Елизавета Матико: «По сути я никогда не бросала спорт… Просто им для меня стала журналистика»

Елизавета Матико — о связи между журналистикой и спортом, журналистском образовании, а также об опыте работы корреспондентом и главным редактором в студенческой газете Кемеровского госуниверситета «Статус ВО» и корреспондентом телеканала «Кузбасс Первый».

— Почему решила связать свою жизнь с журналистикой?

— Как-то раз мама привела меня в секцию легкой атлетики, где я в итоге задержалась на целых шесть лет. Сейчас уже точно не знаю, какие факторы этому способствовали, но, возможно, просто душой почувствовала, что спорт — это моё. Когда в девятом классе передо мной встал выбор профессии, я даже задумывалась над тем, чтобы стать полицейским, потому что там подразумевается спортивная направленность. Но потом поняла, что не олицетворяю себя с этой профессией. Ответ на вопрос: «Кем мне стать?» долго не приходил в мою голову, и вот однажды, в день очередной тренировки, я бежала со своей подругой по манежу и она внезапно меня спросила: «А почему бы тебе не попробовать журналистику?». До сих пор не очень понимаю, почему я тогда обратила на это внимание. Наверное, что-то на подсознательном уровне ёкнуло. Я вспомнила, что вообще-то люблю писать сочинения и изложения в школе, новости какие-то смотреть. В конце девятого класса летом мы с мамой сходили на организационное собрание в студию журналистики, которая находилась в доме творчества (в городе Белово). Потом состоялось знакомство с руководительницей… И вот уже в сентябре прошло первое занятие. Начало десятого класса было очень трудными, потому что я совмещала репетиторов, новую школу, уже привычные тренировки и журналистику, которая мне безумно понравилась. Занятия проходили в игровой форме. Нам рассказывали о жанрах журналистики, об истории профессии, учили писать сначала маленькие тексты, затем большие. Но после Нового года поняла, что всё-таки не успеваю совмещать два любимых дела. Мой руководитель студии журналистики на выпускном призналась мне, что долго думала и переживала за то, что же во мне переборет — спорт или журналистика. В конце концов она была очень удивлена, когда я пришла к ней и сказала, что бросила спорт, которым занималась шесть лет и выбрала то, чем занималась всего лишь полгода. Вот так и началось моё активное развитие в журналистике. Я много писала различных текстов, участвовала в конкурсах и у меня появлялись победы, которые подтверждали успешное развитие в этой сфере. Сейчас уже осознаю, что, по сути, я никогда не бросала спорт… Просто им для меня стала журналистика.

Расскажи про опыт работы корреспондентом и главным редактором в студенческой газете Кемеровского государственного университета «Статус ВО».

— Я пришла оттачивать свои печатные навыки в газету на первом курсе по совету руководительницы из студии журналистики в Белово. У неё было много знакомых в университете, в частности Елена Дмитриевна Филонова – тогдашний координатор проекта «Студенческий вестник «Статус-ВО!». Атмосфера газеты была очень привлекательная, потому что там можно было писать на любые темы, которые тебе интересны в рамках студенчества. Мы сами договаривались об интервью, составляли вопросы, писали тексты. Было очень приятно видеть свои работы на первых полосах, осознавать, что я принимаю участие в жизни целого издания и даю людям интересную информацию. На втором курсе в феврале мне предложили стать главным редактором. Думаю, что так случилось, потому что я зарекомендовала себя как ответственный работник, который предлагает достаточно много идей и выполняет работу качественно. Но, к сожалению, когда я пришла на эту должность, то сразу столкнулась с двумя сложностями: первая – это ковид. Свою редакцию и сотрудников видела только один месяц, поэтому даже не успела лично с ними познакомиться и понять, какие они в работе. Вторая – это вопрос о том, как миновать скучных материалов на полосе, когда все сидят дома и будто бы вокруг ничего не происходит. В итоге я была очень рада, когда мы, несмотря ни на что, собирались с силами и делали классные тексты. У нас был интересный опыт с ребятами с журфака, которые умеют рисовать на графическом планшете, и они сделали нам красивые и мультяшные иллюстрации для выпусков. В общем, мне очень нравилась моя работа, и со «Статусом» я была до начала четвёртого курса. За это время под моим руководством вышло около 15 выпусков.

— Как ты считаешь, обязательно ли, чтобы стать журналистом, получать специализированное образование?

