Михаил Дорошенко: «Я терпеть не могу редакторов, которые пытаются переписать текст за автора»
Михаил Дорошенко — руководитель редакции спортивных программ телеканала ОТС, рассказал о важности профессионального образования и о том, как совмещать профессиональный спорт и журналистику.
— В одном из ваших интервью я читала, что вы мечтали стать агрономом в детстве. Как же так получилось, что вы попали в журналистику?
— Я всё детство проводил каникулы у бабушек и дедушек. Я ездил на сенокос, пилил дрова, ухаживал за домашней скотиной, доил коров. Я жил в деревенской атмосфере, поэтому у меня появилось детское желание стать сельскохозяйственным специалистом. А в журналистику я попал случайно. Я учился в институте в Новокузнецке, а моя одногруппница работала в утренней редакции на местном телеканале. В то время я работал детским тренером по футболу, занимался его судейством. Она предложила мне попробовать устроиться в редакцию, потому что я хорошо разбирался в спорте, и эта тема была мне интересна. Я решил попробовать. Я неделю просидел в офисе телекомпании, прогуливая учёбу в институте, но не дождался чёткого ответа. Тогда мне позвонили из другой телекомпании, предложили прийти к ним, потому что их спортивный журналист уволился, и была подходящая для меня должность. Когда я пришёл на этот телеканал, мне дали первое задание: сделать синхроны с кассетной записи. А я даже не знал, что это такое, у меня же в то время не было ни журналистского образования, ни опыта. Когда директор телекомпании вышел из кабинета, я спросил у ребят, которые тоже практиковались, что мне нужно делать. Они мне всё объяснили и показали, я достаточно быстро освоился. Через неделю меня уже взяли в штаб. Взяли меня в качестве спортивного журналиста, но так как телекомпания была маленькая, журналистов не хватало и приходилось совмещать спортивную журналистику с новостными сюжетами.
— Какую специальность вы получили в университете?
— Изначально я хотел поступить на юридический факультет, но плохо сдал английский язык, который для него был нужен. Тогда в Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета мне предложили поступить на платное отделение социологии. Я согласился, а со второго курса перевёлся на экономический факультет, на нём и проучился до окончания обучения.
— Вы своим примером показываете, что журналистское образование не обязательно для работы на телевидении. Как вы считаете, в наши дни это по-прежнему актуально?
— Журфак даёт огромный спектр нужных основ, я в этом уверен. Есть преподаватели, которые обучают грамотности, есть те, кто работал по специальности и может поделиться полезными приёмами и случаями из профессиональной практики, во время обучения студентов привозят в редакции печатных изданий и на телевидение, чтобы они могли видеть, как выглядит работа изнутри. Когда я стал журналистом, я много лет познавал азы, которые дают на журфаке в течение четырёх лет, поэтому мне пришлось потратить больше времени, чтобы стать профессионалом в своём деле. При этом я считаю, что если человек не смог поступить на нужный факультет, это не значит, что он не сможет стать журналистом в будущем. Человеку, чтобы работать в этой сфере, достаточно изучить основные профессиональные законы, быть грамотным. Но всё же лучше не брать с меня пример и получить образование на журфаке.
— Вы рассказывали в интервью, что первое время копировали фразы у других журналистов, чтобы научиться профессиональной деятельности. Как вы реагировали, когда люди замечали это?
— Слышать такое, конечно, было неприятно. Когда я пришёл на телевидение, я совершенно не понимал, что нужно делать. Мне показали, как кассету «синхронить», материал вырезать, но журналистских навыков у меня не было, поэтому, когда я садился писать текст, я открывал издания «Спорт Экспресс» и «Советский спорт» и смотрел, как там люди пишут. Я брал какую-то часть текста и переписывал её под себя, но некоторые фразы всё равно оставалась без изменений. Но, благодаря этому способу, я сам научился писать. Я не вижу ничего плохого в том, что человек в начале своего профессионального пути копирует у опытных журналистов манеру написания текстов из-за нехватки навыков и опыта. Со временем у него вырабатывается собственная система написания текста, и копирование чужих работ становится не нужным. Я считаю, что у каждого журналиста должна быть своя изюминка. Именно поэтому я терпеть не могу редакторов, которые пытаются переписать текст за автора. Я лучше заставлю журналиста самого изменить свой материал, если мне в нём что-то не нравится, и только подскажу, что именно стоит изменить в работе, потому что научиться писать тексты можно только в том случае, если самостоятельно исправлять свои ошибки.
— Вы рассказывали в своём интервью, что в начале своего профессионального пути поймали звёздную болезнь. Как вы с ней справились?
