Дмитрий Иванов: «На телевидении оказался так: позвали – я попробовал».

Дмитрий Иванов – главный редактор телеканала ОТС, ведущий программы «Итоги недели». Победитель конкурса «Сибирь.ПРО» — 2022 в номинации Александра Карелина «Герой нашего времени». Победитель в главной номинации «Журналист года» премии губернатора НСО «Литера-2022».

– Вы закончили исторический факультет Кемеровского государственного университета. Как вы считаете, нужно ли современному журналисту иметь журналистское образование?

– Ну, наверное, не обязательно, но желательно иметь, потому что сейчас журналистское образование дает людям навыки и знания профессии, которую они выбирают. Когда я учился, ещё не было журфака, был филологический факультет, и оттуда в основном люди шли в журналисты. Но сейчас именно журналистский факультет воспитывает, готовит журналистов. Хотя есть исключения и достаточно много. Когда я работал в Кемеровской области, у меня было много знакомых – известных журналистов, которые учились на горных инженеров, на шахтеров, а потом стали журналистами. Здесь, я знаю, у нас один начальник, руководитель областных СМИ – математик по образованию, и, тем не менее, он успешно работает в сфере журналистики. То есть, в гуманитарной профессии важно иметь какое-то понимание жизни, умение общаться с людьми, и тогда ты сможешь освоить эту профессию. В обратном направлении сложнее. Я был как-то на съезде кардиологов и заметил, что там два врача молодых были ведущими, предоставляли слово одному, другому… я подумал, что с ними чуть-чуть поработай, и они еще будут лучше. Ну, вот, сколько нужно усилий, чтобы, допустим, журналисту провести операцию на сердце? Да никто этого не сделает без многолетнего обучения. Скажем так: кто-то с техническим образованием может стать гуманитарием, а вот гуманитарию, чтобы разбираться в какой-нибудь физической установке или делать какую-то сложную операцию, нужно учиться много-много лет. Поэтому я думаю, что образование нужно, но и без профильного журналистского образования журналистом можно стать тоже.

– Ваш творческий путь начался с радио. Расскажите о трудностях, с которыми может столкнуться новичок в радиоредакции.

– Да, вот, действительно, исторический факультет я закончил в середине 90-х да и не знал куда идти работать. В школу почему-то не хотелось идти учителем – то ли тогда были задержки по зарплате, то ли что-то. Я искал какой-то лучшей доли: менеджером поработал где-то с год, потом ещё куда-то пошёл. И вот, сидя на кухне, послушал областное радио в Кузбассе, в Кемерово, и там было объявление, что на кемеровское областное радио требуется журналист, телефон такой-то. Я позвонил, мне говорят: «У вас опыт работы есть?», я говорю: «Нет». «Ну, приходите, — сказал директор радио, —может быть, у вас без опыта получится». Я вот ему за это благодарен, что мне такой дали шанс. Я пришел и, действительно, получилось: через две недели меня взяли в штат, ну, и дальше уже пошло-поехало, хотя даже у меня мысли до этого не было в течение жизни, что я буду работать журналистом.

Что касается сложностей, они конечно не только в радиоредакции, но и в телевизионной редакции – тут главное, чтобы было желание и были хорошие наставники. Ну а проблемы такие, что ты, молодой парень или девушка 22-23 года, приходишь на работу, и тебя посылают куда-то на съемку на какое-то событие. Ты берешь микрофон и едешь на какое-то научное событие записывать интервью с каким-нибудь академиком или известным человеком в промышленности, но у тебя багаж жизненный, кругозор ещё не великий в связи с возрастом, ты мало чего ещё знаешь, а он знает много. И вот здесь получается такое противоречие: ты спрашиваешь человека и даже не совсем понимаешь, что он тебе отвечает. Я один раз в Новокузнецке приехал на съемку к заместителю администрации города и задал первый вопрос, а он сразу так говорит: «Слушайте, давайте без глупых вопросов» – как-то так осадил меня. Вот здесь проблема, что жизненного опыта еще мало, а приходится на какие-то серьезные темы с людьми разговаривать. Поэтому к каждой съемке нужно готовиться. Вот я подозреваю, что у нас сейчас не все журналисты готовятся к съемкам, а нужно перед этим погуглить, посмотреть всё, какие-то вопросы в голове прикинуть, чтобы ехать на съемку, на событие подготовленным. В принципе, говорят, что журналист– это дилетант, то есть он нигде на сто процентов не специалист, но он должен по чуть-чуть разбираться во всем, и тогда он сможет сделать нормальный материал с того события, на которое он поедет.

