Григорий Телингатер: «За три месяца работы в «Спорт-экспрессе» я научился, наверное, большему, чем за пять лет в институте»
Григорий Телингатер – журналист спортивного издания Чемпионат.com, автор подкаста о футболе «ХиТ» и человек, отработавший на ЧМ 2014 и 2018 годов. Поговорили о российском футболе, иностранном языке и о плюсах профессии.
– Как вы считаете, надо учиться на журналиста? Или правильнее сразу пытаться устроиться в редакцию?
– Тут нет или-или, нужно и учиться на журналиста, и можно сразу устраиваться в редакцию. У меня есть образование, я окончил Институт журналистики и литературного творчества, но я не считаю, что только те, кто закончили журналистские факультеты, имеют право работать журналистами. Я думаю, что большинство моих коллег заканчивали институты, не связанные с журналистикой. И, по моим наблюдениям, навыки, которые должны быть у журналиста могут вырабатываться на любом направлении обучения. Тем более, что навыки разные, в зависимости от того, какой именно частью журналистики заниматься. Я, может быть, скажу грубо, но за три месяца работы в «Спорт-экспрессе», именно работы, когда меня взяли в штат, я научился, наверное, большему, чем за пять лет в институте. Потому что здорово для кругозора знать в каком году был изобретён печатный станок, про литературу очень много интересного узнал. Но когда ты приходишь, и тебе говорят: «Так, нужно сделать интервью с вот этим человеком» – а ты даже не знаешь его номера телефона, как на него выйти и ты пытаешься найти какие-то его контакты, как-то договориться, придумать вопросы. Это не совсем то, чему нас учили, точнее именно этой части нас особо не учили. Поэтому и учиться нужно и полезно, потому что есть полезные вещи всё-таки, и сразу идти в редакцию тоже нормальный, рабочий вариант.
– Как вы решили стать журналистом? Вы с самого начала знали, что хотите писать про футбол?
– Тут всё просто. У меня мама работала в журналистике, только в сфере кино, а я, поскольку люблю спорт, футбол точнее, решил заниматься футбольной журналистикой. Думал, буду бесплатно ходить на футбол и бесплатно смотреть футбол. Выяснилось, что я бесплатно хожу на футбол, но я его не смотрю, потому что я голову опустил в ноутбук и печатаю, печатаю, печатаю статью и иногда поднимаю голову, смотря на происходящее на поле. Я преувеличиваю, но на самом деле это не такая халява, что ты ходишь на стадион бесплатно, всё оказывается чуть иначе.
– Вы с самого начала знали, что хотите писать про футбол?
– Да, с самого начала, потому то футбол я люблю, и всегда его любил, начиная с пятого-шестого класса, когда в футбол гонял во дворе и смотрел по телевизору, он меня увлек, и я понял, что да, хочу этим заниматься.
– Насколько важно знать иностранные языки для работы спортивным журналистом?
– Это бонус, я бы воспринимал это так. Это бонус, я бы это воспринимал так. Опять же, это зависит от того, чем вы занимаетесь. Есть сферы журналистики, где невозможно без иностранных языков, а есть, где это абсолютно ненужно, хотя таких, наверное, мало. Какой-то плюсик – это во многих сферах журналистики, во многих видах деятельности есть. Это дополнительные возможности. Я выучил португальский язык, это был осознанный выбор, поскольку многие футболисты говорят на португальском. Смог делать интервью с какими-то известными бразильцами. Полезный бонус, который немножко тебе может добавить капитализации как журналисту.
– Сколько матчей вы смотрите в неделю?
– По-разному. Есть недели, которые с Лигой Чемпионов и Лигой Европой посреди недели, есть и без них. Если без них, то мачта три-четыре в субботу и три-четыре в воскресенье. То есть матчей семь, грубо говоря. Если есть ещё футбол на неделе, то может быть десять матчей. Когда был Чемпионат Мира, я смотрел все матчи. Сколько там было матчей, столько я и посмотрел. Некоторые порой приходиться смотреть параллельно на двух мониторах.
– Не бывает такого, что футбол начинает надоедать?
– Нет, у меня такого не бывает. Футбол это моё увлечение, хобби, я не могу сказать, что именно надоедает мне смотреть его. Есть другие вещи, которые могут надоедать в работе, шифровать интервью, например. У тебя интервью на три часа, и ты сидишь, пишешь этот текст целый день, вот это надоедает, конечно.
