Алина Маслова: «Я рекомендую, прежде всего, снять корону с головы…»

Алина Маслова — член Союза Журналистов России, ведущая программы «Не только про бизнес с Алиной Масловой» на радио «Серебряный дождь», ведущая, режиссер реалити-шоу «Королевские игры» и «РеалитиMen» на телеканале «НСК49», преподаватель дисциплины «Медиапланирование» в СГУПСе. Алина более десяти лет проработала на телевидении и радио, перепробовав за это время множество разных, удачных и неудачных, но самое главное — интересных проектов.

— Как вы пришли в журналистику?

— Пришла я в журналистику очень интересно. Я училась в Институте рекламы и связи с общественностью, тогда это было при НГПУ. На третьем курсе предполагалось, что студенты начнут искать нужно искать какой-то заработок для себя, деятельность параллельную учёбе. И почему-то я всегда думала, что пойду куда-нибудь в молодёжную политику или в организаторскую деятельность… А думала я так потому, что я была в институте президентом студенческого клуба, и это было мне знакомо. Я думала, что буду работать в сфере event, то есть готовить, организовывать, вести мероприятия — это всё было моё. Однако, поскольку было это очень давно и были тогда только газеты, а не интернет или, например, HeadHunter, работу я нашла на страницах газеты. Я была в гостях у родителей в Бердске и листая газету, в прямом смысле этого слова, я увидела объявление о том, что бердский телеканал ТВК набирает корреспондентов. Я им позвонила, меня пригласили на встречу и после этого сразу же взяли. Но взяли меня не потому, что я какая-то классная, а только потому, что тогда на ТВК были очень маленькие зарплаты. Я ещё была студенткой, без опыта работы, поэтому на такую зарплату и согласилась. Мне её хватало, чтобы поесть и в течение месяца из Бердска до НГПУ туда-обратно доезжать. С этого и начался мой путь.

Потом я уже втянулась, и моя директор сказала мне о том, что если ты пришёл в профессию журналиста, то уйти оттуда невозможно. Она оказалась права, ведь в какой-то момент я приняла решение из ТВК уйти, пошла на собеседование в event-сферу, но быстро поняла, что и меня не берут, и я не хочу. А хочу вернуться на телик, в СМИ. Тогда мне попалось ещё одно объявление, на этот раз это была бегущая строка, где я увидела, что на «НСК49» требуются корреспонденты для программы «Дамские шпильки». Снова звонок, снова собеседование с автором программы, тогда я обосновалась на 49 канале на целых десять лет.

Когда я уже работала на 49 канале мне позвонили из «Русского радио» и предложили должность радиоведущей. Тогда я очень сомневалась, потому что работа на телевидении — это постоянная работа, ненормированный рабочий график, например, и с 9 до 9, и по субботам… Мне позвонили из «Русского радио» и предложили выходить в эфир хотя бы по воскресеньям. Передо мной встал выбор: дать согласие и остаться совсем без выходных и развиваться в другой сфере или сказать, что отдых важнее и отказаться. Я согласилась, подумала, что попробовать стоит, вдруг понравится. Соответственно, я и на «Русском радио» задержалась на десять лет. А сейчас я работаю на радио «Серебряный дождь». Вот такая вот история.

— Почему всё-таки радио?

— Нельзя сказать, что я полностью выбрала радио. Я по-прежнему и на телевидении: на 49 канале ещё выходит реалити-проект «Королевские игры» и «РеалитиMen». Тут суть в том, что официально я на этом канале не работаю, то есть я не хожу туда с 10 утра и не сижу там до конца рабочего дня. Мы независимый проект и снимаем самостоятельно, иногда нам помогают операторы 49 канала, на канале которых мы и выпускаем свой проект. От телевидения я никуда не ушла, более того, в моей жизни до сих присутствует съёмка фильмов, корпоративных роликов. Однако, радио в моей жизни — единственная работа, которая имеет определённый график: три раза в неделю я веду шоу на «Серебряном дожде». Радио — часть моей деятельности.

— Что больше всего нравится в работе на телевидении?

— Мне нравится сам процесс съёмок, всевозможные студийные записи, когда горят софиты, когда много камер, когда много часов стоишь в кадре, даже если не поела и очень голодная. Люблю, когда ты действительно устал, но это очень приятная усталость.

Вообще на телевидении и на радио мне нравится возможность контактировать с людьми. Зачастую случается так, что люди меня хорошо помнят, потому что они один раз сходили на радио. Для них это событие, а у меня таких гостей было очень и очень много. Если задуматься со сколькими людьми я за эти 17 лет успела пообщаться: люди разного уровня, разного статуса — это очень здорово, потому что каждый раз ты не просто воспринимаешь это как рутину, когда «У меня интервью, нужно как-то продержаться целый час и разойтись по домам». Это всегда возможность найти для себя что-то новое, взаимодействовать с кем-то в будущем, на другом уровне или иметь с ними общие проекты.

Ну и вообще, профессия блогера, а это уже профессия, к которой стремятся многие молодые люди, но я из тех староверов, по-прежнему считающих, что ТВ и радио — это самая крутая сфера деятельности, потому что она творческая, ненормированная…. Да, там нет сотен тысяч долларов, нет у нас в Новосибирске таких зарплат, может в Москве только, а у нас всё намного скромнее. Но вот тот драйв, который ты получаешь от профессии, от людей, с которыми ты общаешься и та атмосфера: грим, красивая одежда, укладки — все эти «девочковые» моменты мне очень нравятся.

— Вы сказали, что ТВ и радио — это больше про творчество, почему?

