Влад Миронов: «Журналистика — это про людей и для людей»
Влад Миронов — обладатель студенческой премии «ТЭФИ», специальный корреспондент, телеведущий — о журналистике, практике в университете и работе в «Роскосмосе»
— Как ты выбрал профессию журналиста?
— Быть журналистом никогда не было моей мечтой. Я всегда понимал, что у меня есть склонности к каким-то гуманитарным специальностям, у меня всегда хорошо получалось писать сочинения, был свой слог, это отмечали мои учителя литературы. При этом не могу сказать, что мне всегда нравилось писать сочинения и вообще, что-то писать. Зато мне нравилась неорганическая химия, и я задумывался о том, чтобы поступать в медицинский. В одиннадцатом классе несколько раз нужно выбирать предметы, которые ты собираешься сдавать на ЕГЭ, и я помню, что на финальном отборе, когда уже нужно было выбрать, что ты идёшь сдавать, я сидел над этим листочком и думал, чего я хочу, сдавать химию и биологию и поступать в медицинский, или сдавать литературу, обществознание и английский, чтобы пойти на «журфак». И я выбрал гуманитарную профессию. В Новосибирске я рассматривал только один университет —НГУ, потому что это лучший вуз у нас.
— Почему ты выбрал направление телевидение, а не печать?
— Я шёл от обратного, часто так делаю в жизни, когда не могу принять какое-то решение. Я точно понимал, что не хочу идти на печать, потому что не люблю писать. А телевидение меня привлекло, и я решил попробовать.
— Где ты проходил практику в студенческое время?
— Во-первых, вся моя учёба в НГУ была сплошной практикой. Свою первую летнюю практику я прошёл в корреспондентском пункте «Первого канала». Второй год я провёл в стенах NSU.Life, и у меня было очень много внутрисеместровой практики. Я помню, что выходил из университета минимум в 1:00 – 2:00 ночи. Постоянно что-то снимали и монтировали. Это было тяжёлое время, но оно многое мне дало. И все это закончилось тем, что в мае я уехал работать на Чемпионат мира по футболу. Я считаю, что это моя первая осознанная работа, я понял, благодаря этой работе, что мне очень нравится работать в проектном формате и работать операционно на каком-либо событии.
На третьей практике я поехал по программе Work&Travel, и собственно третий курс закрыл этой практикой. Ещё на третьем курсе был в дирекции зимней универсиады в Красноярске. Я был руководителем одного из объектовых пресс-центров. Там было одиннадцать объектов, на которых проводились эти игры, на каждом объекте был пресс-центр, и я руководил самым крупным. У нас были соревнования по сноубординг-фристайлу, и вот тогда я закрыл досрочно летнюю практику.
Мне всегда казалось, что того, что у меня есть, что мне предлагают, мне мало. Я очень сильно хотел попасть на NSU.Life на первом курсе, и весь второй курс я провел с этой командой, но в какой-то момент мне показалось, что мне мало даже и этого. Академгородок, на самом деле, опасная штука, потому что мы все находились в условиях мыльного пузыря. Обусловлено это тем, что он территориально удалён от большой жизни. Комьюнити Академгородка очень маленькое, то есть все студенты и преподаватели друг друга знают на протяжении многих лет. Я быстро понял, что мне мало того, что мне предлагает университет, что мне хочется большего. Когда я это осознал, эти возможности каким-то волшебным образом я начал находить. Один из моих жизненных принципов, от которого я никогда не отказывался – ты должен соглашаться на любую возможность, которую тебе показывает жизнь.
— Как ты попал в «Роскосмос»?
— Я на тот момент уже полгода учился в магистратуре Высшей школы экономики, помимо диплома у меня было уже приличное резюме, профильные награды, я много где успел поработать. В «Роскосмос» попасть мне сильно помог «ТЭФИ»: когда мне его вручили, я познакомился с руководителем службы главного продюсера Дирекции информационных программ, «Первого канала» Сергеем Семёновым. Он дал мне свою визитку, и мы через пару дней созвонились, когда я уже был в Москве. Я приехал в «Останкино», и это было правда очень круто. Меня поводили по студиям, где работают все корреспонденты Первого канала, показали студию, где выходят основные выпуски. Там мне предложили работу корреспондентом, причём без вступительных испытаний. Я отказался, потому что не хотел работать только в новостном сегменте. Сергей Семёнов сказал, что просто так меня не отпустит и перебросил моё резюме в «Доброе утро». Там я стажировался какое-то время, и мне предложили очень хорошие условия для первой работы. Параллельно возник «Роскосмос», я узнал, что там требуется телеведущий – корреспондент и кастинг через два дня. Я отправил туда своё резюме, своё портфолио, мне перезвонили, пригласили на кастинг, и я пришёл. На кастинге мне показалось, что я справился ужасно, но мне перезвонили через несколько дней и попросили приехать и сделать тестовое задание. Меня взяли, и с начала 2021 года я работаю там.
— В чём заключается твоя работа?
