Юрий Слуянов: «Я пришел к тому, что мы делать будем журнализм глубокого бурения»
Юрий Александрович Слуянов —журналист, продюсер, медиа-менеджер, генеральный директор и главный редактор «РБК-ТВ Новосибирск»— рассказал, как стал первопроходцем бизнес-вещания в Сибири, как его телеканал «Молодая культура Сибири» помогал национальным меньшинствам, какой должна быть демократическая журналистика, и какой серьёзный недостаток есть у современного журналистского образования.
— Вы по образованию журналист?
— Нет. Так получилось, что в Новосибирске не было журналистского факультета как такового. У меня были мысли поехать в Свердловск, но мне мать сказала: «Ты сопьёшься». Я ещё был музыкантом, я рокер по жизни. У меня были рок-команды в Новосибирске. Мы были довольно-таки популярными музыкантами в то время. Была попытка учиться, я нашёл исторический факультет. Сначала подавал документы в НГУ, но как-то не получилось там, не набрал баллов. Поступил на исторический факультет Новосибирского педагогического университета.
—А как вы развивались в журналистике?
— Я начинал писать как музыкальный обозреватель газеты «Молодость Сибири». Там выпускался один из первых рок-словарей, назывался «ВИА-словарь». Был музыкальным обозревателем,тянулся к культурным аспектам жизни. Много работал на радио, кстати, и на телевидении работал как независимый журналист. Отсутствие профильного образования на меня не повлияло, я уже учился по ходу жизни. Работал и в Министерстве культуры Новосибирской областистаршим научным сотрудником девять лет. Это была хорошая школа.
Потом у меня появился телеканал «Молодая культура Сибири» на 16 языках для национальных меньшинств.Аналогов емуне было и нетдо сих пор.Десятьлет существовал, пока его не закрыли сверху. Сказали: «Не надо. Не нужен такой канал». На самом деле, это был прорыв. Вот, представьте, мальчик слушает песни на иврите или поёт, или рассказывает что-то на родном языке в наших передачах. Ну разве это плохо? Там были передачи, которые мы делали по заказу других каналов, много сюжетов для мировых СМИ: французских, немецкий, польских. Очень большая была жизнь, но где-то в 2005 году всё как-то свернулось к иностранному агенту. Люди мне за кулисами походили и прямо говорили:«Ну, что ты вот, ну зачем ты это двигаешь? Татар там, азербайджанцев. Ну, для чего?». Я им говорю: «Ну, ребят, они же живут в анклавах информационных —закрытых пространствах. Они же, извиняюсь, ругают вас, злятся на вас и не уважают, но работать —работают. Но при этом нет взаимодушия. Нельзя, чтобы они были людьми второго сорта. Надо с ними общаться». Опыт моего канала в городе очень ценят. Один старый еврей мне сказал: «Юрочка, у меня до революции была латунная табличка «Бронштейн» на двери, а потом, когда начались погромы, мы её сняли. Теперь я могу вновь эту табличку повесить, потому что ты сделал нас людьми высшего сорта, такими же, как и русских».Для меня страшно было, когда мальчик, например, еврей хочет стать русским, понимаете? Это неправильная позиция в стране, и её надо менять. В этом мое кредо журналистское.Всё-таки с миром нужно искать общий язык, учиться у мира. Без России, конечно, культуры нет. Но чтобы она изолированная была — печальная тема. Сейчас от телеканала остался один журнал «Мир наций». Единственный, наверное, в России, который много лет освещает жизнь национальных меньшинств. Для меня эта тема очень важна. Мультикультурализм явился неожиданно очень приятной темой, в которой я очень серьёзно сложился.
—В интервью журнала «Самый сок» вас называют первопроходцем бизнес-вещания в Сибири. Расскажите о том, как вы (ваша команда) строили бизнес-вещание?
— Когда пришлось закрыть мультикультурный телеканал, мне предложили возглавить «РБК-ТВ Новосибирск». Я приехал в Москву, там встретились учредители РБК, причём не только телеканала, но и холдинга. Когда меня пригласили, я, конечно, сначала отказывался, потому что культурой занимался много лет, по вопросам бизнес-вещания не был специалистом. Но мне было сказано, что это для них не является главным, что они всё про меня знают, что видят мой потенциал. В общем, уговорили. Почему я согласился? Для меня это был вызов как для журналиста уже известного, с именем: «А ты попробуй себя в бизнес-вещании, в бизнес-информации».