– Как вы оказались на телевидении?

– Ну, тот, кто работает на радио, мечтает, наверное, о телевидении. Хотя, не все: есть люди, которые и в радиожурналистике работают всю жизнь, и я знаю таких, это достаточно уважаемые профессионалы но, в основном, радио – это только говорить, а телевидение –это не только говорить, но ещё и показывать. То есть, если ты радиожурналист, ты едешь на какую-то съемку только за звуком, а здесь ты едешь за звуком и за видео. Это в два раза, а то и больше чем в два раза сложнее. Поэтому большинство журналистов мечтают попробовать себя на телевидении после того, как у них есть какой-то опыт на радио. И у меня также было: я на областном радио в Кемеровской области, в Кемерово проработал три года, а у нас там организовывалась городская телекомпания, достаточно свободная по взглядам, перспективная. Называлась она и до сих пор, кстати, называется «ТВ-Мост». Туда набирали молодых журналистов, и меня туда тоже позвали старшие товарищи, и я перешел, не думая даже, потому что хотелось попробовать на телевидении, и мне кажется, что у меня получилось. Основы телевидения тоже не сразу понимаются, нужно для этого несколько месяцев или несколько лет, потому что на радио ты говоришь, монтируешь и говоришь, а здесь под каждую фразу нужно соответствующую телекартинку, под каждое слово соответствующее видео. То есть, чтобы видео и сюжет синхронно шли. Это такие основы производства сюжетов, телесюжетов и так далее, особенно новостных. Поэтому, на это тоже нужно время, чтобы это понять и освоить. А вот на телевидении оказался так: позвали – я попробовал.

– В какой момент решили перебраться в Новосибирск?

– В Новосибирск решил перебраться в 2002 году, но до этого попробовал на городском телевидении в Кемерово, потом меня позвали на ГТРК Кузбасс – это областная телерадиокомпания. И там поставили меня в 1999 году директором службы новостей программы «Пульс», она потом стала называться «Вести.Кузбасс». Очень популярная в своё время была программа. Вообще телевизор тогда смотрели, ещё не было интернета, поэтому люди обо всех новостях узнавали из телевидения. И события такие были интересные: я еще захватил шахтерские забастовки, когда шахтеры сидели на рельсах, разные конфликты. То есть, жизнь в 90-е годы бурлила, время перемен, поэтому журналисты освещали эту жизнь, а люди смотрели всё это с интересом. И случилось так что в 2002 году решили провести в городе Междуреченске (это Кемеровская область) госсовет по развитию угольной промышленности. И на этот госсовет должен был приехать президент России Владимир Путин. И тогда решили впервые организовать с ним интервью трех сибирских региональных журналистов, но эти кандидатуры тщательно выбирали: предполагалось, что один журналист должен быть опытным, второй – молодым, а третья должна быть женщина. Вот так получилось, что у нас опытный журналист – это был Сергей Ким из Красноярска, женщина –Мария Лондон, а на кандидатуру молодого выбрали меня, мне тогда было 29 лет. Я даже об этом выборе не догадывался, но потом, когда мне сообщили, для меня это стало таким подъёмом, и я ездил в Москву, мы готовились, обсуждали какие-то нюансы этого интервью. Со мной общался Владимир Кулистиков по телефону – это в свое время был очень известный медиаменеджер, он долго работал на НТВ, а в то время он работал директором федеральной программы «Вести». Потом произошла запись этого часового интервью с президентом России в 2002 году, она прошла по центральным каналам, и добавила мне популярности. И потом, когда я приехал в Кемерово, меня позвали в Новосибирск, здесь уже организовывалась не областная, а окружная телекомпания «СибирьТВ», которую возглавлял Яков Лондон, он сейчас умер уже, но это был известный в Новосибирске медиаменеджер, бизнесмен. И вот я все-таки решился. Мне сложно было уйти из Кемерова, меня оттуда не отпускали и там немножко обиделись на меня, но я все-таки решился переехать в Новосибирск. И когда я стал здесь работать, то как-то мне тоже показалось безумно интересно всё, динамично, но так случилось, что я здесь только понял, что телевидение –это бизнес. Эта телекомпания через несколько месяцев закрылась, и я остался без работы. Маленький ребенок, семья, телекомпания закрылась – что делать? И тут я вспомнил, что у меня в телефоне есть номер Владимира Кулистикова, директора программы «Вести». Я набрался смелости и позвонил ему, сказал, что я без работы. Он говорит: «Я тебя помню». Я говорю: «Вы можете чем-то помочь?», он говорит: «Да, у меня свободное место собственного корреспондента по Западной Сибири как раз в Новосибирске, приезжай на переговоры». Я приехал и устроился собственный корреспондентом программы «Вести» в Новосибирске, поработал на этом месте пятнадцать лет с 2003 по 2018 год. Вот такая у меня карьера: то я работал год-полтора на каком-то месте, затем пятнадцать лет и сейчас пять лет уже почти работаю главным редактором телеканала ОТС.

