Алексей Кудинов: «Журналистика любит «трудяжек», а не звезд»
Алексей Кудинов — журналист телеканала ОТС в Новосибирске. Если вам интересно, чем и как живёт культурный мир нашего города, то авторские программы Алексея в помощь! Герой интервью — автор программы «Культурный максимум», проектов «Без билета» и «Квартирник ОТС». Алексей в журналистике более 20 лет, и я решила задать ему как эксперту вопросы, которые волнуют не только меня, но и других молодых людей, готовившихся вступить в ряды журналистов, чтобы лучше понять, а куда же мы всё-таки идём.
— Какие у вас были ожидания во время учёбы от работы журналистом? Они оправдались? А какие, в итоге, не оправдались?
— В эту профессию я пришел, как и многие. У меня была понятная дорога из школьной журналистики: у нас была газета, мы её верстали, затем её печатали в типографии «Советская Сибирь», а руководил нами тогда заместитель редактора газеты «Вечерний Новосибирск». Я работал там четыре года, часто был редактором выпуска, поэтому представлял, что это за профессия, которую я выбираю. Каких-то завышенных ожиданий у меня не было. Я знал, что будет много работы, что мне предстоит общаться с разными людьми, создавать материалы и не всегда на темы, которые мне интересны. Кстати, даже в этом случае важно искать в теме то, что цепляет, то, что нравится. И это действительно оправдалось: я работаю шесть дней в неделю, иногда семь, но получаю от этого колоссальное удовольствие. Больших финансовых ожиданий у меня не было. Я прекрасно понимал, что в Новосибирске это не та профессия, которая позволит мне купить машину «Maybach». Это будет работой, которая вполне нормально позволит кормить семью, и в этом смысле, все мои ожидания оправдались. Надо понимать, что журналистика может меняться, правила игры в профессии могут терпеть изменения. Так бывает в каждом периоде в любом государстве: ты приходишь в профессию — она одна, а потом что-то происходит — она меняется, то свободы становится больше, то меньше. Интересно жить во время таких правовых и мировоззренческих качелей.
— Как-то Познер (на чьи слова очень любят ссылаться абитуриенты, то есть он некий «идеал») сказал, что не видит смысла в факультетах журналистики. Как вы считаете: чтобы стать профессиональным журналистом, нужно ли получить соответствующее высшее образование?
— Тут нет однозначного ответа. Думаю, что буду не оригинален. У меня есть профильное образование: я закончил с красным дипломом Новосибирский государственный педагогический университет. Могу ли я сказать, что благодаря этому профильному образованию я в журналистике? Нет, не благодаря ему. По крайне мере, в культурной журналистике. А благодаря тому, что у меня есть еще музыкальное образование, пел в хоре. В детстве ещё занимался хореографией, принимал участие в детском театре, позже играл на электрогитаре, работал дворником, учась в школе. Я получил много дополнительных навыков и умений, жизненного опыта и, благодаря этому опыту, я стал тем, кем сейчас являюсь. И зарабатывать деньги в журналистике, кстати, я начал в одиннадцатом классе: когда у меня ещё не было никакого журналистского образования, а только практика в школьной газете, как бы странно не звучало. Могу сказать, что журналистское образование не обязательно, но при этом есть ещё один важный момент. Люди, которые сегодня приходят устраиваться, — часто это люди, вообще ничего общего с профессией не имеющие. К нам пытались устроиться юрист, продавцы нижнего белья, недвижимости, маркетологи, бьюти-мастера. Они просто в какой-то момент подумали, что могли бы работать на телевидении, а оно их и ждет. Это такие какие-то наивные, ничего не умеющие, но очень многого хотящие при этом люди, которые, честно говоря, просто бесят. Много таких приходит, но понятно, что остаётся в профессии мало кто из них. Глядя на таких людей, понимаю, что образование необходимо, необязательно высшее образование, могут быть какие-то курсы, хотя в Новосибирске я хороших не знаю. Образование также может быть и «практическим». Если человек когда-то плотно занимался на пусть даже детском, очень самодеятельном уровне (вел группу «Вконтакте», наполнял ее собственным контентом, писал тексты) и через несколько лет понял, что он хочет этим заниматься — отлично, у него есть уже опыт. Это то образование, которого в общем, достаточно. Сегодня в профессии журналиста в Новосибирске вижу, что больше половины людей не имеет журналистского образования, и при этом прекрасно работают, но это всё индивидуально.
— За что вы любите журналистику? Что она принесла в вашу жизнь?
