Алексей Любар: «Критика точно не повод для того, чтобы останавливаться и не двигаться к своей мечте»

Спортивный журналист, корреспондент ГТРК «Алтай», Алексей Любар — о спортивной журналистике и о том, как пройти от детской мечты до работы на государственном канале.

— В каком возрасте вы начали увлекаться журналистикой?

— Профессией — журналистика стала для меня только тогда, когда я уже был взрослым человеком. Вообще, в целом, я очень люблю телевидение. Много раз рассказывал уже о том, что я с детства очень сильно любил телевизор. У меня было несколько каналов всего там два, три. Наверное, сначала было два — это ОРТ, который нынешний первый, и потом РТР — это нынешний канал Россия, где, собственно, я работаю. И чуть позже появился НТВ. На этих трех каналах я рос. Но по большей части на первых двух из них, потому что НТВ появился позже. Смотрел все, что там только могло идти, и знал все программы: начиная от молодежных, заканчивая какими-то серьезными аналитическими ток-шоу. Знал всех ведущих, которые только были: Сергей Супонев, Владислав Листьев, Леонид Парфенов, Владимир Познер, Иван Демидов. Все программы, которые были. Их, наверное, десятки: «Час пик», детские программы: «Зов джунглей» или «Звездный час» какой-нибудь, я все это смотрел. Ну и, конечно, спорт. Очень много было спорта. Я смотрел трансляции. Я смотрел, значит какие-то обзоры, дневники, сами матчи, поединки, соревнования, крупные турниры, чемпионаты миры, Европы и Олимпийские игры и так далее. В общем-то, так и увлекся. И уже потом стал понимать, что люди, которые производят контент, допустим, если ты делаешь новости, то это журналист.

— Вы учились на факультете политологии в Алтайском государственном университете. Почему политология?

— Потому что я искал факультет, на котором не будет математики. У меня большие проблемы были с точными науками, особенно с математикой, с алгеброй, с геометрией. Из-за внутренних конфликтов с моим педагогом: математику я не знаю от слова совсем. Последнее, что я помню, это таблица умножения. Но я могу считать какие-то самые простейшие вещи, могу сложить, отнять быстро. То, что узнал в начальной школе, вот там, где мной занимались — это первые три класса, а потом с пятого класса началась беда. И на фоне конфликтов с педагогом, который не мог объяснить мне, вообще не мог привить любовь к этому предмету, есть незнание. Конечно, я искал факультет, где не будет точных наук, где их будет минимум. Вот поэтому я оказался на политологии.

— Почему сразу не выбрали журфак?

— У нас был в Алтайском государственном университете такой факультет. Да, потому что помимо того, что подаешь документы с результатами ЕГЭ, нужно было еще приезжать на какие-то курсы, потом еще приезжать дополнительно на творческий конкурс, а поездки для меня были накладными. Я из самого обычного районного центра, который называется Бурла (Бурлинский район). Самое отдаленное место от столицы края. Кататься не хотелось, да и денег на это не было. Поэтому политология, вариант, который был тогда для меня компромиссный. На журфаке я оказался позже. Отучился на политологии, специалитет пять лет, получил диплом. И пошел… Не хотел уходить из университета, вообще не думал, где работать, не понимал даже куда с этим дипломом, что делать, как вообще быть и пошел в магистратуру на журфак. Сдал экзамены каким-то чудом с хорошими баллами, что удивительно для меня до сих пор. Шел я туда только с одной целью: получить направление на практику, именно на ГТРК «Алтай». И через год я получил это направление

— Расскажите, пожалуйста, как простой парнишка из села смог попасть «на телевизор»?

