Александр Хамраев: «В этой профессии нужно быть готовым учиться буквально постоянно»

Журналист информационного портала «Чита.ру» Александр Хамраев о региональной журналистике, выгоде и нюансах своей работы. 

— Расскажи, с чего начался твой путь в профессии?

— В журналистике я с сентября 2021 года. Начало было непростое… Было очень много стресса и зубодробительный груз ответственности. Ты еще не освоился, не все тонкости знаешь, с трудом пишешь несколько новостей за весь день, а уже вот-вот тебя выводят на первые дежурства на новостной ленте, где ты должен находить и выдавать минимум по 12 новостей в день – то есть по одной новости в каждые 30 минут. Жуть как страшно было дежурить по началу, аж до тряски. Это была настоящая борьба с самим собой.

—  Есть ли у тебя журналистское образование?

—  Это, кстати, интересный момент, но образование у меня не профильное. По специальности я вообще экономист. Но еще во время учебы я понял, как это часто бывает, что цифры — не мое. Скучно и безжизненно. Слава богу, сейчас мир более гибок и приоритет дается не бумажке в дипломе, а тому, что ты из себя представляешь и на что способен.

— Почему ты решил сменить род деятельности именно на журналистику?

— К журналистике как-то подсознательно тянуло всегда. Сколько себя помню, всегда следил за новостными ресурсами, нравилось наблюдать, кто и как освещает одну и ту же информацию, и искать при этом противоречия, следил за политикой. Было очень странно вдруг оказаться по ту сторону публикации и смотреть на нее уже не как читатель, а как автор.

— Сложно было начинать работать в СМИ без соответствующего образования?

—  Поначалу были сложности, конечно. Не было этой долгой и постепенной вузовской подготовки, и пришлось погружаться в сферу резко и стремительно. Иногда чувствовал недостаток в понимании каких-то базовых, как мне казалось, вещей, но все это решаемо. Если такое и происходило —ответы всегда можно найти в Сети, литературе или попросить совета у коллег, которые всегда помогут. Учишься прямо в процессе. Так, конечно, тяжелее, но зато намного эффективнее. А вообще в этой профессии нужно быть готовым учиться буквально постоянно.

— Что для тебя журналистика?

— Это, в первую очередь, возможность помогать людям, быть их глазами и ушами, и, как бы пафосно это ни звучало, — это служение правде. Сейчас, по понятным причинам, правды становится все меньше, и главная задача журналистики, на мой взгляд, оставаться независимой и стремиться быть как можно ближе к истине при любых сложившихся условиях. И еще немаловажный момент. Журналист — это связующее звено между человеком и властью. Люди не знают, что творится, скажем, в правительстве, губернатор не докладывает им о своей работе. Так же, как и люди не могут рассказать о своей беде ответственному лицу напрямую. Да и к тому же, чем под более пристальным вниманием находится чиновник, тем тщательнее он будет думать о том, что говорит, и что делает. В общем, страшная это и сильная штука, не зря говорят, что это «четвертая власть».

— Согласен ли ты с тем, что журналистика —это про творчество? Или это все же больше рутинный процесс?

— Безусловно. Это творчество, это свобода. Касательно текстов – ты можешь освещать то, что хочешь, что интересно, о чем хочешь рассказать людям, можешь брать интервью, у кого хочешь, спрашивать, что хочешь. Ты сам себе автор и организатор своей работы. Не без ограничений, но такое тоже есть.

— Почему именно «печатная» журналистика? Связано ли это с некой любовью к написанию текстов или же просто стечение обстоятельств?

— Как-то и то, и другое. Трудно представить себя на радио или телевидении, конечно, хотя думаю, что там тоже очень прикольно. Иногда поражаюсь, как быстро работает их мозг, чтобы прямо в эфире выдавать работу. Печатная журналистка в этом плане более нетороплива, но при этом и глубже — больше времени на то, чтобы вникнуть в вопрос и выдать изученный и проработанный материал. И есть возможность писать расследования.

— Я почитала статьи твоего авторства на «Чита.ру» и заметила, что многие из них находятся в категории «Общество». С чем связано желание писать именно про общественную жизнь, а не, например, про политику или экономику?

— На самом деле это разделение на рубрики довольно условно. Просто категория «Общество»самая универсальная и подходит практически под все. Власти приняли какие-то выплаты? – «Общество». Сделают где-то освещение на улицах? – «Общество». Преступник расплакался в суде – тоже «Общество». Хотя сюда также подходят и другие категории. Это больше технический момент, конечно, и не существенный. А так да, интереснее всего писать про людей. Это то, что ближе нам всем и понятнее, то, что больше цепляет. Но прямо сердце колотится, если пишешь про какую-то несправедливость, нарушение, произвол. В этот момент ты понимаешь, что придаешь чью-то беду огласке, и внимание общественности может решить эту проблему. И оно чаще всего ее решает. Ну и куда уж без политики – к ней сейчас особенно пристальное внимание. Каждое решение и слово тех, кто нами «правит» должно быть на виду у людей.