– С какими трудностями чаще всего сталкивается спортивный журналист?
– Абсолютно разные. Думаю, нельзя сказать, что это какая-то особо трудная профессия, что она труднее журналистики, связанной с другими видами деятельности. Я бы сказал, что в спортивной журналистике достаточно хорошая конкуренция. Я бы сказал, что может быть какое-то давление от клубов, федераций. Но это больше зависит от того, чем ты занимаешься. Я больше про английский футбол пишу, и на меня вообще никакого давления нет. Захотел, любой клуб, любого игрока раскритиковал. Проблема в том, что последний год по очевидным причинам спортивные журналисты тоже не могут много чего посещать. Допустим, матчи чемпионата Испании могут, а чемпионата Англии не могут. У некоторых бродкастеров, Okko например, сорвались и походы на матч, и трансляции, и много чего ещё. Так я даже не знаю, может я уже ко всему привык, в плане никаких трудностей не чувствую. Если вспоминать, где-то на игре кто-то из фанатов угрожал, кто-то выбил телефон из рук, но у меня бронебойный корпус, поэтому телефон не пострадал. Но в целом определённая поправка на аудиторию существует. Но я бы не сказал, что это ярко выраженно.
– Как происходит работа в «Чемпионате»? Происходит летучка, где обсуждают, какой журналист какой матч освещает, или вы сами выбираете, про какие события писать?
– Летучки есть, но на летучках мы не распределяем, что каждый журналист будет делать, это в меньшей степени. На летучках мы в целом проговариваем, какие темы, куда копать, что делать, вместе докручиваем идеи. А уже в коммуникации журналиста и редактора проговаривается, кто что возьмёт. У нас это такая обоюдная история, журналист может попросить, что он хочет что-то сделать, именно эту статью. В свою часть редактор тоже может сказать: «Нужно чтобы ты сделал именно вот эту статью». То есть это и с той, и с другой стороны идёт. Вообще в целом это полезно, когда авторы предлагают идеи редакторам, потому что редакторы не могут на десять человек всем придумывать статьи каждый день. И если журналист загорелся какой-то идеей, у него в голове есть план, как её реализовать, это намного лучше, чем когда ему спускают идею: «Вот там кто-то придумал, идиреализуй». И непонятно, что там будет, какое содержание внутри, какая структура. Но в целом это обоюдно.
– Как часто журналистов отправляют в командировки? И как выбирают, кого отправят?
– Зависит от турниров, сейчас командировки стали преимущественно по России, по тем же понятным причинам. Соответственно, какие топовые турниры происходят, на те и отправляют. Хотя больше это касается и топовых СМИ, в маленьких СМИ особо никого не отправляют никуда. Кто куда едет выбирает редактор, то есть журналист может высказать пожелания, просьбы, что угодно, но здесь, конечно, сто процентов решение за редактором. Он определяет, какие командировки нужны, на что можно потратить бюджет, на какие командировки, на какие нельзя, кто куда едет. И он должен, основываясь на своём представлении, кто лучше реализует ту или иную тему, отправлять журналистов. Иногда включается не совсем профессиональный подход. Например, кому-то дали командировку, потом вторую, а третью нужно уже кому-то другому, чтобы не было обидно в коллективе никому. Я не уверен, что это у всех есть, но ведь нельзя, чтобы в лучшие командировки всегда только одного отправляли, даже если он лучший. То есть надо коммуникацию внутри коллектива, атмосферу поддерживать. Хотя это точно не первая вещь, из которой надо исходить. В первую очередь надо исходить из того, насколько журналист справится с этим.
– Есть ли какое-то конкретное число, сколько статей автор «Чемпионата» должен написать за месяц?
– Нет, у меня такого числа нет. У редактора, наверное, это число где-то в голове есть иллюзорное, если у меня за месяц будет только десять статей, у меня спросят, что происходит. Но нет такого, что от меня надо 25 статей. Я не знаю, сколько у меня в среднем получается, потому что статья – это тоже очень относительное явление, над какими-то ты сидишь два часа, а какие ты делаешь два, три, четыре дня, чуть ли не неделю. Статья бывает разной. Поэтому какого-то конкретного числа лично у меня нет, но понимание, что какой-то объём я должен давать, оно есть. Просто к количеству это не прикреплено, потому что статьи бывают разного качества, разной степени проработки.
