Даниил Тарабукин: «Я побывал на обеих сторонах силы»

— Какой у вас рабочий стаж?

— Тут очень забавная ситуация. Я учился на факультете журналистики четыре года, а трудовой стаж в этой сфере у меня почти пять лет. Сейчас уже, понятное дело, немного больше. Ещё до поступления на факультет журналистики я работал в районном СМИ своего города Камень-на-Оби. Потом во время учёбы я работал в федеральном СМИ. И это я ещё не учитываю прохождение учебной практики. Практику я проходил в «КомерсантЪ» и «ТайгаИнфо» (СМИ, признанное в 2023-м году иноагентом).

— Ещё до поступления в вуз вы работали в газете города Камень-на-Оби. В чём специфика работы в районном СМИ?

— Наверное подход к созданию материала. Если, работая в Новосибирске, мы с коллегами заходили на сайты с госзакупками, чтобы узнать, куда тратятся деньги из бюджета, смотрели депутатские сессии и в целом использовали максимум открытых источников, то в районных газетах это не нужно. Есть одна показательная история. На каникулах после первого курса от нечего делать я пришёл подработать в нашу районную газету. Я начал сбор информации по новосибирскому формату, и когда я нашёл что-то интересное, пошёл рассказывать об этом остальным корреспондентам. А они всё это уже и без меня, и без сайтов всяких знают. Им это уже нужные люди сами рассказали. А в остальном газета, она и в Африке газета. Также сначала поиск темы, потом сбор информации, подготовка материала и публикация.

— Сложно ли совмещать учёбу и работу в СМИ?

— Я не могу говорить за всех, но мне было нелегко. Когда ты студент, тебе хочется потусить, погулять с друзьями или что-то в этом роде, а ты не всегда можешь себе это позволить, у тебя, помимо домашки, ещё и работа. Лучше работать внештатным сотрудником. Когда у тебя пары, какие-то учебные мероприятия, и тому подобное, а иногда бывают сдвиги этих самых пар, сложно подгадать с распределением рабочих часов. А работая, так скажем, на фрилансе, ты зачастую сам выбираешь, когда работать. Я уже не говорю о возможном эмоциональном выгорании и сложностями в личной жизни. Ведь и на фрилансе можно себя так загрузить, что ни на что времени не хватит, ни на друзей, ни на личную жизнь.

— Какие есть сложности работы в федеральном СМИ?

— Как я уже говорил, во время учёбы я работал в двух федеральных СМИ. Это «Секрет фирмы» и «КомерсантЪ», абсолютно разная специфика работы. В «Секрет Фирмы» я работал напрямую с Москвой. Я списывался со своим редактором и предлагал ему разные темы, в свою очередь он выбирал какую-нибудь из тем и потом по ней я писал материал. Либо он сам мне предлагал тему. Я был просто наёмным рабочим, проще говоря фрилансером. В «КомерсантЪ» немного по-другому. Я работал в Сибирском отделении федерального СМИ и взаимодействовал с местным начальством. Изначально в «КомерсантЪ» я работал внештатным сотрудником, но ближе к концу обучения устроился на полставки. Вообще, «КомерсантЪ»— это ежедневная газета, из-за чего возникали проблемы. Я, конечно, безумно рад этому опыту, но иногда было тяжело готовить материал день в день, работать допоздна и тому подобное. А в «Секрет Фирмы» я мог готовить плотный материал даже в течении недели. Да и в целом в «КомерсантЪ» больше работы по объёму. Иногда я просто сидел на новостной ленте. Мониторить и писать новости, конечно, легче, чем большие аналитические материалы, но я находил в этом что-то медитативное, расслабляющее.

— Почему вы сменили профиль и пошли работать в ГПНТБ СО РАН?

— Получив опыт работы в ГПНТБ СО РАН я могу утверждать, что я побывал на обеих сторонах силы. Моя работа заключалась в введении их соцсетей. Публиковал научные статьи и новости. Если честно хотелось немного отдохнуть от работы в СМИ, я выгорел от плотной работы в журналистике. Есть конечно и свои плюсы, это стабильный заработок, вся зарплата в белую, нормированный график, ну и тому подобное. В отличии от работы в СМИ, где ты больше обрабатываешь информацию, в пресс-службе ты её генерируешь. Иногда я смотрел на объём работы, выполненный за день, и думал, что в СМИ, за этот же период времени, я бы сделал в три или в четыре раза больше. Работа, безусловно, интересная, я ни на что не жалуюсь, но, если честно, мне не хватало драйва, который я получал в «трушной» журналистике. Я безусловно благодарен полученному опыту, было достаточно интересно контактировать с учёными, узнавать новости науки, но я уже отдохнул от работы в журналистике и захотел вернуться.

— Что вы чувствовали, возвращаясь в журналистику на должность заместителя главного редактора?

— Понятное дело, я испытывал волнение. Сложно описать, какое именно. Это абсолютно новый опыт, ведь до этого я работал рядовым корреспондентом. Что вообще входит в мои обязанности: я контролирую работу журналистов, чтобы у них постоянно была какая-то занятость, я вычитываю новости, которые мне присылают сотрудники перед публикацией и сам пишу большие материалы. На момент интервью я ещё не успел ничего написать в новом издании, но в скором времени я буду согласовывать темы больших аналитических материалов с главным редактором. Ну и, помимо этого, я дежурю и контролирую дежурства других сотрудников. Пока это всё, что я могу сказать о новой работе, так как ещё не совсем успел влиться в новую для себя должность. В любом случае я планирую развиваться дальше в журналистике.

Беседовал Давид Аксенов