— Я уже год работаю в «Роскосмосе» и могу сказать, что в основном занимаюсь спецпроектами. Начал работать корреспондентом в самом типичном понимании этой работы, когда шеф редактор или продюсер даёт тебе информационный повод, и тебе нужно сделать сюжет к эфиру. У нас тогда эфир выходил в субботу, и, получается, на понедельник, вторник или среду выпадала сама съёмка. Чаще всего это был рассказ либо о каких-то предприятиях ракетно-космической отрасли, куда мы приезжали и рассказывали о том, как живёт это предприятие, что оно крутого или нового сделало, о людях, которые там работают, либо это были какие-то события, которые проходили с активным участием «Роскосмоса». Еще у меня были командировки, и я за это очень благодарен «Роскосмосу», потому что я выезжал на космодром, и я смотрел, как взлетают ракеты, общался с космонавтами. Я до сих пор очень счастлив и не знаю, когда ещё у меня в жизнь могла появиться такая возможность. Со временем мои обязанности расширились, я стал ведущим прямых эфиров, которые делает «Роскосмос». Сейчас я продолжаю выезжать на космодромы, через четыре дня у меня новая командировка и я полечу на космодром Плесецк.
— За что ты любишь свою работу?
—Я люблю работать на съёмках, мне нравится видео, общаться с огромным количеством людей, делать что-то для людей, рассказывать их истории. Чувствовать, что, то, что ты делаешь, действительно важно, потому что за тобой наблюдает огромное количество людей. Чувствовать ответственность за то, что ты говоришь и делаешь. Я давно сформулировал для себя, что мне очень нравится работать в таком около развлекательном сегменте, это уже такой авторский почерк. Я люблю веселить и преподносить информацию через эту эмоцию. Если в такие времена от моих роликов, сюжетов, репортажей, подводок хотя бы один человек улыбнётся, то значит, что я достиг очень важной цели для себя. Поднял кому-то настроение и напомнил, что жизнь состоит не только из боли и страшных новостей, а в ней есть ещё и смех, улыбки и солнце.
— Какие у тебя дальнейшие планы?
— Я пока решил, что поддамся течению жизни и посмотрю куда она меня вытянет. Помимо «Роскосмоса» у меня безусловно есть ещё проекты. Я иногда «фрилансю» как диктор, озвучиваю рекламы. Это всё ниточки жизни, которые куда-то ведут. Пока непонятно, куда это всё вытянется. Я очень ценю свою жизнь и люблю возможности, которые мне она периодически предоставляет,и ни отчего принципиально не отказываюсь, потому что мне всё интересно, всё хочется попробовать. Сейчас я в такой фазе, когда решил не бежать сломя голову и не пытаться что-то кардинально менять в своей жизни, а просто так немножко замолкнуть и наблюдать за тем, куда ведёт меня жизнь. И, соответственно, хорошо делать свою работу.
— Правда ли, что журналисты мало зарабатывают?
— Я точно знаю, что журналист очень редко работает только в одном месте, потому что тогда на самом деле действительно сложно. Всё зависит от тебя самого, от количества времени, сил и ресурсов, которые ты готов тратить на работу. Я считаю, что достаточно неплохо зарабатываю к двадцати четырём годам, учитывая, что всего полтора года живу в Москве. Но это всё равно ещё не предел мечтаний и моих ожиданий. Для меня деньги никогда не было решающим фактором, конечно, прикольно зарабатывать много, но мне больше нравится, когда моя жизнь загружена каким-то делами, проектами, работой, что у меня нет времени тратить деньги. Здорово, когда на карточке есть зарплата, и ты даже не успеваешь её потратить, потому что всё быстро и динамично.
— В журналистике есть гендерное распределение?
— Я считаю, что не должно быть. Внешность, пол, сексуальная ориентация не решающий фактор, всё зависит от твоего таланта, опыта. Есть такое, что очень много корреспонденток-девочек и охотнее берут представителей мужского пола, потому что девочек много и надо разбавлять эфир мальчиками тоже.
— Для тебя журналистика — это ремесло или творчество?
— Мне всегда хотелось, чтобы моя работа была не просто средством заработка, но ещё и средством какой-то профессиональной творческой реализацией. Мне очень нравится, что мы, журналисты, не полностью погружаемся в искусство, как это, например, делают наши коллеги: режиссёры, актёры. Но при этом мы и не аналитики, которые работают только с числами, данными, фактами. Всё равно это какой-то синтез, ты можешь реализовываться творчески, но не уходить в творчество с головой.
— Что такое журналистика для тебя?
— Журналистика – это про людей и для людей.
— Какой совет дашь начинающим журналистам?
— Всегда смотреть за рамки предлагаемого, всегда хотеть большего, не бояться рисковать, переработать или устать. Пока жизнь даёт возможности реализовываться, нужно это делать. Второй совет – это никого не слушать, вообще никого, только себя и делать всё, как ты чувствуешь. Не нужно бояться уходить от людей, которые не ценят тебя и твою работу. Не бояться говорить. Всегда пробовать что-то новое, чтобы понимать, что тебе близко. И конечно любить то, что ты делаешь, своих коллег, людей, про которых ты рассказываешь, и тогда это получится от души. Это самое главное.
Беседовала Ева Бобкина