говорить… Мне просто в большом городе особо делать нечего, кроме тусовок. Мне неинтересно там снимать, искать темы. А вот свой край, который я достаточно хорошо знаю, да. У меня есть много общего с людьми, с ними мне интереснее, роднее, ближе.
— Ты снимаешь каждый день?
— Фотоаппарат всегда со мной. Если что-то случается интересного, я всегда могу что-то снять. Если фотоаппарата нет, то телефон.
— Как тогда не скатиться в рутину?
— Никак. Смотри, я же не работаю фотокором, «паркетником», как их называют их. Фотожурналистикой я занимаюсь отдельно. Я работаю в театре. Часто снимаю для отчёта. Вообще, в штате я там дизайнер. И коллега часто говорит: «Давай что-нибудь придумаем, что-нибудь классное сделаем», а у меня мозг в театре уже совсем не работает. А вот как только выхожу из театра, сразу какие-то идеи появляются.
— Какая у тебя была первая публикация?
— Я не помню, если честно. Параллельно всему этому я фотографирую жизнь города своего. И моя первая публикация, как раз про неё, — это проект «Жемчужина Кузбасса». Он была опубликован на Republic.ru (признана в России СМИ-иноагентом).
— Ты ещё снимал «Листвяжную» для Lenta.ru. Расскажи, как это было. Как с тобой связались?
— Авария произошла в пятницу утром [25 ноября]. Десять-одиннадцать часов, я на работе. И мне начали звонить. Сначала с «Коммерсанта», причём с Москвы, просят сфотографировать «Листвяжную». Я им отвечаю, что сегодня работаю, завтра могу съездить. Я ещё не осознал, что там произошло. Несколько часов прошло, пока работа, пока новости читаю, какая-то авария. И тут мне звонят: «Фотографии нужны прямо сейчас».
Потом мне позвонили и написали Lenta.ru. И в этот же день мне написали из «Таких дел». Где-то к середине дня я понял серьёзность и масштаб катастрофы.
Как в моём случае это сработало. Фоторедакторы из Lenta.ru не часто так делают. Обычно они одновременно отправляют фотографа и журналиста ехать в какое-то место. Но так получилось, что они нашли меня, через друзей-друзей, знакомых-знакомых. Три или четыре дня мы вместе с журналистом ездили по разным местам, в разные деревни.
— У тебя есть какие-то принципы, по которым ты выбираешь, в каком издании ты будешь публиковаться?
— Да. В свете последних событий, есть такие издания, если вдруг со мной свяжутся, то я с ними не буду работать. Но я в основном работаю с фоторедакторами. Бывает такое, что работает он в одном месте, потом, раз, уходит, но у неё остается база контактов. И когда он просит сделать съёмку, но уже для другого издания, я знаю, что ему можно доверять. Знаю, что он, условно, сотрудничает с адекватными СМИ.
— В каких ещё местах ты смог побывать благодаря фотографии?
— Вообще, это главная причина, почему я снимаю. У меня появляется возможность попадать в какие-то места. И самое интересное, что оно как-то само начинает тебя находить. Допустим, когда я приезжал в Новосибирск в прошлом году [прим. на фестиваль «Молодые фотографы России»], я приезжал только для того, чтобы поучаствовать в мастер-классе Антона Уницына и Анны Масловой. Я не знал, что там будет. Просто подумал, почему бы и нет, не часто бывает, недалеко ехать. Оказывается, [организаторы] договорились с разными институтами. Я потянул жребий и мне попался Институт ядерной физики, и люди такие «О, Институт ядерной физики достался». Я бы никогда в жизни не попал туда внутрь, не пообщался бы с учёными, если бы не фотография.
Ещё я какое-то время работал в нашей местной газете. Бывало такое, что попадаешь на маленький заводик, и внутри атмосфера интересная, визуально фактурная вся.
Кстати, в прошлом году я сгонял в Ленинградскую область в составе группы, которая снимала документальный фильм. Я снимал бэкстейджи плюс всё, что видел. Тоже чисто случайность. Девушка из этой организации сначала предлагала Владу Некрасову. А у него была накладка, он не смог поехать. После Влада она предложила мне. А я как раз без работы. И всё, я поехал. Думаю, Влад мне потом завидовал.
— Почему ты занимаешься фотожурналистикой?
— Если бы я научился писать, то я бы писал. Может быть, научусь ещё. Но, как мне кажется, фотографировать проще. Ты можешь проживать разные жизни в поездках. Может быть, с возрастом это как-то поменяется. Стану более серьёзно подходить. Да, причина какая-то поверхностная. Но Миша Доможилов сказал, и я постоянно всем повторяю, если вы будете заниматься документальной фотографией, и неважно, вы можете не выиграть ни одного конкурса никогда, вы не будете публиковаться, вы не будете успешным, но всё равно вы проживёте классную жизнь, вы будете видать классных людей, постоянно попадать в какие-то интересные места. Оно того стоит, в любом случае.
— Журналисту и фотографу, как никому другому, нужно сохранить внутреннего ребёнка в себе, как это сделать, в современных условиях?
— Смотря на людей, с которыми я поработал, с пишущими журналистами или с другими фотографами, могу сказать, что никак не сохранить. Оно либо у тебя есть постоянно в тебе, либо нет. Разные есть люди, для некоторых это завод. Наверное, научиться писать или фотографировать до какого-то приемлемого уровня, может любой человек, а иметь это желание, внутреннюю заинтересованность не каждый.
Хорошая фотография всегда будет нужна. Сейчас самый нужный момент, когда надо идти. В фотожурналистике и в журналистике хорошему человеку всегда место найдётся.
— Какой совет ты дашь молодому фотографу?
— Я ещё сам молодой фотограф. Просто делать с душой своё дело. И этическим быть верным, не мараться, не заниматься постановкой.
— Твоя любимая фотоистория, которую ты сделал.
— Оценивать себя практически вообще невозможно. Я просто в какой-то момент выбрал фотографию, которая мне нравится — это турнир по хоккею с мячом. Такой регби по-прокопьевски. Всем ещё нравится Ленин, такие эффектные снимки.
— Что никогда не устанешь снимать?
— Голубей. (Смеётся) Стрит. Иногда, конечно, надоедает, но всё равно каждый раз выходишь на улицу, пытаешься найти какие-то формы, светотени.
— Есть такой вопрос, который ты хотел бы, чтобы вам задали, но так никто до сих пор этого не сделал?
— Виль, что надо сделать, чтобы получить World Press Photo? Такой бы вопрос я бы хотел услышать.
Беседовала Ольга Егитова