— Она прошла сама по себе, хотя я считаю, что у каждого журналиста она в той или иной степени остаётся в силу медийности профессии. Когда я начал работать на телевидении, мои знакомые стали узнавать меня на экране телевизора, при встрече подходили, с восхищением сообщали об этом. Тогда у меня появились мысли, что я крутой. Потом, когда я стал ведущим новостей, ко мне стали подходить незнакомые люди, чтобы сфотографироваться. Тогда я осознал, что я звезда, хотя и регионального значения. Но когда я ощутил наличие звёздной болезни, я стал брать пример с людей, которые большего достигли, так ко мне пришло осознание, что я ещё ничего особенного не сделал. Однако мне до сих пор мне очень приятно, когда люди узнают меня и подходят сфотографироваться.
— Как вам удаётся совмещать комментаторскую деятельность, создание спортивных сюжетов и разработку проектов на телевидении?
— Раньше дополнением к этому списку деятельности был ещё и профессиональный спорт, но с ним я завершил два года назад в силу возраста. Раньше приходилось постоянно держать себя в форме, ежедневно тренироваться, жить в условиях больших нагрузок. Мой день выглядел так: с утра я вставал, бежал кросс, потом ехал на съёмки, пока возвращался с них, быстро писал тексты к сюжетам, потом ехал судить соревнования, после этого приходил домой и сразу ложился спать. При этом я никогда не задумывался о том, что я устаю или что у меня загруженный график, потому что мне всегда всё то, чем я занимался, нравилось. Я знал, что у меня это получается всё совмещать. Если бы мне это не удавалось, я бы остановился на чём-то одном.
— Как быстро у вас появилась любовь к работе на телевидении?
— Любовь появилась с первого дня, это было мгновенное чувство. Мне нравится в своей работе то, что каждый раз на съёмках я знакомлюсь с новыми людьми, получаю положительные эмоции, узнаю о новых местах. Журналистика даёт возможность широко видеть мир и, самое главное, создавать интересные проекты, помогать людям.
— Вы пробовали работать в печати?
— Пробовал, но это не мой формат. Я писал маленькие заметки в Новокузнецкую спортивную газету «Фанат», мне даже какие-то деньги за это платили, но я всё-таки люблю выражать свои мысли не текстом, а видео и голосом.
— Как вы оказались на телеканале в Подольске?
— Я поехал в Подольск учиться в школу арбитра. Учёба начиналась через неделю, но нужно было где-то работать. Одним вечером я просто гулял по городу. Увидел, что на стадионе проходили соревнования по лёгкой атлетике среди школьников. Туда приехал спортивный журналист с Подольского телеканала «Квант», он снимал сюжет. Я подошёл к нему, спросил, можно ли к ним устроиться спортивным журналистом. Он мне сказал не тот адрес редакции, возможно, почувствовав конкуренцию, но я всё равно на следующий день узнал, где находится эта телекомпания, пришёл туда, встретился с главным редактором. Я рассказал ей про себя, она выслушала с улыбкой, посмотрела на меня и сказала: «Вам наверное нужно сразу к директору». Меня привели к нему, он сразу рассказал мне об условиях, обозначил какая у меня будет зарплата. Но предложил быть культурным журналистом, потому что спортивный журналист им не требовался. Я согласился. Через какое-то время заболел спортивный журналист, меня попросили вместо него снять сюжет о матче ЦСКА-Витязь. Я выжал из себя максимум, когда его делал, и на следующий день меня назначили спортивным журналистом, а того человека отправили на моё место.
— Как вы пришли на ОТС?
— В 2008 году продолжалась моя судейская карьера, я хотел стать профессиональным арбитром. В Новокузнецке не было хорошей судейской школы, а в Новосибирске были международные арбитры FIFA и представители всероссийской категории. Тогда я переехал в Новосибирск. Начал тренироваться, пришёл устраиваться на работу на 10 телеканал, постажировался там пару дней. Но мне коллега с этого канала посоветовала сходить на ОТС, аргументировав это тем, что там «классный шеф-редактор». Мне дали номер телефона, я ему позвонил, он мне сказал: «У тебя есть два часа, если не придёшь, можешь больше не объявляться». Я собрался, взял диски с сюжетами, которые делал. Я пришёл, показал их. Он вывел меня в коридор, назвал сумму заработной платы, сказал, что если меня она устраивает, то он меня берет. На следующий день я оформил документы и начал работать.
— Вы говорили, что вам в вашей работе больше всего нравится создавать проекты. Расскажите, какие проекты вы создаёте сейчас?