– Что вы почувствовали, когда узнали, что вам предстоит взять интервью у президента РФ?

– Было волнение. Это интервью решили записать в кабинете директора шахты. Я волновался и пытался заучить вопросы, потом подумал, как бы не ошибиться с именем-отчеством от волнения и так далее. Само заседание госсовета затянулось, планировалось, что это всё начнётся в три часа, а началось в пять или полшестого. То есть, за эти два часа, можно сказать, я перегорел и был морально готов. Я думаю, что получилось всё хорошо. Никаких грубых ошибок или критических оговорок у меня не было, и даже где-то я реагировал на ответы президента. В принципе, я сейчас через двадцать лет смотрю — всё было хорошо тогда.

– О чём была программа «Пульс»?

– Это новости. Раньше новости на федеральных каналах назывались по-разному: в Новосибирске это «Панорама», в Кузбассе – «Пульс»… Сейчас одинаково: «Вести.Кузбасс», «Вести.Новосибирск», «Вести.Приморье» и так далее. Это программа новостей, причём новостей достаточно интересных: не только официальных, но и проблемных. Вот уже прошло столько лет, до сих пор говорят, что на государственных каналах только новости государственные, хвалят власть, восхваляют тех-то – тех-то. Неправда, у нас на телеканале ОТС очень много проблемных сюжетов, мы стараемся помогать людям. Люди нам звонят на телефон редакции, пишут, просто кому-то жалуются на свои проблемы – мы выезжаем и в любом случае даём две точки зрения: человека и организации, ответчика или другого человека. То есть, все стороны конфликта у нас в сюжете присутствуют, это такое правило. И потом уже где-то мы помогаем решить проблемы, где-то просто выслушивается та или иная точка зрения, а телезритель уже сам делает вывод, кто прав в ситуации, кто не прав. Телевидение не только информирует, но и помогает людям. Вот к этому мы стремимся.

– Можете ли вы вспомнить самого интересного героя какого-либо Вашего репортажа?

– Интересный герой – это всегда какой-то интересный человек, который отличается от нас, от большинства людей. Ну, или тот, кто совершает поступки, на которые мы сами не решимся. Необычный человек для меня – это Агафья Лыкова, наша отшельница, ей сейчас 79 лет. В своё время семья староверов Лыковых ушла в глухую тайгу во времена революции и вот поколение за поколением они так жили. Родилась Агафья Карповна, отец её Карп Иосифович умер, братья тоже от какой-то чумы или болезни умерли, и вот, она осталась одна. Лет 20 или 30 она живет одна. Нашёл их семью известный журналист Василий Песков, он вёл тогда программу «В мире животных». К Лыковым-отшельникам стали иногда вертолёты посылать, помощь отправлять. И так как Агафья осталась одна, то Кемеровская область взяла над ней шефство и помогали ей одной жить в глухой тайге, обороняться от медведей. Сначала они вообще не знали, какой сейчас год, Агафья закрывалась от фотоаппаратов, от телекамер, у неё сохранились до сих пор книги на старославянском языке, она вообще говорит, как будто поёт. Это человек вообще из другого мира и из другого времени, она не признаёт одежды со штрих-кодами и так далее. И мне повезло, я к ней летал четыре раза на территорию Хакасии, там её заимка. У неё хорошая память: когда я прилетел в составе делегации в 2018 году, она посмотрела и сказала: «Кажется, Дмитрий?» Потом она стала с журналистами более открытой, говорят, ей новый дом построили.