— Придерживаешься ли ты мнения, что журналистика — это про людей и для людей? Как ты считаешь, что должно быть в приоритете: личная, корпоративная выгода от выпуска материала или же помощь людям?

­— Журналистика – это никогда не про личную выгоду. Такого просто не бывает. Даже маломальской личной выгоды ни одна еще новость или текст не приносили. Скорее как раз наоборот. От освещения некоторых тем чаще всего получаешь в свой адрес кучу критики, едких комментариев, ненависти и угроз. Но никогда не выгоду. Есть какая-то новость или нет, тебе лично от этого ни горячо, ни холодно. Просто если событие происходит — ты должен его освещать. А лучше любой выгоды — удовлетворение от проделанной работы и результат от нее.

—  Многие думают, что в маленьком городе особо не о чем писать. Согласен ли ты с этим?

—  Я прямо так и думал, когда я только начинал. Мне казалось: «Ну что можно интересного написать в крошечной Чите, где ничего не происходит». Но, как выяснилось потом, это обывательское представление. Когда погружаешься в жизнь города и в профессию, понимаешь, что новости буквально повсюду, мы и живем в их потоке. Нужно лишь уметь их видеть. Конечно, по сравнению с каким-нибудь Петербургом тут меньше событий, но и такого, чтобы совсем нечего было писать, тоже нет.

­— Какие сложности в работе ты можешь выделить? Расскажи, с чем приходилось сталкиваться?

— Сложностей много: как от мелких и повседневных, что не можешь добиться комментария от чиновника или найти нужные тебе сведения, так и глобальные, типа кризиса или выгорания. Сталкиваться приходилось и со скандалами, и с угрозами судом от недовольных, доносах и заявлениях, явками в Следственный комитет. Как-то раз даже в редакцию пришел озверевший быдловатый бизнесмен, который угрожал нас там всех перебить. Но все это мелочи.

—  Как проходит твой день в редакции и подготовка к выпуску материала?

—  Каждый день в редакции выглядит по-разному, и это здорово. Ты можешь пойти на заседание комитета, на пресс-конференцию, можешь в суд, а можешь побежать на какой-нибудь пожар в центре города, плыть в лодке по затопленным улицам, или рвануть на серьезное ДТП. Порой просто весь день в офисе, так тоже бывает. Всегда похожи друг на друга только дни дежурства на новостной ленте – тут ты просто сидишь и нон-стопом семь часов добываешь новости.

— Хотел бы ты продолжать развиваться именно в журналистике? Или есть желание попробовать себя в другой сфере?

­— Работа в журналистике дала мне понять одно – я вообще никогда не смогу больше заниматься бесполезным и нудным трудом. Перебирать какие-то бумажки, выписывать счета или там целый день разливать кофе. Да я там просто сдохну. Трудно теперь представить себя на скучной работе. Если и уходить, то во что-то более интересное, чем журналистика, но такого я для себя пока даже не представляю.

— Сталкивался ли ты с «выгоранием»? Как с ним можно бороться?

— Не без этого. Много стресса на этой работе – ответственности перед читателями, редакцией, жалобщиками, властями, ты должен ежедневно приносить нужное количество прочтений. Плюс ты должен всегда быть в курсе событий, следить за повесткой. Полностью отключиться от работы нельзя, всегда в ней. Абстрагироваться выходит только в отпуске. Скажу банальные вещи, но с выгоранием помогает хобби, любовь и встречи с друзьями. Или просто заказать каких-нибудь вкусных роллов и посмотреть классный фильм.

— Что для тебя значит понятие «хороший журналист»? Какими качествами он должен обладать?

—  Буду краток: хороший журналист – независимый журналист. А еще подвергающий все сомнению, упорный и любопытный.

— Есть ли какие-то журналисты, чье творчество тебе нравится?

— Обожаю своих коллег и считаю их профессионалами всероссийского уровня. Хочу выделить Киру Деревцову – мастер и образец в журналистке. Из популярных люблю творчество Пивоварова* и Парфенова*.

— Имея возможность обратиться к себе в прошлом, какой совет ты бы дал себе?

— Больше пробовать, однозначно, и не бояться ошибаться. Набивать шишки классно, полезно и закаляет. А еще больше прислушиваться к себе и меньше плыть по течению.

Беседовала Полина Ангарская

* — выполняет функции иноагента.