— Не знаю, как он пробивался. Наверное, это не просто было. Но не хочу героизировать события. Когда я пришел на телевизор, я понял, что все мои проблемы, особенно дикционные, их было миллион, начиная от того, что я не выговаривал букву «Р» и жутко стеснялся своей фамилии из-за этого, до сложных слогов, которые я тоже не мог прочитать. А тут же нужно читать, когда ты делаешь закадровую озвучку своих же сюжетов, еще в определенном темпоритме. Тебя все ждут, потому что там монтаж. Если ты не успеешь, опаздывают другие: режиссер монтажа, редактор выпуск, когда ведущий какого-то конкретного выпуска. Все тебя ждут: хронометраж, время, чтобы ты вовремя все сделал, потому что новости — это ежедневный конвейер, ежедневный в определенно одно и то же время. У тебя выходит материал, и никого не волнуется, как ты себя чувствуешь, успеваешь/ не успеваешь. Если твой материал стоит, если ты жив, ты существуешь на планете Земля, значит, ты должен этот материал делать. Поэтому было не просто, потому что, когда ты смотришь с дивана новости или какие-то программы развлекательные, тебе кажется, что это все гораздо интереснее и проще. Ты это как-то все наполняешь какими-то идеальными мыслями. Нет! Это жесткая, суровая, серьезная работа.

— Сразу ли принял коллектив?

— Коллектив, конечно, не сразу принял. Я помню, что первые несколько недель со мной люди не здоровались, когда я заходил, говорил: «Здравствуйте!». Всем было пофиг. Наверное, это не очень хорошо, но в то же время, может быть, мне давали понять, что «чувак, чтобы ты в эту лигу попал к людям, которые здесь вообще-то делают телек, ты должен уровню соответствовать». Я и старался, учился как мог, получал какие-то первые шансы. Сначала на маленькие короткие материалы выезжал, потом работал по выходным, чтобы что-то поснимать, потому что на выходных большая часть редакции отдыхает, а спортивный журналисты не отдыхают в выходные почти никогда, то есть редко-редко там в году это три-четыре раза, что ты на выходных куда-то там не съездил. Потому что все спортивные события проходят в большинстве своем в выходные или в будние дни, но вечером. Поэтому такая тоже особенность спортивной журналистики, ты снимаешь тогда, когда все остальные люди отдыхают, нормальные люди отдыхают. Сумасшедшие — нет, вот такие как мы, например. Постепенно завоевал какое-то право что-то написать, право начитать только спустя полгода или восемь месяцев. До этого все мои сюжеты начитывал другой голос. Мне не доверяли. Говорили: «Начитка ужасная, позор, кошмар. Не приходи лучше». Занимался с педагогом по технике речи, с одним с другим, ездил через весь город, тогда еще не было такого формата как онлайн, или он был вообще еще не распространен, когда я обучался азам начитки, звука передачи, звукоизвлечения какого-то, поэтому приходилось работать дома, работал и пытался учился, какие-то интонации копировал, но в итоге завоевал, так сказать это право: начитывать самому свои собственные сюжеты. Это тоже был кайф.

— Журналистика — профессия, которая охватывает почти все, если даже не все сферы жизни. Были ли у вас мысли уйти из спортивной журналистики и попробовать себя в другой тематике?

—  В большинстве случаев я занимаюсь именно спортивной журналистикой, и если бы у нас была в «Вестях» полноценная спортивная редакция, которая есть и формально, и на бумаге, и у нее есть свое вещание, полноценное вот не в том формате, который он есть сейчас, который мне не нравится абсолютно, то, конечно, я бы занимался только спортивной журналистикой. Но, тогда бы я очень много потерял в своей жизни. Это я понимаю сейчас. Я могу снимать, в принципе все, что угодно, я не знаю, не было тем, за который когда-то мне не приходилось браться: криминал, происшествия, ДТП, спасение людей, рейды сотрудников МЧС, промышленность, экономика, политика, различные тусовочные мероприятия с приездом звезд кино, эстрады, музыки, художники, писатели, поэты. В общем, я снимала в принципе, все, что только можно снимать. Делал это для телевидения. За свои годы работы, а их уже будет одиннадцать в летом этого года. Собственно, ничуть не жалею, что мне пришлось немножко из спортивный журналист периодически выныривать, делать что-то другое. Я очень кайфую от того, что такие моменты иногда бывают. Считаю полезно для журналиста, иногда менять основную сферу прям ненадолго, но выходить из нее.