– Как создавался ваш с Кириллом Хаитом подкаст? Это вы захотели его сделать или редакция «Чемпионата» предложила?
– Нет. Это была наша с Кириллом инициатива, мы предложили, редакция сказала «да, интересно, давайте пробовать».
– С какими трудностями вы сталкивались?
– С тем, что говорить – это не писать. Некоторые вещи, к которым ты привык, на которые можно не обращать внимания, например постановка ударения, здесь нужно отслеживать. «Ээ», «нуу», эти вещи надо убирать, у меня это не до конца получается. Ещё иногда встречается отношение, что статьи – это нормальная журналистика, а публикация подкаста не на сайте «Чемпионата», где есть реклама и понятно как редакция получает доход, а публикация на ютубе непонятно кому нужна. Но это скорее имиджевая вещь для «Чемпионата», то есть не сразу приходит это понимание. Технические проблемы бывают. Очень важен звук, с ним у нас до сих пор есть сложности. Что, конечно, трэш, четыре года уже работаем, а до сих пор есть проблемы со звуком.
– Кроме подкаста и колонки на «Чемпионате» у вас есть телеграм-канал. Вас больше читают в Телеграме или на «Чемпионате»?
– Хороший вопрос. Я думаю, тут нет однозначного ответа. Есть статьи, которые не заходят, их прочитает буквально несколько тысяч человек. Возможно плохой заголовок, ещё что-то. А пост у меня в телеграм-канале читают семь тысяч человек. Бывает, что на канале прочитают больше. Но, например, если взять Чемпионат Мира, во время него бывали сотни тысяч просмотров. И понятно, что ни один мой пост столько людей не видело. Поэтому тут зависит от ситуации. Что-то читают больше на Чемпионате, что-то в Телеграме.
– Какие есть плюсы от создания собственного телеграм-канала?
– Это во многом имиджевая история. Даже как-то странно, что ты за журналист, если у тебя нет своего телеграм-канала? И конечно, это источник заработка, в том числе. Наверное, эти две вещи: имидж, заработок. Практика может ещё, но она и так могла быть. Какая-то узнаваемость, ты показываешь миру себя, что ты можешь, это твоё собственное медиа, тебя могут позвать куда-то. Меня вот зовут в другие подкасты об английском футболе, возможно, потому что следят, или на радио зовут и спрашивают про английский футбол, потому что знают, что это моя тема, я её веду. Есть подкаст, где я слежу каждый день и это такая витрина. Поэтому я и говорю, что это имиджевая история.
– Кроме всего вышеперечисленного вы иногда появлялись в ЧТР на Мяче. А вы не хотели бы собственный канал на ютубе?
– Да, хотел бы. Я его даже завёл во время ЧМ, сделал ставку на shorts, набрал десять тысяч подписчиков. Это нужно. Из серии «Что за журналист, если у него нет своего телеграм-канала». Я преувеличиваю, конечно, и шучу, но да, это нужная вещь для реализации, такая же, как Телеграм, полезная. Может быть, она не совсем для всех, не все могут работать в кадре, меньшинство журналистов может работать в кадре. Но я себя отношу к тем, кто работает, поэтому да, нужен, нужно развивать свой собственный ютуб-канал. Если бы я был менее ленивым, то я бы этим занимался.
– Как вы думаете,есть ли смысл молодому журналисту сразу создавать Телеграм или канал на ютубе или вначале стоит поработать в издании, заработать узнаваемость, а уже потом уходить в свободное плаванье?
– Да можно и так, и так, здесь нет варианта, какой лучше. Кто-то может всю жизнь был заточен на ютуб, и ему только зря терять пару лет, работать в издательстве. А кто-то наоборот поднаберётся навыком и общения, и подачи, и знаний. Всё это будет полезно и только после этого он сможет раскрутиться на ютубе. Всё индивидуально, здесь нет ответа правильного.
– Насколько вам интересно рассказывать о российском футболе? Если представить ситуацию, в которой вам говорят: «Можешь писать только о РПЛ или АПЛ» – чтобы вы выбрали?