– Приходилось ли вам сталкиваться с этическими дилеммами в профессиональной деятельности?

– С этическими проблемами журналисту приходится сталкиваться, потому что работа такая: ты рассказываешь о самом интересном, о самом важном, о самом проблемном. А жизнь — штука сложная и случаи разные бывают. Кстати, про телеоператоров говорят, что, если телеоператор едет на машине и видит, что случилась автомобильная авария, он выйдет и будет оказывать помощь пострадавшим или будет это снимать на видео? И мой коллега, опытный оператор сказал: «Конечно, он будет оказывать помощь участникам этой аварии. Но перед этим пару-тройку кадров всё равно сделает». Ну, немножко цинично это звучит, но какая-то доля истины здесь есть. У людей случилась трагедия: погибла в Таиланде дочь или арестовали сына — и ты приходишь по адресу, стучишься, говоришь: «Да, мне нужно у вас спросить»,— посылают подальше, но такая наша работа. Нам нужна информация, мы бы для себя это не делали, но такая наша задача — узнать информацию. Но тут тоже сложная грань. Я помню какой-то фильм смотрел, там герой работал журналистом и у него спросили: «Сидоров, у тебя есть совесть?». И он отвечает: «А при чём тут совесть? Это редакционное задание».  Это наша работа, и мы задаём неудобные, сложные вопросы часто, но всё равно какая-то грань этическая должна быть, и ты должен её чувствовать.

– Что вы больше всего цените в профессии?

– Больше всего ценю, что эта профессия интересная. Когда ты в полях – ты репортёр, ты журналист – а я таким был всю жизнь – вот только последние годы я в кабинете чаще сижу и то стараюсь не терять формы. Я был и в шахте, и на подводной лодке, и на острове Диксон, и на Таймыре на оленьих упряжках катался, и в пещере, где якобы снежный человек живёт, и со многими интересными людьми встречался, и на учениях, где ракеты настоящие летают. Поэтому очень много впечатлений, ты совмещаешь полезное с приятным. Это очень важно – иметь такую работу, которая тебе не надоест, которая приносит тебе удовлетворение. Да, возможно, она не самая прибыльная. Наверное, ты не станешь богатым человеком, но, по крайней мере впечатления и интерес тебе гарантированы.

– В чём заключается ваша работа как автора и ведущего программы «Итоги недели»?

– Это итоговая программа, её можно делать по-разному: можно, конечно, просто взять сюжеты, которые были на неделе, скомпоновать самое лучшее, сделать выжимку, – и это будут итоги недели. Но я стараюсь что-то добавить оригинальное, что-то проанализировать, сделать оригинальную подводку к сюжетам, подать их по-другому. Где-то стараюсь использовать графики – у нас сейчас новая студия новостная, и там много экранов мультимедийных. В концовочку стараюсь брать или архивный фильм, или музыкальный номер, или то, что, по крайней мере, меня зацепило и было мне интересно. Проблема в том, что раньше я начинал этим заниматься с начала недели, сейчас – только четверг и пятница, но, тем не менее, я пытаюсь успеть и сделать программу интересной. Сейчас сложно сказать, сколько людей смотрит телевидение, а в интернете, в YouTub’е видно, сколько просмотров. И вот программа, которая вышла в пятницу 22 апреля набрала на YouTube118 тыс. просмотров, я считаю, что это вполне достойно для часовой программы, потому что люди, в основном, смотрят клипы, маленькие отрывки, фотографии.

– Что вы чувствуете, когда в очередной раз получаете какую-то премию или награду?

– Да так-то особо ничего и не чувствую, я человек достаточно скромный, не тщеславный. Есть у нас журналистские конкурсы, и поскольку я в профессии уже больше 25 лет, то да, побеждал и на том конкурсе, и на другом и на третьем. Но всё равно больше я удовлетворения и радости получаю именно от какой-то сделанной работы, от сюжета, от программ, от интервью, от впечатлений, от общения с интересными людьми.