— Работа на государственной телевизионной и радиовещательной компании — это большая ответственность. С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

— Я думаю, что ответственность. Канал «Россия», ты чётко должен понимать, на какой кнопке ты работаешь, какие новости ты имеешь право охватывать, брать, пытаться их раскрутить, пытаться что-то интересное «накопать», а какие нет. Понятно, что не каждую новость, не каждое событие, ты, работая на таком канале большом, можешь и имеешь право взять, но уж если ты взялся за то, что тебе кажется, важным, будь тогда готов к тому, что тебе придется отвечать за каждое свое слово. Журналистике учат, наверное, самые главные — это трудности, с которой ты сталкиваешься, особенно телевизионные, но я думаю, что и пишущие журналисты меня поддержат, и радийщики тоже. Ты должен отвечать за свои слова, как говорят во дворе, говорили в девяностые годы «Отвечай за базар». Не может быть такого, что ты там что-то пошутила или какую-то цифру привел, факт привел, и когда тебе потом скажут сыночек, а где доказательства, если у тебя доказательств нет, того или иного тезиса, то все, извини, тогда у тебя будут большие проблемы. И это правильно, потому что, когда ты берешься за серьезные темы, будь уверен в том, что у тебя есть ряд экспертов, у тебя есть разные точки зрения, у тебя есть цифры и факты официальные, подкрепленные официальной информацией. Вот тогда ты можешь на какие-то темы серьезные рассуждать. Когда люди берутся за серьезные темы, им кажется, «сейчас я помогу здесь организовать место для выгула животных, а вот его раньше не было в этом квартале, жители бастуют», начинают разбираться и понимают, что не все там однозначно было, что и выделяли место, жители не захотели или жители выгуливать в другом месте, мешают другим гражданам, у которых нет животных. Условно говоря, это пример банальной привожу сейчас. Или человек написал сюжет и много раз это видел, проблемный ему кажется, вот он там был на стороне определенной. Он там пытался помочь как-то, а когда ты начинаешь задавать вопрос: «А почему здесь вот этой точки зрения нет? Почему вот этого нет? А почему это не обоснованно? А откуда вот эта информация?», человек ничего не может ответить. Соответственно, если ты не можешь — не берись. Это самый главный принцип. А если ты что-то сказал — умей доказать. Две базовые вещи, которые должен знать любой журналист, телевизионщик в особенности.

— Журналистика — это про людей. Без команды одному не справиться. В вашей команде есть Максим Гольдберг. Скажите, повлиял ли этот человек как-то на вас и вашу работу?

— Я не скажу, что он в моей команде — это будет неправильно, потому что Максим Гольдберг — режиссер ГТРК «Алтай», режиссер и продюсер музыкального телепроекта и автор этого же проекта, который называется «Поверь в себя». Уникальный телепроект для Российской Федерации, потому что в региональном вещании страны только в Алтайском крае что-то подобное было: телешоу вокально-музыкальное. Я бы его так обозначил, хотя он официально пишется как музыкальное телешоу. Потому что есть «Голос», есть еще ряд проектов, которые показывают на федеральных каналах. Такие телеканалы как: «Звезда», «НТВ» или большой телеканал «Россия», но в региональном вещании только телепроект «Поверь в себя!». Ничего подобного больше мы не видели никогда, хотя мониторим постоянно. Есть: музыкальные конкурсы, вокальные конкурсы, то, что записывается и показывается, но в формате телешоу с комментариями членов жюри, со стресс комнатами, со съемками дневников, со съемками интервью и так далее, и так далее, и так далее — в совокупности всего этого нет. Поэтому у «Поверь в себя!» была крутая история. Именно Максим придумал, и он меня туда позвал: сначала как просто парня, который будет задавать пару вопросов участникам после их выступления, потом мои функции расширились. Я стал делать дневники и на сцене больше проводить времени, потом начали делать новые проекты, они уже были нисколько телевизионные, сколько концертные. Мы делали концерты, посвященные Виктору Цою, государственным оркестрам русских народных инструментов под управлением Николая Комиссарова. Оркестр называется «Сибирь» им. Евгения Борисова. Представьте, пятьдесят инструментов, в большинстве своем народные, и музыка Цоя. Позже появился проект «Золота русского рока». Уже три части мы сделали за несколько лет. Все это с аншлагами в Барнауле проходит. Приезжают в гости из Новосибирска, в том числе Алтайский край разные уголки, Север России, Москва, Питер регулярно у нас бывает. Все восхищаются. Регулярно снимаем сюжеты, которые есть в YouTube. От проекта «Поверь в себя!» было очень много всевозможных ответвлений, так сказать концертных и проектов, которые на телевидение потом были. Короткие, чуть большего формата. Все это благодаря Максу, потому что именно с ним в команде, я поработав, получил инструменты и возможности пробовать что-то новое, искать себя в  роли ведущего телешоу, концертов. Я всего этого не умел. Никаких методичек не существует. Я просто приходил, смотрел, как работают коллеги, слушал задачу и просто как солдат шел ее выполнять. Именно Максим все эти возможности для меня раскрыл, и я ему искренне от всего сердца благодарен. Это его команда, а я часть команды.