— Я всегда был убеждён, что, делая одно и то же постоянно, человеку становится неинтересна работа, он охладевает к профессии. Нужно всегда что-то придумывать. Я сначала придумал трансляцию «Сельских игр» в 2014 году. Это был мой первый самостоятельный проект. Я доказал, что мы можем в прямом эфире показывать главные соревнования сёл Новосибирской области. Это было интересно телезрителям. В первый год мы показывали «Сельские игры» в записи, на следующий год это был уже прямой эфир. Мы по 10 часов в день делали прямые трансляции без перерыва. Потом я придумал провести хоккейный матч на озере. Мы вывезли хоккейную команду «Сибирь» в Маслянино, расчистили и раскрасили лёд, построили небольшие трибуны, собрали болельщиков и провели матч на озере. Потом я придумал один из последних проектов «Весело в селе». Всегда, когда приезжаешь загород, что ты видишь? Село умирает, ничего не развивается, как все говорят. А я захотел показать в неформальном, блогерском стиле, как люди живут в деревне. Когда приезжаешь в сельскую местность, люди сначала с сарказмом отзываются о своей весёлой жизни, но потом начинают рассказывать смешные случаи, байки про людей, которые живут в их местности. Потом появился проект, который сейчас у меня является основным, собирает хорошие рейтинги, это «Стадион за три дня». Я придумал строить стадионы в сельской местности за три дня и показывать это в прямом эфире. Я собираю волонтёров и спонсоров, мы приезжаем в деревню, живём в полевых условиях и за три дня строим небольшие стадионы. Сейчас мы расширили этот формат до более серьёзного, мы будем реконструировать целый мотодром. И это тоже мы будем показывать в прямом эфире. Хочется делать хорошие, добрые проекты, которые приносили бы пользу, объединяли людей. Все мои программы нацелены именно на это. У меня в голове ещё есть идеи, например, построить парк за три дня в сельской местности. Я выбрал именно район Новосибирска для реконструкции, потому что в городе больше возможностей, в деревнях их в разы меньше. Когда мы приезжаем, всё, что требуется от селян, это собраться вместе, помогать в реконструкции и накормить нас, всё остальное мы предоставляем. Даже творческие номера из города привозим, чтобы местным жителям устроить праздник, привозим медицину. Есть куча проектов в голове, но сначала нужно до конца довести то, что мы делаем сейчас.
— Есть ли у вас кумир в профессиональной деятельности?
— У меня нет конкретных кумиров, но я восхищаюсь журналистами, которые качественно выполняют свою работу, идут на риски ради профессии, помогают людям. Я поклоняюсь сейчас нашим ребятам военкорам, которые на работают в тяжелейших условиях на передовой и ничего не боятся. Я беру с таких людей пример, учусь у них. Они заряжают меня на подвиги. Я каждый год езжу на всероссийский конкурс «ТЭФИ-регион» и там встречаю журналистов со всей страны. И я смотрю, что журналисты делают в других регионах, там столько крутых проектов. Я на них смотрю и мне хочется что-то ещё создать крутое и необычное.
— Есть ли какая-то профессиональная цель, которую хочется достичь, чтобы осознать, что вы достигли пика своей карьеры?
— Я раньше думал, что должна быть какая-то такая цель, которую ты достигнешь и всё, выдохнешь. Но, делая проекты, я пришёл к такому мнению: нужно ставить себе цель, доходить до неё и ставить следующую. Таким образом я совершенствуюсь, не даю себе расслабиться. Сейчас я перед собой поставил главную цель — выиграть всероссийский конкурс «ТЭФИ-регион». Я участвовал в нём четыре раза, в этом году поеду на него ещё раз. Год назад я был очень близок к выходу в финал, я учёл все замечания жюри, сделал свой проект «Стадион за три дня» ещё лучше, чтобы у жюри в этот раз не было сомнений. В этом году мы подаем несколько моих проектов: мотодром, который мы построим, село Лобино, которое мы реконструировали, ещё есть пара спортивных программ, которые подходят для конкурса. В общем, задача одержать в нём победу. Я не могу сказать, какую следующую цель я поставлю, когда достигну этой. Может быть, я себе поставлю задачу взять больше всего «ТЭФИ-регион», но пока моя промежуточная цель такая. Если мне понадобится 9 лет для этого, я буду ездить и пытаться все 9 лет. Пока у меня это не получится, я не сдамся.
— Какой совет вы можете дать начинающим журналистам?
— Познавайте окружающий мир, беритесь за большое количество разных идей, проектов, ставьте себе цели и идите к ним. Даже если будет трудно, если будут вставлять палки в колёса, завидовать, нужно на это не обращать внимания. Когда ты идёшь к своей цели и добиваешься результата, всегда будут ненавистники и желающие подпортить это. Нужно спокойно реагировать на такие ситуации и дальше заниматься тем, что нравится.
Беседовала Алина Скосырская