Максим Кашемиров: «Секрет идеального сюжета в том, чтобы полюбить своего героя»
Максим Кашемиров работал ведущим и редактором на телеканалах «ГТРК-Новосибирск» и «Звезда», сейчас — корреспондент программ «Привет, Андрей» и «Песни от всей души» на «России1».
— Почему ты захотел стать журналистом на телевидении?
— Изначально я не хотел быть журналистом: подавал документы на экономическое направление. В последний момент, до дня публикации приказа, я поменял приоритеты в заявлении и был зачислен на журналистику.
— Где ты проходил практику в студенческое время?
— Первую практику я проходил на «12 Канале» — региональный омский телеканал. В 2015 году там проходил «ТЭФИ-Регион» — всероссийский телевизионный конкурс — и проходили мастер-классы. Один из них вела Арина Шарапова, которая сказала, что у меня есть будущее. Это услышали местные телевизионщики и позвали на практику. После этого я ушёл на региональный телеканал — «Первый городской телеканал» в Омске. Как таковой студенческой практики у меня не было, потому что уже со второго курса я полноценно работал в штате.
— Как ты попал на «Россию 1»?
— Я работаю на «России 1» с 2020 года. После того, как я уехал из Омска, поступил в Новосибирские государственный технический университет. Мне предложили место в «ГТРК Новосибирск»: там я работал и журналистом, и корреспондентом, ведущим, редактором. После этого начал свою работу на телеканале «Звезда»: они открыли в Новосибирске свой корреспондентский пункт и позвали меня. Потом — Урал. Я возглавлял уральское бюро «Звезды», а позже переехал в Москву. Здесь пути со «Звездой» разошлись, я отправил резюме на телеканал «Россия 1» в редакцию шоу Андрея Малахова, мне позвонили и предложили работу.
— Это был твой выбор отправить резюме на работу корреспондентом в шоу «Привет, Андрей» и «Песни от всей души» или же руководство канала решает, куда определить журналиста?
— Руководство телеканал решает, куда назначить журналиста, в какой отдел его направить. У каждого шоу, программы есть свои редакции — в том числе и у нас. Есть отдельная редакция «Привет, Андрей!» и «Песни от всей души» — это отдельная редакция. Есть редакция прямого эфира, программы «Малахов» — это всё разные редакционные группы, которые набирают себе журналистов. У каждой редакции есть свои руководители, которые этим занимаются.
— Нравятся ли тебе выпуски этих шоу?
— Если бы мне не нравились выпуски программ, то я бы там и не работал. Программа сама по себе очень добрая, тёплая, потому что мы многим напоминаем, что в жизни главное — эмоции. Когда люди смотрят нашу программу, они вспоминают свою молодость, какие-то свои яркие моменты. Их мы вспоминаем по деталям, в числе которых песни, какие-то исторические факты. Как может не нравится то, что когда звонит мне моя мама и говорит, что смотрела сейчас телепередачу и услышала песню «Малиновый звон», то вспомнила, как познакомилась с папой. Разве это не радость, что такие теплые моменты остаются в сердце? Думаю, это самое главное.
— Какие плюсы и минусы ты можешь выделить в работе корреспондентом?
— Здесь может быть огромный список. Из плюсов первое, что можно выделить, — это огромный опыт коммуникации с героями, людьми. Второе — опыт в психологии. Необходимо найти общий язык с человеком, которого ты снимаешь. Если ты приедешь с высоко поднятой головой к простому деревенскому жителю и начнешь говорить: «Ах, это надо сделать и так и сяк», то человек может тебя просто послать. К каждому нужно находить правильный подход: где-то улыбнуться, где-то сказать, как вкусно пахнет в квартире, где-то подарить букетик. В общем, всё зависит от психологии человека. Перед съёмкой мы всегда звоним людям и просто с ними разговариваем — у телефона именно корреспондент, а не редактор, который их находит. Так мы «сканируем» героя: слышим его голос, позицию.