— Я — человек, который сначала любит получать теоретические знания, затем накладывать на них практические, и, таким образом, совершенствоваться, поэтому не против специализированного образования. И вообще, если ты что-то не умеешь и есть возможность что-то почитать, послушать лекции, сделать, скажем так, подводящие упражнения, прям как в спорте, то почему бы не пойти учиться. Я сама сейчас продолжаю обучение журналистикой на магистратуре и параллельно прохожу курс по документальному кино в онлайн-школе, потому что не знаю основ этого направления. Но у меня есть базовое образование журналиста, которое я накладываю на этот опыт и понимаю, что большая часть информации мне открыта. Многие коллеги в редакции на телеканале не имели профильного образования. Кто-то был историком, культурологом, юристом или экономистом. Но, в общем, это те люди, которые научились профессии действительно в полях. Работа журналиста это ведь что? Рассказывать истории людям таким же, как и ты, только с определенными правилами игры, которым нужно научиться в процессе. Как минимум, придется познакомиться, например, с жанрами или с той же этикой. Журналистика — это долгий тренировочный процесс. Главное должны быть энтузиазм и желание это всё впитать.

— Что тебе дали четыре года обучения на журфаке?

— Очень много практики и хороших знакомств. За эти четыре года я успела поработать, во-первых, сначала корреспондентом, потом главным редактором в университетской газете, во-вторых, корреспондентом на телеканалах «СТС Кузбасс» и «Кузбасс Первый». На последнем у меня даже был опыт проведения нескольких прямых эфиров. Ещё на радио «Кузбасс FM» работала ведущей новостного блока. Наверное, столько практики у меня было именно потому, что я студентка. Когда ты учишься на факультете журналистики, у тебя больше шансов приходить в организации и занимать рабочие места. Сейчас, как мне кажется, у работодателя не всегда есть ресурс и время, чтобы обучать людей, которые приходят в профессию с нуля, даже если у работника есть сильное желание. Проще и удобнее нанимать тех, кто уже получает где-то независимо от редакции теоретические знания.

— Насколько отличается реальная журналистика в редакции и на телеканале от той, которую преподают в университете?

— На самом деле, конечно, есть отличия. Особенно тяжеловато, когда в университете преподают люди, у которых не было особо много практики в профессии. Когда мы говорим с преподавателями, которые здесь и сейчас работают в профессии, то полностью погружаемся в атмосферу и имеем не только иллюзорное и теоретическое представления, но ещё и реальное понимание того, как обстоят дела во «внутренней кухне».

— Как успевала совмещать учебу с работой на телевидении?

— Вообще, официально по трудовой книжке я начала работать на телеканале «Кузбасс Первый» на четвёртом курсе с сентября. До этого с первого курса всегда проходила там практики. Мне настолько нравилась работа на телевидении, что перед третьим курсом я осталась работать в редакции на всё лето. Потом на протяжении года также ходила на практику между парами, после них и на все выходные съёмки всегда соглашалась. В общем, я была жадная до работы на телевидении, и, честно говоря, после такого интенсива могла сходу готовиться к каким-то профильным предметам, потому что практический опыт очень сильно помогал. Ну, и получается, когда я в очередной раз пришла к ним после третьего курса, коллеги и редактор сказали, что хотят видеть меня уже в качестве официально трудоустроенного сотрудника. На четвёртом курсе я перешла в университете на свободное посещение и устроилась на полставки на телеканале. Получается, что три дня я работала и два училась. Специально выбирала такие дни учёбы, где преподавателям было важно меня видеть и где не получалось только самостоятельно подготовиться к предмету. В другие дни закрывала успешно предметы дистанционно. Но иногда было очень тяжело. Я тогда ещё параллельно писала диплом и приходилось даже оставаться ночевать в редакции, чтобы успеть выполнить всё по работе и учёбе.

— Расскажи о типичном дне работы корреспондента на телеканале?

— Я обычно просыпалась, читала свежие новости, смотрела тематические дни для того, чтобы можно было снять какой-то бантичный игровой сюжет. В общем, уже с утра за кофе приискивала тему для сюжета, чтобы прийти на работу с идеей. Потом проходила планёрка, где редактор давал техническое задание на день, и, возможно, тема, которую я приносила могла двигаться из-за другой предложенной редактором. Дальше начинала отрабатывать свой сюжет: что-то дополнительно читала, договаривалась об интервью с героем, ездила с оператором на съёмки, собирала интересный материал, записывала на месте стендап. На обратном пути, если время поджимало, то в машине писала сценарий, отсматривала видеоряд и прикидывала, что с чем будет смотреться. Но, если условия были благоприятными, то мы спокойно приезжали в редакцию, я наливала себе кофеёчку и начинала писать сюжет. Потом правки редактора, и если всё хорошо, то отдавала сюжет на монтаж и записывала голос. Иногда бывало, что потом ещё оставалась в редакции и прописывала разработки материалов для следующих дней.

