Александра Загороднюк: «Мне не хватало на моей прежней работе творческого движа»

Сейчас Александра Загороднюк ведущая и продюсер телеканала «8 канал. Новосибирск». Но этот ли путь был выбран с самого начала? В интервью Александра рассказала о решении, которое изменило её жизнь, о роли журналистского образования, а также про работу редакции «8-го канала».

—  Александра, всегда ли вы знали, что будете заниматься журналистикой?

— Нет! Я думала о поступлении в театральный, но оказалась на факультете «Реклама и связи с общественностью». Мне нравилось писать статьи в студенческой газете, брать интервью. Потом по работе я много писала для сайтов и в журнале, но в качестве подработки. Мне доставляло это удовольствие.

— Почему решили сменить направление /профессию?

— Мне не хватало на моей прежней работе творческого движа. По факту он был — я была арт-директором, общалась с творческими людьми, организовывала концерты, кулинарные мастер-классы, придумывала маркетинговую стратегию, делала контент для заведений города. Но это не было «тем самым», то, от чего бы я ощущала творческий запал, полёт души, драйв.

— Журналистом может стать каждый? Обязательно ли иметь журналистское образование?

— Сейчас такое время, что кажется любой может стать тем, кем хочет! Вопрос в том — захочет ли человек развиваться профессионально. Можно получить хорошую базу в институте, но на этом остановиться и считать за аксиому то, что он узнал. И можно не получать образование, но быть воспринимающим окружающую действительность и тенденции, быть открытым к новому.

— На каком телеканале и на какой должности трудитесь сейчас?

— «8 канал. Новосибирск», телеведущая и продюсер. Время от времени пишу статьи на фрилансе. Телеканал — это основное. У меня ещё разные подвиды деятельности. Я тусовочный корреспондент в баре — снимаю контент в сторис, например интервью с выступающими группами, ловлю моменты и передаю атмосферу вечеринки. Потом монтирую отчётное видео для социальных сетей. Провожу мероприятия, иногда организовываю коммерчески фото и видеосъёмки, прописываю сценарии, подбираю команду. Иногда пишу статьи, но это по запросу скорее людей, которые на меня выходят.

— Расскажите о своей редакции. Каковы принципы телеведущих? Каким образом проходит работа в коллективе?

— Сразу оговорюсь, что в каждой редакции всё очень может отличаться.
На 8-ке направленность — работа «в полях». У нас нет студии, где бы сидел ведущий и читал с суфлёра текст. Мы за «живой» формат, где ведущие — люди с эмоциями, человеческой речью и интонациями. Ищем новые идеи, не боимся менять подходы к работе, импровизировать. Я бы даже назвала наш подход дерзким. У нас на 8-ке жёстко и своеобразно, поэтому классические журналисты часто отваливались, придя к нам на работу. Нужно мыслить вне форматов, не пытаться добиться стерильно-правильного сюжета. Я сама долго искала свою идентичность, как ведущей.

— Сколько людей причастны к готовому продукту?

— На данный момент у нас небольшая команда — два продюсера, один режиссёр монтажа, один оператор, три телеведущих-корреспондента. Каждый несёт личную ответственность за выходящий продукт. Тут необходимо выяснять и обговаривать зоны ответственности. В нашем случае у каждого причастного к материалу есть своё мнение, как должно быть. И если режиссёр монтажа, например, отдаёт свои субъективные комментарии на счёт стиля ведения ведущего, что он должен/что не должен и т. п. — будут нескончаемые конфликты. Это очень здорово, когда каждый хочет сделать продукт лучше, но нужно стремиться к балансу вовлечённости в процесс и в то же время соблюдения границ — это самое трудное и важное, на мой взгляд.

— Нашла интересный факт о вашей журналистской биографии. Вы брали интервью у Сергея Лазарева, Максима Аверина и других медийных личностей. Тяжело ли держаться уверенно в кадре, находясь перед знаменитостью?

— О да! Сначала безумно страшно, с опытом становится спокойнее, но всё равно мандраж присутствует всегда! Важно готовиться к интервью, но не быть слишком привязанным к вопросам. Иначе живого разговора может не получиться.

— Что огорчает в профессии?

— Огорчает, что порой к журналистам относятся, как к «падальщикам» или «желтухе», особенно это касается телевиденья. Очень насторожено или даже враждебно. Часто ты словно догоняешь людей, чтобы рассказать о них, их деле, мероприятии. Раньше эти люди сами хотели, чтобы журналисты к ним пришли и хватались за эту возможность. А сейчас привлекают скорее блогеров и лидеров мнений, облизывая их со всех сторон, а ты гонишься за тем, чтобы сделать сюжет. Ленивые люди. Ты предлагаешь съёмки в проекте, за участие в которых, телеканалы брали большие деньги. Сейчас в «движухи» вписываются порой со «скрипом», потому что это их личное время, не хочется заморачиваться, менять что-то в своей рутине и так далее. Ты подстраиваешься в основном, а не под тебя. Огорчает, что, если ты «молодая кровь» и хочешь привнести что-то новенькое и свежее в работу и форматы — тебя пытаются осадить. Много борьбы, конфликтов, споров. Нужен СТЕРЖЕНЬ и эмоциональная выдержка, способность абстрагироваться. Ты в принципе морально очень истощаешься и можешь разочароваться в людях.