Из минусов можно выделить ненормированный рабочий день — иногда мы не понимаем своих выходных, не можем построить планы. Всё зависит от объема работы: мы оцениваем её по количеству исходников. В среднем с одной съёмки исходников от двух до пяти часов, из них мы уже делаем трёхминутные сюжеты. Это очень кропотливая работа, потому что наши сюжеты идут от первого лица — человек говорит от себя, его нужно настроить на правильный лад. Также после того, как ты отснял весь материал, нужно всё отслушать, порезать и смонтировать.
Ещё один минус — дорога. Чаще всего это сложные логистические цепочки: ты едешь куда-то далеко по три-четыре часа, снимаешь целый день, потом едешь обратно, в гостиницу, спишь и на следующее утро улетаешь. Из минус бы я отнёс только это.
— Обязательно ли заканчивать журфак, чтобы стать профессионалом?
— Журналистом, по моему мнению, может стать любой человек из народа, который умеет разговаривать с людьми и слышать их — не просто слушать, а слышать. Всё равно диалог, который мы выстраиваем на съёмке, — это огромная цепочка, где нельзя упустить ни одну деталь. У меня много примеров того, что журналистами становились юристы, врачи, пиарщики — необязательно заканчивать журфак.
— Какими качествами должен обладать корреспондент?
— Безусловно, когда мы говорим о качествах, то журналист должен быть коммуникабельным, начитанным, уметь быстро ориентироваться на месте. Корреспондент должен быстро принимать решения, потому что иначе посыпется весь сюжет: ты не успеешь сделать ни то ни другое. Стрессоустойчивость — тоже важное качество. Истории бывают разные, веселые и очень болезненные. Когда проникаешься этому ты ещё больше сопереживаешь и переживаешь. У нас говорят так: «Надо полюбить своего героя, тогда сюжет получится идеальным».
— Что для тебя журналистика?
— Журналистика, наверное, это больше про психологию. Своими материалами мы стараемся донести что-то до человека, подтолкнуть его к чему-либо, к каким-то мыслям. Правильный журналист тот, кто не вносит материал свою позицию. Он должен освещать событие с разных сторон — пусть это будет и государство, и общественность, и просто эксперты, и местные жители. Должно быть много мнений, а зритель делает вывод уже сам. Вот это правильная журналистика.
— Для тебя журналистика — это ремесло или творчество?
— В какой-то степени журналистика — это то и то. В плане творчества мы можем придумать абсолютно всё — фантазия безгранична. Однако если у тебя нет навыков и минимальных умений для того, чтобы написать текст для сюжета или ты будешь, например, писать: «Москва. ТАСС. 19 октября», то ты не будешь никому интересен. По моим рассуждениям, журналистика — это всё же больше про ремесло.
— Какие у тебя планы на свою будущую журналистскую деятельность?
— Знаете, есть такое выражение: «Хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах». Меня пока устраивает то, чем я занимаюсь. Я очень люблю свою работу: хоть и сильно устаю, но она приносит мне много удовольствия. На съёмку и монтаж я прихожу воодушевленный, с улыбкой — нет такого, что говорю: «Нет, я не пойду, не хочу вставать на работу». Я понимаю, конечно, что это работа и мне платят за неё деньги, но в том же числе для меня это какая-то отдушина. С помощью своих материалах я могу сказать людям то, что хочу.
— Какой совет можешь дать начинающему журналисту?
— Не бойтесь стучаться во все двери — рано или поздно вы будете услышаны. Тем более, этот совет подойдёт для студентов. После того, как вы получите диплом, не нужно уповать, что вас с руками и ногами заберут ведущие телеканалы, лучшие интернет-издания и глянцевые журналы. Вы никому не нужны — таких, как вы, ежегодно в России выпускается 30 тыс. человек, поэтому за место под солнцем нужно бороться. Да, где-то будет не получатся, где-то будут не брать. Но даже, постучавшись в одну дверь, вторую, третью, на четвертой вам, скорее всего, откроют и позовут на стажировку. Вы будете работать в первые месяцы за копейки, но наработаете тот бесценный опыт и багаж знаний, которые помогут вам в будущем стать очень крутым и известным журналистом.
Беседовала Анастасия Сурнина