Мы приехали обратно, начали вещать. С чего начать вещать? Как надо вещать? Новости? Меня Михаил Дмитриевич Прохоров спрашивает: «А ты что там в Новосибирске делаешь?» Я говорю: «Ну сначала новости делал, потом отказался». Он: «Как? Ты новости не делаешь?» Я говорю: «А новости-то какие? У нас повестка государственная, а там бизнесу нет места. И потом, смотри, если у меня пять групп съёмочных, мы что будем, как я шучу, как государственные станции из роддома в морг, из морга в роддом ездить?За мэром или губернатором, за которыми ещё десять станций ездят, и одно и то же транслируют. Зачем мне это надо?» Он говорит: «Правильно. Не надо. А ещё что делаешь?» Я пришел к тому, что мы делать будем журнализм глубокого бурения. Берём сегмент бизнеса, допустим, строительство. И начинаем это исследовать, журналисты и продюсеры это исследуют. Они начинают знать всех игроков, все проблемы бизнеса. Отсюда сформировались пять задач— заповедей «РБК-ТВ Новосибирск».
Я начал делать передачи о недвижимости. И у меня дело пошло, потому что фирмы не хотели просто пиарить себя, свои услуги, бренды, товары, им нужны было воздействие на общественное мнение. Потом я придумал программу «Ресторатор».Она была так хорошо придумана, что все рестораторы хотели там отметиться.«Уникальный ресурс» —программа о бизнесе в образовании. Даже, скажем, у федерального РБК нет таких программ, которые мы делаем здесь. Это такие концептуальные брендовые подходы к бизнесу. Ну, и глубокое копание.
— Вы упомянули о заповедях РБК-ТВ Новосибирск. Какие они?
— Первая задача — не врать. Честно писать, снимать, показывать реальное состояние бизнеса в России. Вторая задача —говорить властям о том, что бизнесу нужно. Существует ещё поговорка такая, что бизнес — это корова, которую надо ставить в стойло и доить. Считаю, что она неправильная. Надо эту коровку кормить и создавать условия, чтобы она развивалась и давала качественное молоко. Третья задача—это трибуна. Трибуна проблем, которые выдвигают сами предприниматели. Мы даём трибуну. Четвёртое— защищать интересы бизнеса. Смотреть, где предпринимателям плохо. Юридическая защита бизнеса — это тоже проблема и задача«РБК-ТВ Новосибирск». И пятая заповедь—это бизнес-просвещение. Мы должны показывать, как нужно строить бизнес.
— Когда мы списывались в мессенджере, вы написали, что сейчас очень мало сотрудников, которые понимают и принимают концепцию бизнес-вещания. Что вы имели в виду?
— Система образования журналистского сегодня имеет очень серьёзный недостаток: она не учит журналистов продавать свой труд. Люди, выходящие из университета, в основном не идут в журналистику. Идут работать пиарщиками, в другиеблизкородственные специальности, но принципиально разные по своим предназначениям. Журналист —это человек, который пишет честно, а пиарщик некоторым образом навязывает какие-то ценности. Пиарщик говорит: «Пейте кока-колу — будете здоровы», а журналист должен сказать: «Вот говорят, что в банке кока-колы гвоздь растворяется. Давайте поэкспериментируем. Действительно, гвоздь растворился. Может быть, кока-кола —это нездоровая штука?» Журналист в России как заказной специалист, который пишет по заказу власти, а так не должно быть. Потом система государственная. Если бы все газеты были частными, то была бы конкуренция. Одна газета писала бы про одно, другая — про другое. Была бы полная картина. А у нас все газеты пишут одно и то же. Поэтому с одной стороны, сам климат российский журналистский неправильный. В Новосибирске, к сожалению, я не могу найти людей, которые были бы журналистами-продюсерами, которые делали бы продукт и журналистский, и продаваемый. Вот эта вот сложность. Я один в нишевой зоне работаю, бьюсь, формирую. Все говорят: «Замечательные передачки. Для бизнеса это важно». Но люди, которые их делают, их же надо учить, их надо растить.
— Поговорим о журналистике в целом. Существует мнение, что в России уже давно нет журналистики. Как вы оцениваете нынешнюю журналистику?
— В понимании демократической журналистики, конечно, я с этим взглядом соглашусь. Вся среда в журналистике должна быть абсолютно конкурентная. Ну, какая конкуренция будет, если 80 % вещания —это государственные компании? Я ведь строил телекомпании в районах, много понастроил станций. Думал, что это нужно людям, что они могут там высказываться по поводу своих проблем. А мне сказали: «Нет, не надо. Информация должна идти сверху». Сейчас Интернет благо появился, люди стали писать комментарии, но это не 100 % публично. Это печально, но факт, что журнализма в демократическом свойстве, журнализма конкурентного и с разными точками зрения, конечно, нет. Поэтому у нас господствуют и пиарщики, но это слабая замена правде и честности, которые должны быть.
Беседовала Тая Дугина