— А что радует? Что даёт силы продолжать работу дальше?

— Коллектив. Я уверена, если ты ощущаешь комфорт в команде, то тебе будет гораздо легче переносить рабочие трудности. Обратная связь, неважно от коллег или людей, с которыми ты работаешь. Это то, что мне больше всего нравится — эмоции. Когда я работала PR- менеджером результат был очень отсроченный и неочевидный.
А здесь тебе обратная связь прилетает мгновенно! «Вы настоящие профессионалы/ выпуск получился обалденным! нам очень нравится! / у тебя получаются классные интервью» — ну как тут можно не прыгать от радости?! Поглаживание тщеславия. Если ты любишь находиться в кадре, то точно любишь внимание! И когда прилетает «а я вас знаю!», ну кому не будет приятно?! Это понимание, что ты делаешь что-то полезное. Мы можем менять жизни — это просто взрывает мозг! Освещение какой-то истории может привести к неожиданным поворотам.

Поднятие какой-то темы может всколыхнуть общественность.
Иногда ты об этом забываешь в череде рабочих дней. Но тебе прилетает весточка и ты понимаешь, что что-то изменил или кому-то помог. Это невероятное чувство. У нас интересная жизнь, чёрт возьми! Даже самая фееричная и увлекательная работа перестаёт казаться такой, когда это — ежедневность. Отсюда, кстати, вытекающий совет — учитесь отдыхать. Работа у нас насыщенная на эмоции и события, поэтому полноценный и качественный отдых — просто необходим.

— Раз уж заговорили про эмоции, то, как поддерживать интерес к работе, и при этом не перегорать?

— Мне помогает переключение на другие проекты, потому что это смена задач, обстановки и окружения. Помогает не застрять в своём болоте. Отдых!!! Я пахала без продыху и выходных, была слишком включена в процесс, болела душой за каждую мелочь в проекте, который делала. И по итогу сгорела ТАК, что рядовые задачи, с которыми я справлялась на «раз-два», стали неподъёмными. Меня колбасило в нервяке, когда я ехала на работу, поэтому мне пришлось научиться отдыхать, позволять себе ничего не делать. Периодические походы к психологу тоже не помешают.

— Какие советы можете дать начинающим телеведущим и журналистам?

—  Монтируйте «рыбу сюжета». Только так ты начнёшь осознавать свои косяки в кадре. Когда ты снимаешь материал, а режиссёр монтажа из этого что-то лепит, то ты видишь только итоговый идеальный результат. А идеальность эта — чудеса и мастерство монтажёра.

Прислушивайтесь к словам коллег, но не считай их аксиомой, будьте гибкими. В нашей работе много «субъективщины». Один редактор может считать, что ведущий должен быть нейтральным и нужно снимать сюжеты только так и не иначе. Другой скажет, что это скука и нужно вносить больше эмоций, неожиданных поворотов и щепотку сумасшествия. Эти два редактора профессионалы и эксперты, но у них разные подходы и взгляды.

Выясни свои зоны ответственности, иначе тебя могут сделать крайним в какой-то спорной ситуации. Например, с тем же монтажом. Сначала тебе говорят не лезть в монтаж, не отдавать редакторские заметки. А потом увидев косяк, допустим в титрах, на тебя наедут — почему не проверил ЭТО ЖЕ ТВОЙ СЮЖЕТ.
Выучите закон о работе СМИ — в полях будете ставить на место всяких охранников общественных мест, которые требуют разрешение о съемках. Многих ставит в тупик, когда вы начинаете цитировать статьи закона. Если не отступают — звоните в полицию!
В интервью не пытайтесь быть «правильным» и задавать «правильные» вопросы. Не бойтесь задать «глупый» вопрос. Если вам, как человеку что-то непонятно или любопытно — спросите.

Объясняйте оператору что вы хотите, работайте с ним в связке, не бойтесь его доставать. Операторы на ТВ — часто закостенелые и уставшие люди. Хочешь, чтобы сначала в кадре не было видно гостя, пока ты его не представишь — скажи ему об этом. Хочешь, чтобы он шёл вместе с тобой и создавался эффект документалки с немного трясущейся камерой — скажи. Возможно, сначала оператор будет тебя ненавидеть, но скорее всего ему потом самому станет интересно.

Ор друг на друга с коллегами в СМИ — норма, поэтому отделяй работу от личных взаимоотношений. Переругались на работе? После съёмочного дня/сдачи материала пошутите и отправляйтесь в бар! Веселитесь! Если вам не интересно то, что вы делаете — не будет развития, нахождения новых форматов, экспериментов.

Беседовала Анна Ширяева