— Про что, на твой взгляд, ты делала самые интересные сюжеты?

— Однажды мы снимали про открывшуюся «Кузбасс-Арену», где есть площадка для занятий конькобежным спортом. Я захотела перевоплотиться из журналиста в спортсмена и надела специальные коньки, вышла на лёд, но совсем не могла там проехаться, хотя достаточно хорошо катаюсь на коньках. В моменте это было забавно, но по итогу получился классный результат. Также из запоминающего и креативного сейчас вспомнила итоговый сюжет на Новый год, когда я перевоплотилась в снегурочку и мы записывали пять стендапов. Например, тема: «Как люди выбирают мандарины?», и я ходила в костюме снегурочки по торговому центру, ела мандарины и общалась с людьми. Потом также про ёлки, новогодние игрушки и другие праздничные атрибуты. В конце мы придумали фишку с тем, что такая снегурочка на коньках и с бенгальским огоньком в руке поздравила на фоне ёлки Кузбассовцев с праздником. Ещё в какой-то момента я начала снимать проблемные сюжеты и был случай, когда нам пожаловались жители, у которых в доме строители меняли крышу и не убрали за собой мусор. Мы отправились, соответственно, на съемку, пообщались с героями, потом пошли за вторым мнением в РЭУ. Там сказали, что это дело подрядной организации и что они не несут никакой ответственности. В итоге мы собрали весь материал, я уже села писать сюжет и в какой-то момент оператор, который со мной работал, приезжает с другой съемки и говорит мне: «Слушай, я проходил тут мимо этого дома и там строители убирают мусор, представляешь?». Мы снова пошли туда, всё досняли и так получилось, что уже в процессе создания сюжета помогли людям. Всего лишь за два часа! Это было невероятно приятно!

— Есть ли рутина вообще в такой активной и даже адреналиновой профессии? Если да, то как с ней справляться?

— Рутина есть. Здесь важную роль играет информационная политика канала. Если у тебя очень много официальных съёмок различных мероприятий и заседаний, то это, конечно, наскучивает. Я думаю, чтобы не замыливался глаз от большого количества рутинной работы, нужно брать себе также интересные съемки, где можно покреативить, либо просто после работы ходить отвлекаться. Мне сильно помогали походы в кинотеатры и театры, встречи с друзьями, общение с интересными людьми и, конечно же, спорт.

— Какими качествами должен обладать журналист на телевидении?

— Из базового — это ответственностью, стрессоустойчивостью, оперативностью, критическим мышлением, умением быстро реагировать в экстренных ситуациях и продуктивно работать в команде. А из самого главного — это любить свою работу. Если, ты всё делаешь без души, например, нехотя общаешься с людьми, не ищешь интересных углов подачи, то это, во-первых, наскучит быстро тебе, а во-вторых, это сразу считает зритель.

— ТВ — это всегда про работу в команде. Дай, пожалуйста, пару советов о том, как научиться работать в команде.

— Нужно чётко понимать, что ты делаешь и зачем ты это делаешь. У каждого в команде свои роли. Главное, от тебя должна исходить доброта и желание слушать и слышать других людей. Иногда нужно идти на компромисс, где-то подстраиваться, а если есть какое-то недопонимание, то нужно его обязательно разобрать и поговорить с человеком. Выстраивать дипломатические отношения с людьми — это важно.

— Что тебя вдохновляет?

— Люди, которые делают что-то интересное. Моя насыщенная жизнь. Новые знакомства. Работа в команде с талантливыми людьми. Результаты от каких-то крутых и интересных проектов. Ну, и напоследок, тот факт, что мне нужно еще много чего узнать. Это заставляет двигаться вперёд.

— Как хочешь дальше развиваться в журналистике?

— Поняла, что для меня очень интересна сейчас работа продюсера. С одной стороны, ты являешься идейным вдохновителем, а с другой — остаёшься человеком, который всё организовывает, регулирует взаимодействие в команде и устраняет различные неполадки. Очень хочу верить, что всё удачно сложится!

Беседовала Ксения Павлова