— Наверное, пафосно немножко отвечу. Я верю в теорию «малых дел»: один человек немножко может менять мир к лучшему. Когда я занимался новостной журналистикой, создавал материалы на основе звонков или писем читателей, я видел, что один сюжет может реально изменить к лучшему жизнь каких-то людей. Например, в Новосибирске сейчас существует маршрутное такси, которое есть благодаря мне: я снял сюжет, где рассказал о том, что его закрывают, показал, как водители выходили на некий митинг, как против были те люди, которые ездили на этих маршрутках на работу каждый день. В результате, сюжет получился, и эта маршрутка осталась. Помощь может быть разной: кому-то выделили квартиру (или просто отремонтировали её), которую обещала, к примеру, местная власть. Вот за это люблю. Сейчас я занимаюсь журналистикой в области культуры. Когда после тяжёлого насыщенного дня, наполненного чаще отрицательно информацией, человек случайно натолкнется на мой сюжет про музыку Рахманинова или про выставку, послушает интервью с артистом, 15 минут потратит своего времени на «встречу с великим, высоким», то ему станет лучше. Поскольку таких людей много: телеканал «ОТС» много смотрят и в социальных сетях, и по телевизору, то думаю, что я «на своем уровне» меняю жизнь людей к лучшему. И за это люблю свою профессию. Могу ещё такой пример привести: когда случилась пандемия коронавируса, все музеи готовились к ежегодной акции «Ночь музеев», на которую в Новосибирске ходили десятки тысяч людей. Эту акцию отменили, а я придумал «прямой марафон»: мы с командой поехали в закрытые музеи, и я действительно ночью рассказывал про выставки и всё показывал. Я был глазами этих людей, которые не попали на акцию. Мне кажется, это тоже важно: быть полезным обществу в трудные времена, привносить в их жизнь позитивное.
— В чём состоит сложность работы журналистом?
— Сложностей много. В течение своей карьеры я четыре года отработал криминальным журналистом. Мне необходимо было ставить «фильтр сознания», так как я видел много горя каждый день на съемках: трупы, аварии, выброшенное тело младенца в мусорный бак. Вот снимаешь сюжет про аварию, где парню отрубило голову, а через десять минут на место приезжает его отец, и ты видишь его реакцию. Понятно, что сюжет ты делаешь, но вечером тебе надо как-то это пережить, как-то справиться с этими эмоциями, с тем, что ты наблюдал чужое горе. Когда это каждый день, это очень давит. Журналист же не может закостенеть при этом. Вот врачи, наоборот, «подкованы»: некоторые за годы практики привыкли к тому, что они видят, они делают своё дело, их уже ничем не удивить. Как ставить этот фильтр? Может, надо с психологом общаться, чтобы было легче. Есть какие-то «не совсем здоровые», как мне кажется, журналисты, именно криминальные, которым как раз-таки надо, чтобы было больше «мяса», чтобы происходило больше такого «экстрима», им нравится это снимать. А «нормальным» журналистам необходимо как-то справляться с тем, что увидели. Кто-то пить начинает, к примеру. И конечно, это сложная проблема, если брать область криминальной журналистики. Не просто сейчас и тем, кто освещает деятельность армии, находится в командировках. У меня сейчас очень тяжелый период, так как очень мало времени. Мы снимаем и проект «квартирники» на телеканале, и готовим сразу несколько параллельных проектов. Мне это нравится, но, конечно, физически и психологически выматываешься и выгораешь сильно. Моей семье тоже тяжело: дети, если видят папу, то он пришёл перед сном, поцеловал в лоб и всё — на этом всё общение со мной закончилось. И так несколько дней подряд. Плохо, конечно, что мало времени остается на семью, на отдых, я не могу себе позволить прийти в пятницу вечером, лечь у телевизора и что-то просто посмотреть. Всегда есть что-то, что нужно сделать: кому-то обещал фотографии или ссылки отправить, кому-то ответить, помочь, а я ведь человек семейный, у меня двое детей. И даже если ты не занимаешься прямыми рабочими обязанностями, то всё равно нечто внерабочее есть: вот недавно звали встретиться с ребятишками в библиотеку, тоже рассказывал про профессию. Это часть работы, часть статуса, и это отнимает время: от семьи, от обычного человеческого отдыха. Это и есть сложности. А как взять интервью, как разговорить собеседника, о чем писать — это «проблемы» на первой стадии практики, в первые два года работы. Юные журналисты с этим сталкиваются, и то не все, потом это перестает быть «проблемой», а становится частью профессии.
— Какие навыки и компетенции необходимо иметь сейчас, чтобы быть востребованным журналистом на рынке?
— Здесь есть два варианта для ответа, которые друг друга дополняют. Я не удивлю, если скажу, что современный журналист должен уметь всё: снимать видео, писать тексты, фотографировать, создавать посты в социальных сетях. Вот пример: я работаю на телеканале «ОТС», но «ОТС» — это не только телевидение. Это большой холдинг: у нас есть и городской сайт, информационное интернет-агентство, телеграмм-канал, радио «54», родственные нам СМИ — газета «Советская Сибирь» и новостной сайт «vn.ru». У нас достаточно развиты социальные сети: 120 тысяч зрителей в YouTube, 40 тысяч активных подписчиков «Вконтакте». Пользователи в интернете — это тоже аудитория, с которой нужно работать. Когда еду на какую-то съемку с целью снять сюжет для новостей, я понимаю, что параллельно мне надо сделать фотографию для интернет-отдела, подметить что-нибудь, что пойдёт именно в социальные сети. Так что много дополнительной работы приходит. Если я умею все это делать быстро и качественно, то мне проще. Это одна сторона ответа. Другая сторона заключается в том, что сегодняшний журналист должен хотя бы в какой-то теме разбираться достаточно хорошо, и сегодня ценятся такие сотрудники. Со мной случилось подобное: телеканалу «ОТС» нужно было выпустить в краткие сроки новый культурный проект. Кто это будет делать? Кто сможет за неделю придумать всё для программы: от названия до её наполнения и постоянно над нею работать, вести её? Руководители начали искать. Пишущие есть, а вот телевизионных журналистов, которые плотно освещают культуру, в городе нет. В итоге, выбирали из двух человек и выбрали меня, потому что у меня большой репортерский опыт, большой багаж знаний, а не просто я умею интервью в студии записывать. Вот куда не коснись, очень много журналистов, которые просто умеют делать фотографии, вести трансляции, работать с телеграммом и так далее, но нигде и ни в чем не разбираются. У них «всё и везде» очень поверхностно, и ничего хорошего в этом нет. Нужны люди, которые специализируются серьёзно в какой-то области: к примеру, в армейской, в медицинской, в культурной и так далее. Подводя итог, могу сказать, что журналист должен быть универсальным, но и ещё глубоко погруженным в какую-нибудь область, которую он будет знать, умело освещать, любить.