– Часто ли отправляете работы на конкурсы и зачем вообще это нужно?

– Отправляю, но не часто. Если чувствую, что какая-то работа может выстрелить, победить или занять призовое место на журналистском конкурсе, тогда отправляю. Так же делают и мои коллеги. Мы просим журналистов, чтобы они активнее участвовали в журналистских конкурсах. Да, можно и без них прожить, скажем так, но это престиж телекомпании – если журналист в том или ином конкурсе победил. Но вот всё не могут журналисты наши ТЭФИ пока выиграть, уже четыре года отправляем работы. Дизайнер наша Елена Циркунова получала главный приз, а вот у журналистов пока не получается попасть даже в финал, будем стараться. А на областных и окружных конкурсах у нас всё с этим нормально. Наверное, это всё-таки не главное в работе, но всё равно участвовать нужно, побеждать приятно.

– Бывает ли такое, что работа проникает в вашу повседневную жизнь?

– Да, бывает. Я работал пятнадцать лет собкором телеканала Россия в Сибирском федеральном округе, а собкор – это такой человек, который должен быть постоянно на связи, не выключать телефон, и если что-то на твоей подведомственной территории случилось, а Западная Сибирь – это Новосибирская область, Кузбасс, Омск, Томск, Алтайский край, Республика Алтай – вот эти шесть регионов, то ты должен поехать и сделать оттуда сюжет. Авария на шахте случилась – собирайся и ночью выезжай: чем быстрее, тем лучше. И ты ждёшь этого звонка и думаешь: «Не дай Бог что-то случилось». Например, ты пошёл с ребёнком на праздник или с друзьями в пятницу вечером сел где-то в кафе, а тебе звонят «вот там произошло то-то то-то». Эта работа вторгается в повседневную жизнь, но она платит в ответ тем, что она, как я уже говорил, интересная. Я собрался на тренировку по волейболу в семь часов вечера, взял форму, сумку спортивную, мяч, выхожу из дома – мне звонок: «Там обвалился конноспортивный комплекс в посёлке Речной в сторону Бердска, какая-то трагедия – езжай срочно». Всё, я возвращаюсь, вместо спортивной формы беру микрофон, одежду другую, и мы едем сразу. Вот эта внезапность, прежде всего, эта репортерская работа вторгается в повседневную жизнь. Сейчас у меня меньше внезапности, моя работа более размеренная, но всё равно стараюсь, чтобы она оставалась интересной. Интерес и помощь людям – главное в нашей журналистской работе.

– Вы уже почти тридцать лет в профессии и наверняка попробовали себя в разных сферах журналистской деятельности. Что вам ближе: редактура, сбор информации, ведение в кадре или, может быть, работа в качестве корреспондента?

– Тут в зависимости от времени, от возраста. Сначала ты корреспондент, потом ты работаешь в кадре и одновременно ты корреспондент, затем ты уже становишься опытным, редактируешь, читаешь чьи-то сюжеты, поправляешь их, но всё равно остаёшься корреспондентом, и работаешь в кадре. Лет двадцать назад один мой старший товарищ говорит: «Нам уже сорок лет, нам надо уже заканчивать со своими физиономиями в телевизоре, уступать дорогу молодым». Возможно, но я всё-таки стараюсь оставаться ещё практиком и не терять вот этой журналистской формы. Я считаю, это тоже важно – оставаться в реальной работе, не только в теоретической; не только редактировать и учить других, но и самому продолжать работать в кадре, в эфире, делать сюжеты. Пока здоровье позволяет, нужно это делать.

– Вы получили множество премий, стали главным редактором ОТС, а что дальше? Есть какие-то планы на будущее?

– Пока работаю на телеканале ОТС, мне нравится эта работа, я получаю от неё удовлетворение, но застоя быть не должно, человек должен развиваться. Мы видим, что телевидение постепенно уступает место интернету, в средствах массовой информации сейчас на первое место выходят интернет-издания, и мы, телевизионщики, должны учиться законам, азам интернета, какие-то секреты работы в интернете постигать, что мы сейчас и делаем. И вот знаний в интернет-СМИ мне пока не хватает, я планирую их получать.

Беседовала Алиса Новохатская