— В целом, есть ли спортивные журналисты, которые служат для вас примером, либо вдохновляют?

— Сложно сказать однозначно, потому что, когда я был поменьше, конечно, я восхищался комментаторами. Особенно «НТВ-плюс», спортивных каналов. Это и Василий Уткин, и Георгий Черданцев, и Юрий Альбертович Розанов, который уже ушел из жизни. Конечно, мне безумно все нравились: Виктор Гусев и Владимир Перетурин на «Первом канале». Конечно, я всех слушал, всех смотрел. Это и комментаторы, и спортивные журналисты, и ведущие спортивных программ, я их перечислил имена и их фамилии. Но сказать, что кто-то был один, наверное, нет. Когда ты становишься старше, ты понимаешь, что это точно такие же люди, они ошибаются, они где-то в чем-то не права, могут быть, не всегда тебе их подход нравится, ты видишь, как они это делают, ты понимаешь всю изнутри кухню. Наверное, сегодня нет именно спортивных журналистов и комментаторов, ведущих, которыми бы я прямо восхищался. Да, я смотрю за работой коллег. И на «Матч ТВ», в том числе. Хотя там сегодня очень много молодых. Мне казалось, что я вот молодой только-только пришел. Сегодня смотрю на тех, кто работает на «Матче», где огромное количество людей, которые уже моложе меня. Я это понимаю прекрасно. На пять, на семь, на восемь, может и на десять даже лет младше. Всегда смотрю, всегда мониторю, сравниваю где-то, какие-то моменты для себя подмечаю, потому что журналист и спортивный журналист должен постоянно развиваться, как в любой профессии. Учиться, не бояться где-то признавать свои ошибки и не боятся что-то заимствовать, но при этом вырабатывать свой стиль и двигаться своим путем.

— Помните ли вы, на каких самых крупных соревнованиях вам доводилось работать?

— Хороший вопрос. Были разные-разные форматы, и чего только не было. Мне почему-то запомнилось восьмидесятилетние спортивного общества «Динамо», и проходили международные детские соревнования по художественный гимнастики. Там были представители восьми, по-моему, стран и более тысячи участников. Хорошо помню, приезжала певица Нюша. У нее там был гала концерт.  Прекрасно помню, как я немножечко её даже спас. Как только она закончила петь, спустилась со сцены, все девчонки, которые там были, побежали за неё. Это тысячи человек. Представьте, она бежит, а я стоял у выхода, потому что мне нужно было записать с ней синхрон — небольшое интервью, которое на телевизоре называется синхроном. Она бежит и кричит: «Пожалуйста, помогите. Откройте дверь. Они меня снесут». Я открыла эту дверь, она забежала и девочки, которые были у нее группе поддержки, танцевальная её команда. Потом, когда поднялись, познакомились с её директором. Директор пошла поговорить насчет интервью и Нюша увидела меня, сказала: «Да, да, конечно. Эти ребята меня спасли. Давайте побеседуем». Так поболтали, пошутили, я какие-то комплименты делал, она улыбалась. В общем, было прикольно. Тоже самое касается фигурного катания. Это не соревнование скорее, а ледовое шоу Ильи Авербуха, в котором участвуют звезды фигурного катания: Алексей Ягудин — олимпийский чемпион, Татьяна Навка с Романом Костомаровым. Дай Бог ему здоровья! Кого там только не было. Огромная команда очень крутых фигуристов, с которыми работаем, снимаем, общаемся. Из последних стартов, которые были крупные. Наверное, это 2022 год, Чемпионат и Первенство России по кикбоксингу. То есть представители всех абсолютно регионов страны были у нас в Барнауле, а чего не было очень, очень давно: с девяностых годов. Несколько дней серьезный марафон, мы оттуда делали и включение, и сюжеты, и эфир сделали, по итогу фильм спортивно-документальный, которая называется «До конца за мечтой» и он есть, если я не ошибаюсь в YouTube. Собственно так, знаю многих известных спортсменов, потому что они приезжали сюда, мы знакомились, номера телефонов действующих спортсменов у меня есть, спортсменов, которые еще недавно выступали. Контакт поддерживаем, общаемся. Делаем совместно не только новости, но и другие какие-то проекты.