— «Журналистика будущего» — какая она?
— Не знаю, какая будет журналистика будущего. Понятно, что она сейчас мультиплатформенная, сегодня мы живем в информационном мире. Приходя домой, точно не помним, откуда услышали какую-то новость, через какой источник. Информация, как коконом, окутывает человека в самых разных формах: по радио мы что-то услышали, пока в машине на работу ехали; в маршрутке сидели и вычитали что-нибудь в телеграмм-канале; кто-то сделал репост «Вконтакте», а мы увидели; по телевизору что-то успели подметить за завтраком. Так оно и будет развиваться дальше. К примеру, наш ОТС — это не только телеканал, но ещё и медиаэкосистема, как и «Яндекс», «Сбер». Я думаю, что традиционное моно-СМИ, как просто некая газета, оно отмирает, или даже уже умерло. Их не будет в дальнейшем, они проиграют эту борьбу, только если это не какое-то специфическое и специальное СМИ. Я думаю, что журналистика просто будет активно развиваться и сейчас, и в будущем. Кто-то купил себе умную колонку и за несколько лет себе выстроил умный дом: и телевизор, и чайник тоже умные, на всех гаджетах программы одних систем. Думаю, что в будущем просто СМИ будут вот так окутывать тоже. «Журналистика будущего» — она мультиплатформенная.
— В чём состоит успех журналиста?
— Сложный вопрос. Для каждого по-своему. Я видел, например, нескольких девушек, для которых успех — это было прийти познакомиться на пресс-конференцию с московским артистом, поехать с ним «потусить»: «А вдруг потом в Москву возьмет?». Но успех — это, когда тебя смотрят, когда есть аудитория, которой нужно то, что ты делаешь. Она тебе благодарна, ты как-то меняешь её жизнь к лучшему, соответствуешь её ожиданиям. Если коротко, то успех — это когда тебя любят, ты работаешь не в пустоту, ты «видишь» этих людей. Для меня это мерило успеха. Все остальное: размер гонораров, количество грамот, медалей — кому-то, наверное, это важно, но не мне. Повторюсь: для меня успех — это, когда ты чувствуешь любовь аудитории, которой тебе хватает. Отмечу: важно, что тебя не только твоя мама смотрит, а ещё и случайные люди.
— И напоследок: что юнкоры должны знать о работе журналиста, прежде чем выберут этот путь?
— Юнкоры должны понимать, что работа журналиста совсем не похожа на то, как ее показывают в сериалах и фильмах: ты не стоишь с микрофоном на фоне упавшей летающей тарелки и не вещаешь об этом миру в прямом эфире. Работа в прямом эфире, конечно, случается, но даже это десять процентов твоей рабочей жизни, а то и меньше. Все остальное — это много-много работы, в том числе и рутиной работы, сложной, не всегда приятной, от которой ты получаешь «кайф». Журналист — такая же работа, как и любая другая, как и асфальтоукладчика, к примеру. Надо быть готовым, что предстоит встретиться с большим количеством работы, которая не всегда даёт ожидаемый результат. Если работник нормально уложил кирпичом стену, то она и будет стоять. А журналист отлично сделал свой материал, но он все рано может «не выстрелить». Всё просто потому, что ты выпустил репортаж о премьере в театре, а в это время что-то случилось, что перетянуло внимание с твоего контента. В итоге, твой репортаж никто не увидел, до людей он не дошёл в силу ряда причин. К этому тоже нужно быть готовым, не только от тебя зависит твой успех. Ещё заранее могу сказать, что будут и «плюшки»: можно деньги хорошие зарабатывать, узнавать тебя будут на улице, будет возможность пообщаться с известными артистами, побывать в местах, где человек из другой профессии никогда не побывает. Да-да, в профессии журналиста есть всё: приключения, сложности, опасности, тебя могут судить, тебе может быть придётся драться, защищать себя и оператора. Все это было и в моей жизни, но все-таки на первом плане стоит много работы. Журналистика любит «трудяжек», а не звезд.
Беседовала Вероника Ряскина