– Сложный вопрос, потому что я практически всю жизнь занимался преимущественно российским футболом, а последние четыре года переключился на чемпионат Англии. Сейчас мне уже, наверное, ближе Англия. То есть понятнее методы работы и уровень футбола. Уровень футбола в Англии всегда был выше, просто в России за последние пять лет он ещё упал. Я не знаю. Я нахожусь в той пограничной ситуации, что я одинаково хорошо знаю и российский, и английский футбол. Каких-то инсайдерских знаний больше по российскому, поскольку я тут общался неформально с некоторыми людьми из нашего футбола, делал сотни интервью с футболистами, знаю агентом, общался с директорами клубов, владельцами. Но английский стал для меня сейчас более предпочтительным и увлекательным, стал моей темой. Прямо сейчас мне даже писать об Англии проще, чем о России. Очень тяжело сказать, чтобы я выбрал. Наверное, сейчас бы выбрал АПЛ, хотя, может быть, РПЛ я и лучше знаю. В разрезе 15 лет РПЛ я точно лучше знаю, АПЛ я знаю хорошо на протяжении последних четырёх лет, все составы, за новостями следил. Хотя связей у меня больше в чемпионате России, глобально от номера Романа Шишкина до телефонного номера Алана Дзагоева.
– За что вы любите свою работу?
– Отличная работа, я занимаюсь любимым делом, хобби. Я смотрю футбол, он мне нравится, есть, чуть не сказал «была», возможность путешествовать. Есть возможность плюс-минус нормально зарабатывать, хотя у каждого своё понимание, что такое нормально. Есть, даже что удивительно, какая-то узнаваемость, раз в месяц меня может кто-то узнать на улице. А узнаваемость конвертируется в какие-то предложения. Имеется в виду по работе, не от людей, которые узнают. Понятно, если ты Василий Уткин, то ты уже успешен, причём давно. Ты можешь делать всё что угодно, практически, хоть в кино сниматься. Я просто люблю смотреть футбол, ходить на стадионы. Хотя в Англии сейчас я не хожу на стадионы, я вообще в Англии не был. Но в целом, профессия хорошая, сутулюсь, правда, много, потому что много сижу за компьютером, сидеть иногда надо до трёх часов ночи. Сейчас, например, отвечаю во втором часу ночи, и мне ещё нужно будет работать сидеть после. Но я не жалуюсь, прикольно. Не нормированный рабочий график, зато занимаюсь любимым делом.
– Какое у вас самое яркое впечатление за всю карьеру?
– Мне было очень волнительно, когда я был переводчиком Роберто Карлоса на «Первом канале». Поездка на Чемпионат Мира в Бразилию это одно большое яркое впечатление. Финалы Лиги Чемпионов, финал Чемпионата Мира в России тоже. Хотя со временем это уходит. Я помню, как во время первого интервью куда-то ехал итак волновался, а там вообще какая-то мелочь. И сейчас со временем уже не такие эмоции, не такие нервы, то есть намного уже спокойнее с возрастом воспринимается, с опытом. Яркие впечатления они больше как-то поначалу, наверное, остаются. Наверное, финал Чемпионата Мира в России и ЧМ в Бразилии самые яркие впечатления. На Чемпионате Мира в Бразилии, конечно, было невероятно. Когда ты приезжаешь в супер глухую деревню или маленький городок, и там, на тренировку сборной России, приходит семь тысяч человек. В России на тренировку сборной не приходило никогда семь тысяч человек. Ты думаешь «Нихрена себе, как же там любят футбол». Смотришь, общаешься, причём люди даже не знали футболистов по именам. Они кричали им «Шарапова», ещё что-то забавное, просили автографы, не зная у кого. В общем, забавный был репортаж. Это одно из воспоминаний.
– О чём вы мечтаете как журналист?
– Я бы просто хотел стать успешным журналистом. Заниматься именно той частью журналистики, которая мне нравится, работать в кадре. Не скрою, быть узнаваемым тоже хочется. Не знаю. Я не мыслю, что я главный редактор или я именно как блогер. Как главный редактор я себя не особо вижу, сейчас, по крайней мере. Я понимаю, что это всё слишком общие слова, быть успешным, но в целом, чтобы была возможность на что-то влиять в нашем футболе. Идеально было бы делать его лучше. Надо начать делать расследования. Расследования в футболе нормальная тема, ими не так много кто занимается, а почва для расследований у нас точно есть.
Беседовал Николай Гордеев