— Конечно, и там, и там есть свои регламенты. Понятно, что когда человек монтирует, например, какую-то программу, то он действует по определённому алгоритму или когда что-то снимает оператор, у него тоже алгоритм: общий план, крупный план, перебивки. Но когда ты именно ведущий, ты можешь творить вообще всё, что тебе захочется и выбиваться из общей структуры. Тебе как ведущему нужно расположить к себе гостя, придумать небанальные вопросы, создать такой продукт, который будет интересен другим. Это ли не творчество!

— Есть в журналистике место таланту?

— Я думаю, что только таланту там и место. Как показывает практика, даже в вопросе ведения каких-нибудь программ, возьмём хоть прогноз погоды. Казалось бы, нет ничего проще, чем прийти и просто читать с суфлёра то, что там написано. Однако у нас одно из заданий в «Королевских играх» — в студийных условиях прочитать прогноз погоды, как оказалось, справиться с этим могут далеко не все, но дело тут не в волнении. Умение взять себя в руки, чётко говорить и даже читать сокращённый текст в суфлёре — это тоже талант. А уж если мы говорим про какие-то более масштабные дела: создать программу или провести интервью, то тут действительно нужен и талант психолога, и талант журналиста и что немаловажно, умение всегда думать о том, что будет интересно твоему слушателю, зрителю или читателю, то есть и маркетинговый талант должен быть.

Очень часто люди думают: «А что такого? Приду на телик или радио, там же нужно просто сидеть и болтать. Я среди друзей и так самый разговорчивый». Как показывает практика, если нет таланта, желания или миссии делать что-то для людей, то надолго ты тут не задержишься.

Молодые ребята прибегают на студию для того, чтобы завтра стать популярными, их же будут показывать по телевизору/слушать на радио! Остаются только те, у которых есть желание и талант, остальные уходят, когда понимают, что через год их никто не узнаёт. Искренне талантливые люди остаются и добиваются того, что их узнают и любят их гости, зрители или слушатели.

— Что отличает талантливого ведущего от неталантливого?

— Отличие очень простое. Мы берём талантливого ведущего и неталантливого и ставим перед ними общую задачу, например, провести конференцию. При этом и тому, и другому на равных условиях выдают папку, где написано всё: регалии всех выступающих, приветственные слова и всё в этом роде. Они на равных позициях, но если эту папку забрать, ну пропала она куда-то, то неталантливый человек не справится, он потеряется и не сможет собрать воедино всё необходимое. Он даже не сможет догадаться, что с выступающими можно познакомиться не по бумажке, а в реальном времени попросить их рассказать о себе, о своей миссии, тогда человек сам про себя всё расскажет. Талантливый же ведущий всегда найдёт, что сказать, возможно даже лучше и красочнее, чем было прописано изначально. Такие дилетанты в профессии надолго не остаются, у них всегда находится тысяча отговорок: «не тот график», «не та зарплата», «нет времени поесть» и вообще «вы разве не видите какой я талантливый?».

— Талант — это ещё и умение выкручиваться из сложных ситуаций: ошибки в эфире, проблемы с техникой, как считаете?

— Абсолютно верно. Бывает такое, что ты неправильно говоришь какую-то фразу или вопрос, а человек ещё и начинает отвечать на него, но ты только в моменте понимаешь свою оплошность.

Бывает и море технических ошибок. Так уж вышло, что на радио «Серебряный дождь» я пережила все технические перебои, какие только могли быть. Было такое, что я приходила на работу, в студию, а там просто нет света… Нет света, нет электричества, нет эфира, а гости сидят и тебя ждут. И во время эфира свет вырубали, сидели тогда при свечах и фонарях. Было, что свет есть, но не нет интернета. Действительно, ситуации случаются разные и выходить из этих ситуаций так, чтобы твой слушатель этого не заметил — настоящий талант.

Стоит сказать, что облажаться в свой первый эфир, сказать неправильно имя, перепутать ударение… Пульт неожиданно вырубился, камера или микрофон на тебя упали — это всё нормально. Нормально, что ты не собрался и с первого раза всё не уладил, не вышел с высоко поднятой головой. Это всё опыт. Талант плюс опыт делают из тебя востребованного специалиста.

— Что в журналистике можно считать успехом?

— Я не буду говорить о том, что секрет успеха журналиста, это когда в тебя на улице показывают пальцем, потому что узнали, это точно нет. И это даже не хвалебные зрительские сообщения и тому подобное. Наверное секрет успеха журналиста, это когда не он ищет себе гостей и экспертов, с которыми ему хотелось бы что-то снять или записать, а когда эксперты сами к нему обращаются и говорят: «Мы хотим именно к вам/ мы, чтобы нас снимали только вы, и нам неважно сколько это будет стоить/ мы хотим, чтобы вы у нас интервью взяли», вот тогда, я считаю, это успех. Тебя ищут и с тобой хотят работать — это дорогого стоит.

— Что можно порекомендовать начинающим журналистам?

— Во-первых, я рекомендую, прежде всего, снять корону с головы и дать себе понять, что первое время ты будешь работать очень много и часто бесплатно. Во-вторых, я, как в знаменитом, и для многих любимом фильме, рекомендую всегда говорить «Да». Говорите «Да» любым проектам, любым предложениям и совершенно не важно, куда это выльется и куда это приведёт. И говоря простым языком, вы можете просто офигеть от того, что случайно сказали «Да» проекту, на который не возлагали надежд, а именно он и выстрелит так, что после этого у вас появятся ещё, ещё и ещё больше новых предложений.

В-третьих, не бояться ошибаться, как я уже и говорила. И конечно, не стоит насиловать себя и свой мозг, если вы понимаете, что журналистика не для вас. Если вам это не нравится, не нужно доказывать кому-то, что ты классный журналист, тем более, если бабушка всегда мечтала, чтобы ты стал радиоведущим. Без любви в этой профессии невозможно, это нужно понимать.

Беседовала Яна Беззубцева