— Алексей, вы большой любитель спорта. Было ли такое, что вы могли сорваться в другой город, ради того, чтобы побывать на стадионе и посмотреть на любимую команду, не в рамках работы?

— К сожалению, спонтанность — это вообще не моя история. Я такой человек, который все взвешивает, думает, пятьдесят раз меряет, пятьдесят раз отрезает, высчитывает, как куда добраться, поехать. Я завидую очень людям спонтанным, кайфую от них! Я, к сожалению, не такой от слова совсем. Сорваться куда-то, поехать посмотреть на что-то, это было в студенческие годы. Дважды я выбирался на матчи любимой своей команды футбольной ЦСКА московского. Это был Томск. Однажды я ездил к своему другу, который учился там. Я смотрел на поединок «Томи» и ЦСКА, который выиграл 1:0. Также со своей сестрой и с друзьями мы ездили в Новосибирск, когда «Сибирь» — новосибирская футбольная — играла в Премьер-Лиге. Тоже на матч против ЦСКА. Он тогда выиграл 4:1. Дважды был на фанатских трибунах, пел фанатские песни, махал каким-то флагами, еще армейских болельщиков. У фанатов есть традиция раздеваться до пояса всегда в конце машину, чтобы как бы поддержать в последние пятнадцать минут свою команду, показать, что вот это такая консолидация энергии: вы там — мы здесь. Вот мы по пояс разделись, ребята! Мы с вами!

Я помню, что в Томске это был конец октября, было ужасно холодно, но я разделся, прыгал, скакал. Слава Богу, что не заболел, не подхватил воспаление легких, наверное, мог. Чуть-чуть я попрыгал, так накинул кофту, но на голый в торс, правда. Но было забавно! Интересно! А когда уже работал спортивным журналистом, наверное, такого не было, чтобы я сорвался и куда-то ехал, что-то смотрел. Хотя бывал я на хоккее в Новосибирске. Это из того, что помню, из того, что в голове осталось.

— Как опытный спортивный журналист, какие советы вы можете дать будущим спортивным журналистам?

— Советов немного будет: Не бояться! Первый совет. Быть упрямым! Быть ответственным! Быть хозяином своего слова! Готовиться к тому, что придется терпеть, что тебя будут пинать и говорить, что ты урод, тупой, ты ничего не понимаешь, что иди все и переписывай, что это вообще не интересно, что это не твое, что тысячи человек тебя будут критиковать и говорить, что нет, нет, нет, нет, у тебя ничего не получится.
Вытекает, наверное, следующий совет: надо любить то, чем ты занимаешься. Нужно любить свою профессию и быть верным ей до конца. Наверно, как любимой девушке, если ты выбрал ее, то уже будь любезен взял за руку и пошел с ней вперед в светлое будущее. Та же самая история и в спортивной журналистике. Не бояться! Не бояться! Не бояться! В самом деле да, а так только страх весь уходит, когда ты понимаешь, как работает система, берешь и делаешь: ищешь героев, находишь темы, предлагаешь что-то, пытаешься, ошибаешься, делаешь заново, встаешь, получаешь по носу, тут тебя критикует кто-то сверху на планерке, там твои коллеги, начальники, тут тебя критикуют в соцсетях. Ты неправильно там сказал, а ты тут свое мнение выразил, а не имел права. Вот вообще на все забить! И критику воспринимать правильно, особенно конструктивные выводы какие-то делать, безусловно. Но в целом, критика точно не повод для того, чтобы останавливаться и не двигаться к своей мечте. А если у человека есть мечта работать на телевидении, заниматься спортивной журналистикой. Значит эту мечту нужно воплотить в жизнь, обязательно!

Беседовала Анна Страшко